Буланже,

Надя (Жюльетт) (Boulanger; 16.9.1887, Париж – 22.10.1979, там же). Французский педагог композиции, дирижер, органистка. Дочь композитора и скрипача, профессора Парижской консерватории Эрнеста Александра Буланже (1815–1900). В возрасте 10 лет поступила в Парижскую консерваторию, училась у Габриэля Форе и Шарля-Мари Видора (композиция), Луи Вьерна и Александра Гильмана (орган) и др. До конца 1910-х создала ряд вокальных и инструментальных миниатюр, но после смерти своей сестры Лили (см. ниже) перестала сочинять. Творческий дар Буланже, судя по всему, был невелик, но она обладала обширными знаниями, феноменально острым слухом, блестящим аналитическим умом и была абсолютно компетентна во всех вопросах музыкальной теории и практики, что предопределило ее успехи на педагогическом поприще. Вела классы композиции в парижской Эколь-нормаль (École normale de musique, 1920–1939) и в Американской консерватории Фонтенбло под Парижем (с 1921, директор с 1948). В 1940–1946 работала в США, в том числе в Джульярдской школе (Нью-Йорк). В 1946–1957 преподавала также в Парижской консерватории. Из композиторов-современников Буланже выше всех ценила , чья музыка, наряду с творчеством Форе, явилась тем эталоном, на который она ориентировалась в своей педагогической деятельности. Ее многочисленные европейские и американские ученики представляют разнообразные направления современной музыки, но в большинстве своем тяготеют к неоклассицизму: Буланже была сторонницей строгой классической дисциплины и в своем классе не признавала «вольностей» в обращении с гармонией и контрапунктом. Среди наиболее известных воспитанников Буланже – американцы Аарон Копленд, Вёрджил Томсон, Уолтер Пистон, Рой Харрис (все они до конца жизни сохранили верность ее эстетическим установкам), Эллиотт и Филип , плодовитый французский композитор Жан Франсе, польские композиторы Гражина Бацевич, Витольд Рудзиньский, Михал Списак, Казимеж Сероцкий, Войчех Киляр, Зыгмунт Краузе и Кшиштоф Мейер, датчанин Пер . Школу Буланже прошли и многие известные исполнители, в том числе пианисты Клиффорд Кёрзон, Дину Липатти, Роберт Левин, дирижер и композитор Игорь Маркевич, скрипач Хенрык Шеринг, пианист и дирижер Даниэль Баренбойм, дирижер Гардинер. Авторитет и влияние Буланже с неудовольствием воспринимались в лагере авангарда, где ее методы считали «близорукими». Как дирижер Буланже пропагандировала музыку Возрождения и барокко, творчество своей сестры, исполняла произведения современных композиторов (осуществила премьеры Литаний Черной Богоматери Франсиса Пуленка, 1936, и концерта Стравинского Дамбартон-Оукс, 1938), а из традиционного концертного репертуара – прежде всего Реквием Форе. Была первой женщиной, вставшей за пульт ряда ведущих оркестров, в том числе Бостонского СО и Филадельфийского оркестра. Самая известная запись Буланже – собрание мадригалов Монтеверди в исполнении основанного ею в 1936 вокального ансамбля (Буланже сопровождает пение игрой на фп.); благодаря этой записи, вышедшей в конце 1930-х, музыка Монтеверди впервые стала достоянием массовой аудитории. Буланже приняла участие в премьерах Псалма 47 Флорана Шмитта (1904) и 1-й симфонии своего ученика Копленда (1925), исполнив партию органа.

Ее сестра Лили (Мари Жюльетт Ольга) Буланже (21.8.1893, Париж – 15.3.1918, Мези) – композитор. В раннем детстве обнаружила исключительные способности, в 1913 удостоилась Римской премии – самой почетной награды для молодых композиторов (первая женщина-лауреат). В ее небольшом по объему наследии центральное место занимает вокальная музыка, прежде всего произведения для хора и оркестра, проникнутые глубоким религиозным чувством (Псалмы 24, 129 и более масштабный Псалом 130, Старая буддийская молитва (Vieille prière bouddhique) с солирующим тенором). Последняя работа Лили Буланже, молитва Pie Jesu для сопрано, струнного квартета, арфы и органа, была записана под ее диктовку Надей Буланже Сказочная опера Лили Буланже Принцесса Мален (La princesse Maleine, по М. Метерлинку) осталась неоконченной.