Гриффс,

(Гриффис, Гриффес) Чарлз Томлинсон (Griffes; 17.9.1884, Элмайра, шт. Нью-Йорк – 8.4.1920, Нью-Йорк). Американский композитор. Учился у Мэри Селены Броутон (Broughton) в Элмайре, затем у известного немецкого композитора и педагога Энгельберта Хумпердинка (Humperdinck, 1854–1921) в Берлине, где прожил с 1903 по 1907 год. По возвращении в США преподавал музыкальные дисциплины в Тэрритауне, шт. Нью-Йорк. До конца 1900-х сочинял в духе немецкого романтизма, затем выработал более своеобразный стиль, отмеченный влиянием французского импрессионизма с такими его характерными признаками, как многослойная дифференциация фортепианной и оркестровой фактуры, свободная пластика развертывания мелодий, широкое использование целотоновых гамм и пентатоники, параллелизмов и остинато (примечательны Римские эскизы для фп., Три звуковые картины для фп. или инструментального ансамбля, музыка балета Святилище богини Луны). Интерес Гриффса к Востоку воплотился в фортепианной (впоследствии оркестрованной) поэме Храм наслаждений хана Хубилая, вокальном цикле Пять старинных китайских и японских стихотворений, балете Сё-дзё и др. В самом конце 1910-х в творчестве Гриффса наметился еще один стилистический сдвиг, о чем свидетельствует трехчастная Соната для фп. с ее напористой, энергичной ритмикой и необычайно смелым и свободным обращением с диссонансами. Ранняя смерть от «испанки» положила конец дальнейшему развитию таланта Гриффса – первого значительного американского композитора ХХ века, чья творческая эволюция проходила в непосредственной связи с современным ему мировым контекстом (он хорошо знал музыку Дебюсси и Стравинского и считал их диссонантный стиль «естественной средой для любого композитора, сочиняющего подлинно современную музыку»).

Муз. театр: Святилище богини Луны (The Kairn of Koridwen), танц. драма в 2 карт. для фл., 2 клар., 2 влт., арфы, чел. и фп. по ирл. легенде в пересказе Э. Шюре (1916, пост. 1917, Нью-Йорк); Сё-дзё (Sho-jo), япон. пантомима для фл., гоб., клар., арфы, 3 уд. и 4 стр. (1917, Атлантик-сити); Привет миру (Salut au monde), праздничная драма по У. Уитмену, неоконч. (пост. посмерт. 1922, Нью-Йорк).

Для орк.: Увертюра (ок. 1905); Симф. фантазия (1907); Храм наслаждений хана Хубилая (The Pleasure-Dome of Kubla Khan) соч. 8, по С.Т. Колриджу (1917, орк. версия произв. для фп., 1912); Ноктюрн (Notturno, 1918?; Поэма для фл. с орк. (1918); Вакханалия (Bacchanale, 1919?, орк. версия Скерцо из Фантастических пьес для фп., 1913); Облака (Clouds, 1919?, орк. версия фп. пьесы из Римских эскизов, 1916); Белый павлин (The White Peacock, 1919[?], орк. версия фп. пьесы из Римских эскизов, 1915).

Кам.-инстр. муз.: Три звуковые картины для инстр. анс. (1915, 2/1919?, версия фп. пьес, 1910–1912); 2 эскиза на инд. темы для стр. квартета (1918–1919).

Фп. муз.: Три звуковые картины (Three Tone-Pictures) соч. 5 (1910–1912); Храм наслаждений хана Хубилая, по С.Т. Колриджу (The Pleasure-Dome of Kubla Khan, 1912); Фантастические пьесы (Fantasy Pieces), 3 пьесы соч. 6 (1912–1915); Римские эскизы (Roman Sketches), 4 пьесы соч. 7 (1915–1916); Соната (1918); др. пьесы.

Вок. муз.: Звуковые образы (Tone-Images), 3 романса для гол. с фп. соч. 3 (1912–1914); Четыре впечатления (Four Impressions) для гол. с фп., сл. О. Уайлда (1912–1916); Пять старинных китайских и японских стихотворений (Five Poems of Ancient China and Japan) для гол. с фп. соч. 10 (1916–1917); Три стихотворения Фионы Маклауд (Three Poems of Fiona MacLeod) для гол. с фп. или с орк. соч. 11 (1918); др. песни для гол. с фп., в том числе на нем. и франц. тексты; произв. для хора a cappella.