Бёртуисл ,
(Бёртуистл, Бётуисл), сэр Харрисон (Birtwistle; р. 15.7.1934, Акрингтон, Ланкашир). Английский композитор. В 1952–1955 учился в Манчестерском музыкальном колледже, в том числе композиции у Ричарда Холла. Вместе со своими соучениками, композиторами Дэвисом и Александером Гёром (Goehr), трубачом и будущим дирижером Элгаром Хоуартом и пианистом Джоном Огдоном, организовал в 1953 году Манчестерскую группу новой музыки, которая сыграла заметную роль в пропаганде малоизвестного в Англии зарубежного авангарда. Был также профессиональным кларнетистом, играл в военном оркестре и в Ливерпульском ФО, но отказался от исполнительской карьеры после того, как его Рефрены и хоры для духового квинтета (1957) были включены в программу одного из британских фестивалей современной музыки. В этой небольшой, продолжительностью ок. 8 минут, партитуре, которую Бёртуисл считает своей первой достойной внимания работой (его более ранние рукописи недоступны), уже присутствуют важнейшие атрибуты его стиля, отмеченного влиянием Вареза: свобода от тональных ассоциаций и от ограничений, налагаемых серийной техникой; широкое использование сложных полиритмических наложений; постепенное «выращивание» целостной формы из единичного звука на основе достаточно ясного драматургического принципа, реализация которого время от времени прерывается неподготовленными событиями; склонность к лаконичным, рельефно очерченным мелодическим мотивам; подчеркнутая резкость и агрессивность кульминаций; пристрастие к тембрам духовых (подобно Варезу, Бёртуисл много пишет для духовых и ударных, заметно меньше — для струнных, особенно высоких).
В более масштабной партитуре Tragoedia для 10 инструменталистов (1965) впервые отчетливо выявляется еще одна важнейшая особенность манеры Бёртуисла: трактовка музыкальной формы как некоего стилизованного архаического ритуала. Заглавие своей пьесы Бёртуисл трактует сквозь призму исконного значения греческого термина: «козлиная песнь», брутальное дионисийское действо, протекающее тем не менее по четко установленным правилам. Tragoedia складывается из канонических разделов античной трагедии (пролог, парод, эписодий и антистрофа I, стасим, эписодий и антистрофа II, эксод), функции протагонистов и хора в ней выполняют отдельные инструменты и группы инструментов. На материале Tragoedia в значительной степени основано первое произведение Бёртуисла для театра – камерная опера Панч и Джуди, где абстрактная схема «трагедийного» ритуала получает конкретное (отчасти гротескное) сюжетное наполнение: история кровавых деяний Панча, известного персонажа английского площадного кукольного театра, представлена как ряд ступеней «инициации» героя, ищущего свой идеал «вечной женственности». Архаически-ритуальные подтексты и элементы театрализации свойственны многим позднейшим ансамблевым и оркестровым опусам Бёртуисла, о чем часто свидетельствуют их названия: Тайный театр, Танцы Земли, Бесконечный парад, Ритуальный фрагмент, Крик Анубиса, Паника (имеется в виду действо в честь бога природы Пана). Начиная с оркестровой пьесы Nomos (1968), Бёртуисл часто прибегает к приему, восходящему к старинной практике композиции на cantus firmus: целостность формы или ее раздела поддерживается благодаря наличию сквозной тематической идеи, излагаемой крупными длительностями в относительно размеренном ритме. На «контрапункте» этой устойчивой основы и происходящих на ее фоне событий, последовательность которых может быть сколь угодно прихотливой, построен ряд партитур, которые сам Бёртуисл сравнивает со старинными процессионалами, то есть с гимнами, звучащими во время ритуальных шествий. Самый известный из оркестровых «процессионалов» Бёртуисла – Триумф времени; его название отсылает к одноименной гравюре Питера Брейгеля-старшего, изображающей кортеж аллегорических фигур Времени, Смерти и Славы через нагромождение атрибутов суетной земной жизни на фоне вечной природы (затронутый здесь дуализм сиюминутного и вечного, человеческого и природного, случайного и закономерного так или иначе разрабатывается и в ряде других произведений Бёртуисла, прежде всего в операх). Количество фактурных пластов, наслаивающихся на сквозную тему и различных по своим регистровым, ритмическим, темповым и прочим показателям, может варьироваться у Бёртуисла в весьма широких пределах, а отношения между ними могут приобретать сложный, конфликтный характер. В монументальных Танцах Земли коллизии, возникающие внутри оркестровой ткани, достигают неслыханной стихийной мощи (после премьеры в 1986 году эту партитуру, местами, действительно, возбуждающе «дансантную», сравнивали с Весной священной Стравинского).
