Дилиус,

(Делиус) Фредерик (собств. Фриц Теодор Альберт) (Delius; 29.1.1862, Брадфорд –10.6.1934, Гре-сюр-Луэн). Английский композитор с немецкими корнями. Сын промышленника, с юных лет много путешествовал. В 1884–1886 жил в США – вначале во Флориде, где пытался заведовать цитрусовой плантацией и брал уроки музыки у Томаса Уорда (Ward), затем в Виргинии, где преподавал сам. В 1886 году, окончательно решив посвятить себя музыке, он вернулся в Европу и поступил в Лейпцигскую консерваторию, в класс ведущего педагога композиции Карла Райнеке. В 1887 году познакомился и подружился с Григом – своим кумиром. После окончания консерваторского курса (1888) поселился в Париже, где в круг его общения входили представители космополитической богемы (драматург А. Стриндберг, художники П. Гоген и Э. Мунк и др.). С 1897 жил в городке Гре-сюр-Луэн на востоке Франции. Стиль Дилиуса складывался под влиянием Грига, а также Вагнера, Штрауса, Дебюсси. Для его музыки характерны альтерированные гармонии, используемые не столько по-вагнеровски, то есть для усиления напряжения, сколько в духе Грига или Дебюсси – ради создания мягкого, изысканного звукового колорита. Дилиус тяготел к гибкой «бесконечной мелодии», однако его мелодический дар был скорее невелик, и к тому же он слабо владел искусством развертывания крупной формы; соответственно его опыты в непрограммных инструментальных жанрах (4 концерта, 4 сонаты, квартет) не имеют особой ценности. Самая привлекательная часть наследия Дилиуса – разнообразные по форме и настроению оркестровые поэмы, вдохновленные образами природы (В летнем саду, Песня высоких холмов с бессловесным хором, диптих Летняя ночь на реке и Слушая первую кукушку весной, Песня лета и др.). Картины природы составляют наиболее ценную часть музыки его лучших опер – Сельские Ромео и Джульетта и Фенниморе и Герда. Свое отношение к ключевым вопросам бытия убежденный «ницшеанец» Дилиус наиболее полно выразил в масштабной хоровой Мессе жизни на слова из книги Ф. Ницше Так говорил Заратустра; по стилю и содержанию к ней примыкают Морской дрейф на слова другого любимого поэта Дилиуса, У. Уитмена, и светский Реквием на немецкий текст Г. Зимона (Simon). Хотя Дилиус бывал в Англии лишь наездами, на родине у него сложился круг преданных почитателей. Один из них, Эрик Фенби, стал секретарем Дилиуса в последние годы его жизни, когда композитор ослеп и потерял трудоспособность (последствия сифилиса); Фенби записал под диктовку Дилиуса его поздние партитуры. Другим приверженцем Дилиуса был выдающийся дирижер и влиятельнейший музыкальный деятель Томас Бичем, сыгравший неоценимую роль в популяризации его творчества и создавший ему репутацию одного из самых значительных мастеров английской музыки.

Оперы: Ирмелин (Irmelin), в 3 актах, либр. Д. (1892, пост. 1953, Лондон); Волшебный фонтан (The Magic Fountain), в 3 актах, либр. Д. (1895, пост. 1997, Лондон); Коанга (Koanga), в 3 актах с прологом и эпилогом, либр. Ч.Ф. Кири по Дж.В. Кейблу (1897, пост. 1904, Эльберфельд); Сельские Ромео и Джульетта (нем. Romeo und Julia auf dem Dorfe, англ. A Village Romeo and Juliet), в 6 карт., либр. Д. по Г. Келлеру (1901, пост. 1907, Берлин); Красная Марго (Margot la Rouge), одноакт., либр. Б. Гастон-Данвиль (1902, пост. 1983, Сент-Луис); Фенниморе и Герда (Fennimore and Gerda), в 11 карт., либр. Д. по Й.П. Якобсену (1910, пост. 1919, Франкфурт-на-Майне).

Муз. к театр. постановкам, в том числе по пьесе Дж.Э. Флекера Хасан (Hassan, 1923).

Осн. произв. для орк.: Флорида (Florida), сюита (1887); Аппалачи (Appalachia), американская рапсодия (1896, ред. с бар. и хором 1903); Над холмами и вдали (Over the Hills and Far Away), увертюра-фантазия (1897); Концерт для фп. с орк. c (1897); Париж: песня великого города (Paris: the Song of a Great City), ноктюрн (1899); Танец жизни (Lebenstanz), симф. поэма (1899–1901); Бриггская ярмарка (Brigg Fair), вариации на тему англ. нар. песни (1907); В летнем саду (In a Summer Garden), рапсодия (1908); 1-я танц. рапсодия (1908); Летняя ночь на реке (Summer Night on the River), мал. орк. (1911); Слушая первую кукушку весной (On Hearing the First Cuckoo in Spring), мал. орк. (1912); Эскизы северной страны (North Country Sketches, 1914); Концерт для скр. и влч. с орк. (1916); Концерт для скр. с орк. (1916); 2-я танц. рапсодия (1916); Песня перед восходом солнца (A Song before Sunrise), мал. орк. (1918); Концерт для влч. с орк. (1921); Песня лета (A Song of Summer, 1918–1930); Каприс и элегия (Caprice and Elegy), влч. и кам. орк. (1930); конц. версии орк. отрывков из опер.

Осн. произв. с участием хора: Аппалачи (Appalachia), вариации на невольничью песню, бар., хор и орк., сл. нар. (1903, ред. орк. произв. 1896 года); Морской дрейф (Sea Drift), бар., хор и орк., сл. У. Уитмена (1904); Месса жизни (Eine Messe des Lebens), сопр., к.-а., тен., бар., хор, орк., сл. Ф. Ницше (1905); Песни заката (Songs of Sunset), м.-сопр., бар., хор, орк., сл. Э. Доусона (1907); Арабеска (An Arabesque), бар., хор и орк., сл. Й.П. Якобсена (1911); Песня высоких холмов (The Song of the High Hills), хор без слов, орк. (1911); Реквием (Requiem), сопр., бар., хор, орк., сл. Г. Зимона на нем. яз. (1913–1916); Две песни для пения о летней ночи на воде (2 Songs to be sung of a Summer Night on the Water), хор a cappella без слов (1917); Песни прощания (Songs of Farewell), хор и орк., сл. У. Уитмена (1920–1930).

Др. вок. муз.: Поздний жаворонок (A Late Lark), тен. и орк., сл. У.Э. Хенли (1924–1929); Идиллия (Idyll), сопр., бар. и орк., сл. У. Уитмена (1932, обр. фрагм. из оперы Красная Марго, 1902); др. произв. для гол. с орк.; ок. 75 романсов и песен для гол. с фп. на англ., франц., нем., дат., норв. слова.

Осн. кам.-инстр. произв.: 1-я соната для скр. и фп. (1905–1914); Стр. квартет (1916); Соната для влч. и фп. (1916); 2-я соната для скр. и фп. (1923); 3-я соната для скр. и фп. (1930).