Грубер,

Хайнц Карл, по прозвищу Нали (Gruber; р. 3.1.1943, Вена). Австрийский композитор, контрабасист, певец и актер кабаре, дирижер. Учился в Венской ВМШ, по композиции совершенствовался у (позднее посвятил учителю 2-й скрипичный концерт Музыка Небельштайна, включающий ряд цитат из его музыки). Был контрабасистом ансамбля новой музыки die reihe под руководством и СО Венского радио. С середины 1960-х выступает как актер и певец (шансонье). В 1968 Грубер и его коллеги, венские композиторы Курт Швертзик (р. 1935) и Отто М. Цикан (Zykan, 1935–2006) основали ансамбль MOB art & ton ART, исполнявший экстравагантные театрализованные «перформансы», в том числе с песнями и – композиторов, которых Грубер ценит особенно высоко. Репертуар Грубера-актера и певца включал, помимо прочего, цикл , Восемь песен для безумного короля , опусы Церхи и . Широкую известность Груберу принес вокальный цикл («пандемониум») Франкенштайн!! на «страшные» детские стихи австрийского поэта XX века Ганса Карла Артмана. Грубер солировал на премьере этого произведения (1978, Ливерпуль) и впоследствии часто и с большим успехом исполнял его на сценах разных городов и стран. Музыка цикла Франкенштайн!! ассоциируется с репертуаром берлинских и венских кабаре первой трети XX века. Гротескные, иногда нарочито карикатурные акценты сочетаются в ней с изысканной инструментовкой; оркестранты играют не только на обычных, но и на игрушечных инструментах, что местами придает музыке своеобразный инфантильный колорит, оттеняющий «черный юмор» стихов. Разделяя приверженность Артмана поэтике смешения стилей и языковых пластов, Грубер впоследствии неоднократно обращался к его творчеству. В его музыке смешение стилей часто принимает форму сочетания и взаимопроникновения оборотов развлекательной и фольклорной музыки, «бесконечных мелодий» в позднеромантическом роде и сложных атональных структур, в том числе организованных по серийному принципу. Характерный пример – одночастный 1-й скрипичный концерт «…соткано из аромата теней…» (в заглавие вынесена строка из стихотворения Артмана). Концерт построен в форме масштабной романтической поэмы, логическим завершением которой служит мелодия более ранней лирической эстрадной песни Грубера, как бы сотканная из интонаций, звучавших по ходу концерта (напрашивается параллель со Скрипичным концертом Берга, где в аналогичной функции закономерного итога выступает хорал Баха). Одно из проявлений эксцентричной натуры Грубера – пристрастие к шумным нагромождениям ударных (характерен концерт для ударных Грубые звуки). В своих операх Грубер, вслед за Вайлем и Айслером, разрабатывает брехтовскую концепцию «эпического театра» с элементом сатирической критики социальных пороков – таких, как насилие власть имущих над «маленьким человеком», непримиримость к «чужому» и т.п.; так, в сравнительно часто звучащей опере Глория фон Якстберг сюжету в духе Гадкого утенка Андерсена (только вместо уток здесь выступают свиньи) придано отчетливо антирасистское звучание.

Грубер – автор музыки и исполнитель нескольких ролей в телефильме Принесите мне голову Амадея (Bring Me the Head of Amadeus, режиссер Барри Гейвин (Gavin)), выпущенном в 1991 году к 200-летию со дня смерти Моцарта. Выступает как приглашенный дирижер, исполняя преимущественно свою музыку и произведения Айслера, Вайля, Церхи, Швертзика. В 1984 возглавил ансамбль die reihe.

Для театра: Изгнание из рая (Die Vertreibung aus dem Paradies), мелодрама в 5 сценах для 1–4 чтецов и кам. анс., либр. Р. Блетшахера (1966, пост. 1969, Вена); Гоморра (Gomorra), муз. спект. в 7 сценах с прологом и эпилогом, либр. его же (1976, пост. 1993, Вена); Глория фон Якстберг (Gloria von Jaxtberg), муз. театр в 2 актах для 5 певцов и 10 инстр., либр. Р. Херфуртнера (1994, Хаддерсфилд); господин северный ветер (der herr nordwind), опера в 2 частях, либр. Г.К. Артмана (2005, Цюрих).

Осн. произв. конц. жанров: Концерт для фл., вибр., ксил. и уд. (1961); Игра втроем (Gioco a tre), фп. трио (1963); Концерт для орк. (1964); Концерт для кб. с кам. орк. (1965); Три MOB-пьесы (Drei MOB Stücke), инстр. анс. (1968, 2/1977); Ревю (Revue), кам. анс. (1968); Bossa-nova, скр. и фп. (1968); Увеличение (Vergrößerung), орк. (1970); Франкенштайн-сюита (Frankenstein-Suite), гол. и инстр. анс., сл. Г.К. Артмана (1970); Франкенштайн!! (Frankenstein!!), пандемониум для шансонье (бар.) и орк. или инстр. анс., сл. его же (1977); …соткано из аромата теней… (…aus schatten duft gewebt…), 1-й концерт для скр. с орк. (1978, 2/1992); Фотороботы подозреваемой темы (Phantom-Bilder auf der Spur eines verdächtigen Themas), мал. орк. (1977); Воздушные замки (Luftschlößer), фп. (1981); Шаривари «Австрийский журнал» (Charivari ‘Ein österreichisches Journal’), по Perpetuum mobile И. Штрауса, орк. (1983); Грубые звуки (Rauhe Töne), концерт для уд. с орк. (1983); Анаграмма (Anagramm), 6 влч. (1987); Музыка Небельштайна (Nebelsteinmusik), 2-й концерт для скр. со стр. орк. (1988); Концерт для влч. с орк. (1989); Настроение времени (Zeitstimmung), шансонье (бар.) и орк., сл. Артмана (1996); Aerial, концерт для трубы с орк. (1999); Поля времени (Zeitfluren), концерт для кам. орк. (2001); Танцуя в темноте (Dancing in the Dark), орк. (2002); Секретный план (Hidden Agenda), орк. (2006); Уличное музицирование (Busking), труба, стр. орк., аккордеон, банджо (2007); into The Open.., ударные и орк. (2010); Концерт для фп. с орк. (2016); песни; инстр. миниатюры.