«Дионисийский» дух, преобладающий в оркестровой музыке Бёртуисла от Tragoedia до Паники, отчасти уравновешивается «аполлонической» сдержанностью, присущей некоторым его вокальным опусам – прежде всего тем, которые прямо или косвенно связаны с мифом об Орфее (драматическая сцена Нения: смерть Орфея, камерная кантата Меридиан, мадригал У самого порога ночи) и вдохновлены поэзией Сафо (Антракты и фрагменты из Сафо, Кантата). Вершинами этой линии творчества Бёртуисла стали опера Маска Орфея, где античный миф «полифонически» и «нелинейно», то есть безотносительно к движению сюжета, интерпретируется с разных точек зрения (вокально-оркестровая ткань оперы помещена в среду «потустороннего» электронно синтезированного звука, одна из функций которого – репрезентация голоса Аполлона), и получасовая инструментально-хоровая поэма …agm… на разрозненные слова, сохранившиеся на обрывках папирусов со стихами Сафо в египетских саркофагах (особенностями текста, очевидно, обусловлена фрагментарность партитуры, местами почти пуантилистическая, что не совсем обычно для Бёртуисла). В своей следующей большой опере Гауэйн, написанной на сюжет легенды об одном из рыцарей Круглого стола короля Артура, Бёртуисл сохраняет верность сложному «моностилистическому» музыкальному языку, густой многослойной фактуре, принципу опоры на cantus firmus (по утверждению Бёртуисла, вся опера основана на одной подспудной мелодической линии), ритуальному элементу и дуализму «природного» (законосообразного, периодического) и «человеческого» (импульсивного, не до конца предсказуемого) начал. Вместе с тем по меркам Бёртуисла опера сравнительно традиционна: в ней есть ясно выраженная сюжетная интрига, характер главного героя претерпевает определенное психологическое развитие, встречаются лейтмотивы. До 2000 года из-под пера Бёртуисла вышли еще две значительные работы для музыкального театра: опера Вторая жена Конга (очередная, после Панча и Джуди и серии опусов об Орфее, фантазия о стремлении к недостижимому идеалу «вечной женственности», где в качестве героя выведено кинематографическое чудовище Кинг-Конг) и посвященное юбилею христианства действо Тайная Вечеря – опыт переосмысления одного из центральных эпизодов Евангелия сквозь призму «трех нулей 2000 года». Свою приверженность вечным («архетипическим») темам, сложно дифференцированным архитектоническим формам и многоуровневым системам ритмических пульсаций Бёртуисл впечатляюще подтвердил и в крупнейшем концертном опусе 1990-х – 18-частном (продолжительностью около часа) цикле Тени пульсаций, где номера для голоса и 5 инструментов по трагическим стихам Пауля Целана перемежаются и «комментируются» миниатюрами для струнного квартета. Его центральные оркестровые работы 2000-х — масштабный ноктюрн Тень ночи, вдохновленный, подобно более раннему опусу Melencolia I, знаменитой гравюрой Дюрера Меланхолия, и Игра Тесея, в названии которой обыгрывается сходство между идеей cantus firmus и нитью Ариадны.
В 1967 Бёртуисл и Дэвис основали ансамбль Pierrot Players (по образцу ансамбля Лунного Пьеро Шёнберга), для которого Бёртуисл аранжировал мотеты Гийома де Машо (XIV век) и Йоханнеса Окегема (XV век). Музыку Машо он обрабатывал и позднее, а элементы свойственной мотетам XIV века техники изоритмии использовал при организации ритмических структур собственной музыки. У Бёртуисла встречаются и другие случаи опоры на творчество старых мастеров (например Джона Дауленда, XVI–XVII века), однако в целом для него более характерно стремление абстрагироваться от исторического прошлого музыки. Суровый, величественный, бескомпромиссно серьезный – при всей внешней экстравагантности отдельных приемов – этос творчества Бёртуисла проистекает из его представления о том, что музыка есть средство передачи глубинных и первичных истин о единственно важных и существенных вещах.
