Хиндемит,

Пауль (Hindemith; 16.11.1895, Ханау, близ Франкфурта-на-Майне – 28.12.1963, Франкфурт-на-Майне). Немецкий композитор, альтист. В 1908–1917 учился игре на скрипке и композиции во франкфуртской Консерватории Хоха; среди его учителей – известный композитор и органист, пропагандист творчества Баха и Шютца Арнольд Мендельсон и видный композитор и педагог более «прогрессивной» ориентации Бернгард Зеклес. К 26 годам, будучи автором Веселой симфониетты, нескольких камерно-инструментальных опусов, отмеченных влиянием поздних сонат , и смелых по музыкальному языку, изощренно сконструированных одноактных опер на рискованные сюжеты (Убийца, надежда женщин и Святая Сусанна на либретто, соответственно, известного художника-экспрессиониста Оскара Кокошки и поэта-экспрессиониста Августа Штрамма, и юмористическая кукольная опера Нуш-Нуши на текст популярного австрийского литератора Франца Блея), приобрел репутацию самого многообещающего немецкого композитора своего поколения. С 1919 года его произведения публиковались ведущим немецким издательством Schott. В 1922–1927 написал семь многочастных инструментальных циклов (фактически – осовремененных concerti grossi) для разных составов под общим названием Камерная музыка; в стилистике этих и других инструментальных опусов Хиндемита 1920-х приемы, свойственные неоклассицизму (суховатый контрапункт, отчетливо акцентированные ритмы, нарочито угловатые мелодии, тональный гармонический язык, «приправленный» острыми диссонансами), сочетаются с элементами джаза и развлекательной музыки, использованными в гротескной, юмористической манере. Инструментальная музыка Хиндемита 1920-х – характерное проявление установки на бодрое, свободное от рефлексии, доходчивое и функциональное искусство, которая явилась реакцией на «декадентский» индивидуалистический экспрессионизм и в значительной степени определила духовную атмосферу Веймарской республики; эта установка получила наименование «новой вещественности» или «нового реализма» (нем. neue Sachlichkeit). В русле «новой вещественности» создана и опера Новости дня – один из самых примечательных образцов модного в Германии 1920-х жанра «злободневной оперы» (нем. Zeitoper). Другой популярный лозунг времени, «служебная музыка» (Gebrauchsmusik), побудил Хиндемита к активной работе на благо учащихся и любителей музыки, а также к созданию нескольких пьес для новых механических и электрических инструментов. Вместе с тем уже в те годы Хиндемит отнюдь не чуждался более значительных и серьезных художественных задач, о чем свидетельствуют вокальный цикл Жизнь Марии на возвышенно-религиозные стихи Р.М. Рильке и опера Кардильяк по новелле Э.Т.А. Гофмана Мадемуазель де Скюдери. В молодые годы Хиндемит вел также интенсивную исполнительскую деятельность. В 1914–1923 (с перерывом) он был скрипачом оркестра Франкфуртской оперы (с 1917 – концертмейстером первых скрипок). В 1921–1929 играл на альте в знаменитом квартете Ликко Амара, переименованном в квартет Амара – Хиндемита. Выступал также как солист-альтист, первым исполнил Концерт для альта с оркестром Уильяма Уолтона (1929). Владел многими оркестровыми инструментами, в том числе духовыми. В 1920-х был одним из организаторов и руководителей Донауэшингенских фестивалей современной музыки. В 1927 стал преподавателем Берлинской ВМШ по классам теории и композиции.

