Каретников,
Николай Николаевич (28.6.1930, Москва – 10.10.1994, там же). Русский композитор. Внук выдающейся оперной и камерной певицы Марии Дейши-Сионицкой (1859–1932). В 1953 году окончил Московскую консерваторию по классу Шебалина. В конце 1950-х увлекся додекафонией, приверженность которой сохранил на всю жизнь; подобно Шёнбергу использовал эту технику для создания масштабных, насыщенных драматическими перипетиями партитур, преимущественно в густой многослойной фактуре (характерны Струнный квартет, 4-я симфония, Камерная симфония, из более поздних работ – Квинтет для фп. и струнных). Независимая эстетическая позиция привела Каретникова к длительной изоляции от ведущих течений музыкальной жизни СССР, в том числе от советского авангарда, для представителей которого ортодоксальная додекафония к концу 1960-х уже утратила актуальность. С середины 1960-х изоляция Каретникова усугубилась его обращением в православие. Между тем в области прикладной музыки Каретников сделал весьма успешную карьеру; до середины 1980-х он оставался одним из самых востребованных в СССР композиторов музыки для кино. Творческая индивидуальность Каретникова наиболее полно проявилась в его операх Тиль Уленшпигель и Мистерия апостола Павла. В первой из них (частично на основе музыки к фильму Легенда о Тиле) прихотливо сочетаются разнообразные стилистические идиомы. Вторая опера стилистически более однородна; по типу замысла (эпизод священного предания, представленный на фоне массовых движений, с акцентом на борьбе идей), характеру музыки и музыкальному языку она родственна опере Шёнберга Моисей и Аарон. Особая сфера творчества Каретникова – богослужебные хоровые композиции.
Для театра: Геологи, одноакт. балет (1956, пост. 1964, Москва); Ванина Ванини, одноакт. балет по Стендалю (1962, Москва); Тиль Уленшпигель, опера (зингшпиль) в 2 актах, либр. С. Лунгина и К. по Ш. де Костеру (ок. 1965–1985, пост. 1991, Билефельд); Крошка Цахес по прозванию Циннобер, балет в 3 актах по Э.Т.А. Гофману (1967, пост. 1970, Ганновер); Мистерия апостола Павла, опера в 10 сценах, либр. С. Лунгина (1972–1987, 1-е конц. исполнение 1995, там же); Волшебный камзол, балет (2-я ред. Крошки Цахеса, 1984, Москва).
Вок. муз.: ранние оратория и романсы; 5 духовных песнопений, с медн. дух. (1969); 8 духовных песнопений памяти Пастернака, муж. хор (1969–1989); 6 духовных песнопений (1993).
Для орк.: 1-я симфония (1951); 2-я симфония (1956); Драматическая поэма (1958); 3-я симфония (1959); 4-я симфония (1964); Концерт для дух. (1965); Камерная симфония, 29 инстр. (1968); Из Шолом-Алейхема, сюита для кам. орк. (1987); Концерт для стр. (1992).
Для 1–5 инстр.: ранние пьесы для фп.; Lento variazione, фп. (1961); Соната для скр. и фп. (1961); Стр. квартет (1963); Маленькая ночная музыка, фл., клар., бас-клар. и фп. (1969); Концертная пьеса, фп. (1969); 2 пьесы, фп. (1974); Квинтет для фп. и стр. (1990).
Муз. к фильмам (ок. 60, в том числе к фильмам А. Алова и В. Наумова Мир входящему, 1961, Скверный анекдот, 1966, Бег, 1970, Легенда о Тиле, 1976) и спект. (ок. 40).
Кн. Темы с вариациями, М., 1990; Готовность к бытию. М., 1994 (переиздавалась).