В 1975–1984 Бёртуисл занимал должность музыкального руководителя лондонского Нац. театра (National Theatre). В 1994–2001 – профессор композиции лондонского Кингс-колледжа.
Оперы: Панч и Джуди (Punch and Judy), трагич. комедия или комич. трагедия, одноакт., либр. С. Праслина (1967, пост. 1968, Олдборо); Вниз по Гринвудской стороне (Down by the Greenwood Side), драм. пастораль, одноакт., либр. М. Наймана по мотивам ср. век. святочных предст. (1969, Брайтон); Маска Орфея (The Mask of Orpheus), лирич. трагедия в 3 актах, либр. П. Зиновьева (1973–1975, 1981–1984, пост. 1986, Лондон); Раз, два, три (Yan Tan Tethera), механич. пастораль, одноакт., либр. Т. Харрисона по мотивам англ. фольклора (1984, пост. 1986, Лондон); Гауэйн (Gawain), в 2 актах, либр. Д. Харсента по роману Сэр Гауэйн и Зеленый рыцарь, XIV век (1991, Лондон, Ковент-Гарден, 2/1994, там же, 3/1999); Вторая жена Конга (The Second Mrs Kong), в 2 актах, либр. Р. Хобана (1994, Глайндбёрн); Тайная Вечеря (The Last Supper), драм. картины, либр. Р. Блейзера (1999, пост. 2000, Берлин, Немецкая гос. опера); Страсти Ио (The Io Passion), кам., либр. С. Плейса (2004, Олдборо); Минотавр (The Minotaur), в 13 сценах, либр. Харсента (2008, Лондон, Ковент-Гарден).
Др. произв. для муз. театра: Поле пульсаций (Pulse Field), импровизированный балет для 6 танцоров и 9 инструменталистов (1977, Снэйп-Малтингс); Склонись (Bow Down), импровизированная муз.-театр. пьеса для 5 актеров и 4 музыкантов, текст Т. Харрисона ( 1977, Лондон); Коридор (The Corridor), сцена для сопр., тен. и 6 инстр., либр. Д. Харсента (2009, Олдборо); Исцеление (The Cure) для 2 голосов и анс. (2015); произв., снятые автором с исполнения.
Орк. муз.: Chorales (1963); Три части с фанфарами (Three Movements with Fanfares), кам. орк. (1964); Закон (Nomos), 4 дух. инстр. с электр. усилением и орк. (1968); Воображаемый пейзаж (An Imaginary Landscape), медн. дух., уд. (4 исполн.), 8 кб. (1971); Триумф времени (The Triumph of Time, 1972); Граймторпская ария (Grimethorpe Aria), медн. дух. (1973); Melencolia I, клар., арфа, 2 стр. орк. (1976); Танцы Земли (Earth Dances, 1986); Бесконечный парад (Endless Parade), труба, стр. орк., вибр. (1987); Гокеты хранителя Луны (Les hoquets du gardien de la lune) по Машо (1987); Машо в моем стиле (Machaut à ma manière, 1988); Сэлфордская токката (Salford Toccata), медн. дух. (1989); Путешествие Гауэйна (Gawain’s Journey), на осн. оперы Гауэйн (1991); Антифонии (Antiphonies), фп. и орк. (1993); Крик Анубиса (The Cry of Anubis), туба и орк. (1994); Паника (Panic), сакс., уд. (1 исполн.) и дух. (1995); Исход (23:59:59) (Exody (23:59:59), 1998); Sonance Severance 2000 (1999); Тень ночи (The Shadow of Night, 2001); Игра Тесея (Theseus Game), большой анс. с 2 дирижерами (2002); Черная птица ночи (Night’s Black Bird, 2004); Концерт для скр. с орк. (2010); Отклики (Responses), фп. концерт (2014); Глубокое время (Deep Time, 2016); фанфары для дух. орк.
