Хаубеншток-Рамати,

Роман (Haubenstock-Ramati; 27.2.1919, Краков – 3.3.1994, Вена). Польский и австрийский композитор, живописец и график. Учился в консерваториях и университетах Кракова (1934–1938) и Львова (1939–1941); его педагогами композиции были Артур Малявский и первый польский приверженец додекафонии Юзеф Кофлер. В 1950 году переехал в Израиль, где его авангардные устремления не нашли отклика. В 1957 вернулся в Европу, после стажировки в парижской студии конкретной музыки обосновался в Вене, до 1968 работал редактором и консультантом ведущего издательства новой музыки Universal Edition, а с 1973 по 1989 преподавал композицию в Венской ВМШ. Преподавал и выступал с лекциями также в других странах. Его ранняя музыка выдержана в серийной технике, с 1957 он работал методом алеаторики. Единицами формы у Хаубенштока-Рамати выступают так наз. мобили, на бумаге пространственно отграниченные друг от друга и зафиксированные нотацией, которая хотя и содержит обычные нотные знаки, но внешне часто напоминает абстрактную графику (свои графические партитуры он с 1959 неоднократно выставлял в качестве произведений изобразительного искусства). Исполнитель свободно выбирает порядок воспроизведения мобилей, а иногда и способ их прочтения (по горизонтали, по вертикали, по кругу и т.п.). Результирующую форму композитор назвал «динамически замкнутой»; ее основной принцип – «всегда одно и то же, но всякий раз по-новому». Хаубеншток-Рамати варьировал способы нотации и технику работы с мобилями и сочетал алеаторику с детерминированными (стабильными) элементами; по собственному признанию, в каждом очередном опусе он стремился решать новые композиционные и технические задачи. Самая значительная работа Хаубенштока-Рамати – опера Америка на собственное либретто по одноименному роману Ф. Кафки, в 2 частях (1962–1964, пост. 1966, Западный Берлин, 2-я ред. 1992). Алеаторика, приводящая к сюрреалистической «десемантизации» словесных текстов, лежит в основе таких его опусов, как Мобили для Шекспира (Mobile für Shakespeare) для женского голоса, фп., челесты, вибрафона и 3 ударников, слова 53-го и 54-го сонетов Шекспира (1958), Верительные грамоты, или Думай, думай, Лаки (Credentials or Think, Think Lucky) для женского голоса и 8 инструменталистов, слова из пьесы С. Беккета В ожидании Годо (1960) и «антиопера» по Беккету Comédie для 2 женских голосов, мужского голоса и 3 ударников (1967—69). Перу Хаубенштока-Рамати принадлежит ряд других бескомпромиссно «авангардных» по гармоническому языку, в той или иной степени пуантилистических по фактуре и обычно вариабельных по форме партитур для разных составов, в том числе для оркестра (Les symphonies de timbres (Симфонии тембров), 1957; Petite musique de nuit (Маленькая ночная музыка), 1958; Tableau I, II, III, 1967, 1970, 1971); Symphonie К (по Кафке), 1967, Symphonien, 1977; Polyphonien (для 1–4 оркестров и магнитофона), 1978; Nocturnes I, II, III, 1981, 1982, 1985; Imaginaire, 1987 и др.), камерных ансамблей, солирующих инструментов с электроникой, двух или нескольких фп. (в том числе Miroirs I, II, III для 16, 8 и 6 фп., 1984).

Теор. работа Musik-Graphik: Pre-Texte. Wien, 1980.