Стремление Хиндемита внести свой вклад в столь различные области музыки было обусловлено присущим ему чувством этической ответственности, которое усиливалось по мере того, как в Германии возрастала угроза нацизма. Начиная с оркестровых циклов Концертная музыка соч. 48–50 (1930) он на некоторое время оставил камерно-инструментальные жанры и, надеясь найти отклик среди более широкого круга слушателей, обратился к симфоническому творчеству. Его музыка стала более уравновешенной, его полифоническое письмо – менее диссонантным. В оратории Бесконечное на философский текст Готфрида Бенна и опере Художник Матис на сюжет из жизни немецкого живописца XV–XVI веков М. Грюневальда Хиндемит представил свое видение места искусства в обществе. В противоположность Бертольту Брехту с его концепцией политической ангажированности художника Хиндемит настаивал на том, что дело художника – оставаясь вне политики, способствовать улучшению общественной нравственности (до 1930 он сотрудничал с Брехтом и , но затем порвал с ними из-за идейных разногласий). После прихода Гитлера к власти творчество Хиндемита неоднократно подвергалось официальному осуждению, к тому же жена Хиндемита была наполовину еврейкой, что сделало его эмиграцию неизбежной (впрочем, издательство Schott продолжало выпускать музыку «арийца» Хиндемита и в годы нацизма). В 1935–1937 он четырежды посетил Турцию в качестве консультанта правительства этой страны по вопросам организации современного музыкального образования. В 1937 официально подал в отставку со своего поста в Берлинской ВМШ, а осенью 1938 обосновался в Швейцарии. В 1940–1953 жил в США, преподавал в Йельском университете и руководил университетским ансамблем старинной музыки Collegium musicum, читал лекции в Гарварде. С 1947 регулярно выезжал в Европу и в 1953 вновь поселился в Швейцарии. С 1951 по 1957 читал лекции в Цюрихском университете.

Поздняя музыка Хиндемита выдержана в стиле, сложившемся к началу 1930-х. Основы этого стиля изложены в трехтомном труде Unterweisung im Tonsatz (Наставление по композиции, 1937–1940). Хиндемит разработал учение о гармонии, основанное на природных свойствах обертонового ряда и включающее классификацию интервалов и созвучий согласно степени диссонантности; своим учением он стремился обосновать незыблемость тонального принципа в музыке. В системе теоретических воззрений Хиндемита значительное место занимает также учение о голосоведении и структуре мелодии. Своеобразной иллюстрацией его теории явился полифонический цикл для фп. Ludus tonalis (1.1.4.1-3 ). Продолжая линию Gebrauchsmusik (но уже на более высоком, чем прежде, художественном уровне), Хиндемит создал серию сонат и концертов практически для всех оркестровых инструментов вплоть до английского рожка, тубы, контрабаса; тем самым он внес неоценимый вклад в расширение их сольного концертного репертуара. Среди его поздних работ выделяются балет Nobilissima visione (по житию св. Франциска Ассизского), реквием памяти президента Ф.Д. Рузвельта Когда во дворе перед домом цвела этой весною сирень (на проникновенные стихи Уолта Уитмена памяти президента А. Линкольна, 1865) и опера Гармония мира (на сюжет из жизни И. Кеплера), в которой отразилось давнее увлечение композитора идеей всеобъемлющей космической гармонии. В последнее десятилетие жизни Хиндемита ведущее место в его творчестве заняла духовная музыка.

С 1954 Хиндемит много концертировал как дирижер, исполняя собственную музыку и произведения других композиторов. В послевоенные годы влияние Хиндемита заметно снизилось (в среде авангарда его подчеркнуто игнорировали), а к концу ХХ века его музыка, за исключением немногих опусов, похоже, утратила былую привлекательность для исполнителей. Во всех разнородных жанрах своего творчества Хиндемит проявил себя как ответственный, серьезный мастер, наделенный вкусом и чувством меры, однако его дисциплинированной и надежной музе недоставало спонтанности, обаяния и изящества; выходивший из-под его пера продукт был, как правило, добротным и достаточно своеобразным, но не слишком увлекательным. Духовный аспект индивидуальности Хиндемита наиболее впечатляюще проявился в цикле Жизнь Марии, симфонии по опере Художник Матис и реквиеме памяти Рузвельта, а концертно-виртуозный и юмористический – в популярных доныне Четырех темпераментах для фп. и струнного оркестра и Симфонических метаморфозах тем К.М. фон Вебера.