Для 6–15 инструменталистов: Мир обнаружен (The World is Discovered) по Г. Изаку, 12 инстр. (1961); Tragoedia, дух. квинтет, арфа, стр. квартет (1965); Строфы для ансамблей (Verses for Ensembles), 5 дер. дух., 5 медн. дух., уд. (3 исполн.) (1969); Hoquetus David, обр. мотета Машо, 6 инстр. (1969); Ut heremita solus, обр. мотета Окегема для 6 инстр. (1969); Кое-какие лепестки из моего Туикнемского гербария (Some Petals from my Twickenham Herbarium), 6 инстр. (1969); Памяти Стравинского (Tombeau in memoriam Igor Stravinsky), 7 инстр. (1971); О стыд, о стыд, конек-скакунок позабыт (For O, For O, the Hobby-Horse is Forgot), церемония для 6 ударников (1976); Силберийская ария (Silbury Air), 15 инстр. (1977); Нескончаемая механическая песнь Аркадии (Carmen Arcadiae Mechanicae Perpetuum), 14 инстр. или кам. орк. (1977); Меркурий: пластические позы (Mercure: poses plastiques) по Сати, 14 инстр. (1980); Тихое движение (Still Movement), 13 стр. (1984); Тайный театр (Secret Theatre), 14 инстр. (1984); Ритуальный фрагмент (Ritual Fragment), 14 инстр. (1990); Баховские такты (Bach Measures) по Органной книжечке Баха, 15 инстр. (1996); Медленный фриз (Slow Frieze), фп. и 13 инстр. (1996); Sonance 2000, 9 медн. дух. (1999); 17 Tate Riffs, 12 дух. и 3 мар. (2000); Tenebrae David, 10 медн. дух. (2001); Ямбическая песнь (Cantus Iambeus), 13 инстр. (2005); др. миниатюры.
Для 1–5 инструменталистов: Рефрены и хоры (Refrains and Choruses), дух. квинтет (1957); Précis, фп. (1960); Стихи (Verses), клар. и фп. (1965); Хорал из игрушечного магазина (Chorale from a Toy-Shop), 5 дух. (1967); Linoi, клар. и фп. (1968); Любовная песня Дины и Ника (Dinah and Nick’s Love Song), 3 мелодич. инстр. и арфа (1970); Квинтет для клар. и стр. (1980); Pulse Sampler, гоб. и клавес (дер. палочки) (1981); Дуэты для Стораба (Duets for Storab), 2 фл. (1983); Колыбельная Жанны (Berceuse de Jeanne), фп. (1985); Заря Гектора (Hector’s Dawn), фп. (1987); Прерванная бесконечная мелодия (An Interrupted Endless Melody), гоб. и фп. (1991); Девять частей для стр. квартета (Nine Movements for String Quartet, 1991–1996); Пять расстояний для пяти инструментов (Five Distances for Five Instruments), дух. квинтет (1992); Hoquetus Petrus, 2 фл. и мал. труба (1995); Часы Харрисона (Harrison’s Clocks), фп. (1998); Сигнал для Шелкового дома (The Silk House Tattoo), 2 трубы и уд. (1998); Остинато с мелодией (Ostinato with Melody), фп. (2000); The Axe Manual, фп. и уд. (2000); Толпа (Crowd), арфа (2005); Страсти Ио: Утренние серенады и ноктюрны (The Io Passion: Aubades and Nocturnes), клар. и стр. квартет (2004); Lied, влч. и фп. (2006); Дерево струн (The Tree of Strings), стр. квартет (2007); произв. для детей; неопубл. произв.; др. миниатюры.
Вок. муз.: Монодия для Корпус Кристи (Monody for Corpus Christi), сопр., фл., влт., скр., староангл. тексты (1959); Повествование: описание того, как проходит год (Narration: a Description of the Passing of a Year), хор, сл. из романа Сэр Гауэйн и Зеленый рыцарь, XIV век (1963); Антракты и фрагменты из Сафо (Entr’actes and Sappho Fragments), сопр. и 6 инстр. (1964); Звони в беззвучные колокола (Ring a Dumb Carillon), драм. сцена, сопр., клар. и уд., сл. К. Лога (1965); Пасхальная песнь (Carmen paschale), хор и орг., сл. Седула Скотта, IX век (1965); Кантата, сопр. и 6 инстр., сл. Сафо (1969); Нения: смерть Орфея (Nenia: the Death of Orpheus), драм. сцена, сопр. и 5 инстр., сл. П. Зиновьева (1970); Меридиан (Meridian), м.-сопр., 2 жен. хора, влт., влч. и 11 инстр., сл. К. Лога и Т. Уайетта (1971); Пролог (Prologue), тен. и 7 инстр., сл. из Агамемнона Эсхила (1971); Эпилог (Epilogue), бар., 5 медн. дух., 6 тамтамов, сл. из Бури Шекспира (1972); Пляж: 8 арий-воспоминаний (La plage: 8 Arias of Remembrance), сопр. и 5 инстр., сл. А. Роб-Грийе (1972); Поля скорби (The Fields of Sorrow), 2 сопр., хор и 16 инстр., сл. Авсония (1972); обр. 5 хоральных прелюдий Баха для сопр. и 3 клар. (1975); …agm…, кам. хор и 3 инстр. группы, сл. Сафо (1979); У самого порога ночи (On the Sheer Threshold of the Night), мадригал для 16 гол., сл. Боэция (1980); Deowa, сопр. и клар., без слов (1983); Мои песни (Songs by Myself), сопр. и 7 инстр., сл. Б. (1984); Слова над головой (Words Overhead), сопр., 3 дух. и стр., сл. Б. (1985); Четыре осенние песни (Four Songs of Autumn), сопр. и стр. квартет, сл. из япон. лирики (1987); К музыке (An die Musik), сопр. и 10 инстр., сл. Р.М. Рильке (1988); Виноторговец Робин (The Wine Merchant Robin of Mere), муж. гол. с фп. (1989); Девять стихотворений [Пауля] Целана (Nine Settings of Celan), сопр. и 5 инстр. (1989–1996); Четыре стихотворения Яана Каплински (Four Poems by Jaan Kaplinski), сопр. и 13 инстр. (1991); Тени пульсаций (Pulse Shadows), состоят из Девяти стихотворений Целана и Девяти частей для стр. квартета (1996); Девять стихотворений Лорин Нидекер (Nine Settings of Lorine Niedecker), сопр. и влч. (1998–2000); Любовные крики (Love Cries), сопр., м.-сопр., тен. и орк. (1998–1999, на осн. оперы Вторая жена Конга); Женщина и заяц (The Woman and the Hare), сопр., чтица и 9 инстр., сл. Д. Харсента (1999); Три латинских мотета (Three Latin Motets) из оперы Тайная Вечеря, кам. хор (1999); Грусть Комати (The Sadness of Komachi), тен. и подгот. фп., сл. из пьесы япон. театра Но в англ. пер. (2000); Круговой танец Назаретянина (The Ring Dance of the Nazarene), бар., африканский барабан, хор и 6 дух., сл. Харсента (2003); Три стихотворения Бренделя (Three Brendel Settings), бар. и орк. (2000—2004); 3 арии Баха, сопр., к.-тен. и кам. анс. (2003–2004); 26 элегий к Орфею (26 Orpheus Elegies), гоб., арфа и к.-тен., сл. Р.М. Рильке (2003–2004); Мадригалы [Пабло] Неруды (Neruda Madrigales), кам. хор и инстр. анс. с электр. усилением (2005); Песня о себе (Song of Myself), бар., кб. и уд. (2006); Три стихотворения Лорин Нидекер (Three Settings of Lorine Niedecker), сопр. и влч. (2011); Реквием для ночной бабочки (The Moth Requiem), 12 жен. голосов, арфа, альт. флейта (2012); произв. для детей; др. миниатюры.
Др. произв.: Сигналы (Signals), клар. и магн. (1970); Хронометр (Chronometer), магн. (1972); Мирный мобиль (Placid Mobile), 36 засурдиненных труб (1998); муз. к спектаклям лондонского Национального театра (1975–1984) и к одному фильму.