Оперы: Убийца, надежда женщин (Mörder, Hoffnung der Frauen), одноакт. опера соч. 12, либр. О. Кокошки (1919, пост. 1921, Штутгарт); Нуш-Нуши (Das Nusch-Nuschi), одноакт. опера для театра бирманских марионеток соч. 20, либр. Ф. Блея (1920, пост. 1921, там же); Святая Сусанна (Sancta Susanna), одноакт. опера соч. 21, либр. А. Штрамма (1921, пост. 1922, Франкфурт-на-Майне); Туттифентхен (Tuttifäntchen), рождественская сказка в 3 карт., либр. Х. Михель и Ф. Беккер (1922, пост. 1923, Дармштадт); Кардильяк (Cardillac), опера в 3 актах соч. 39, либр. Ф. Лиона по Э.Т.А. Гофману (1926, Дрезден, 2 (либр. Х. по Лиону)/1952, Цюрих); Туда и обратно (Hin und zurück), скетч соч. 45а, текст М. Шиффера (1927, Баден-Баден); Новости дня (Neues vom Tage), веселая опера в 3 частях, либр. его же (1929, Берлин, 2 (в 2 актах, либр. Х. по Шифферу)/1954, Неаполь); Художник Матис (Mathis der Maler), опера в 7 карт., либр. Х. (1935, пост. 1938, Цюрих); Гармония мира (Die Harmonie der Welt), опера в 5 актах, либр. Х. (1957, Мюнхен); Долгая рождественская трапеза (Das lange Weihnachtsmahl), одноакт. опера, либр. Х. по Т. Уайлдеру (1961, Мангейм).

Балеты: Демон (Der Dämon), танц. пантомима в 2 карт. соч. 28, либр. М. Креля (1922, пост. 1923, Дармштадт); Достославнейшее видение (Nobilissima visione), танц. легенда в 6 карт., либр. Х. и Л. Мясина (1938, Лондон); Иродиада (Hérodiade), балет с декламацией стихов С. Малларме (1944, Вашингтон).

Др. муз. для театра: муз. к кукольным спект. (1915–1916); Поучительная пьеса (Lehrstück), текст Б. Брехта (1929); Полет Линдберга (Der Lindberghflug), муз. к радиопостановке, совместно с К. Вайлем, текст Б. Брехта (1929); Мы строим город (Wir bauen eine Stadt), пьеса для детей, текст Р. Зайца (1930); Маленькая Сабина (Sabinchen), муз. к радиопостановке, текст его же (1930).

Серия Камерная музыка (Kammermusik): № 1 соч. 24а (мал. орк., 1922), № 2 соч. 36/1 (фп. и 12 инстр., 1924), № 3 соч. 36/2 (влч. и 10 инстр., 1925), № 4 соч. 36/3 (скр. и большой кам. орк., 1925), № 5 соч. 36/4 (альт и большой кам. орк., 1927), № 6 соч. 46/1 (виоль д’амур и кам. орк., 1927), № 7 соч. 46/2 (орг. и кам. орк., 1927).

Серия Концертная музыка (Konzertmusik): для дух. соч. 41 (1926); для альта и большого кам. орк. соч. 48 (1930); для фп., медн. дух. и 2 арф соч. 49 (1930); для медн. дух. и стр. соч. 50 Бостонская симфония (Boston Symphony, 1930).

Концерты: для влч. с орк. соч. 3 Es (1916); для орк. соч. 38 (1925); для альта с мал. орк. по нар. песням Шарманщик (Schwanendreher, 1935); для скр. с орк. (1939); для влч. с орк. (1940); для фп. с орк. (1945); для клар. с орк. (1947); для фл., гоб., клар., фаг. и арфы с орк. (1949); для влт. с орк. (1949); для трубы, фаг. и стр. (1949–1952); для орг. с орк. (1963).

Др. произв. для орк.: Веселая симфониетта (Lustige Sinfonietta) соч. 4 d, мал. орк. (1916); Klaviermusik соч. 29, фп. (левая рука) и орк. (1923); вариации Филармонический концерт (Philharmonisches Konzert, 1932); Художник Матис, симфония по одноим. опере (1934); Траурная музыка (Trauermusik), альт и стр. орк. (памяти Георга V, 1936); Симфонические танцы (Symphonische Tänze, 1937); Симфония in Es (1940); Четыре темперамента (The Four Temperaments), тема с вариациями, фп. и стр. орк. (1940); Амур и Психея (Amor und Psyche), увертюра (1943); Симфонические метаморфозы тем К.М. фон Вебера (Symphonic Metamorphosis after Themes by C.M. von Weber, 1943); Безмятежная симфония (Symphonia serena, 1946); Симфониетта in E (1950); Симфония in B, дух. (1951); Гармония мира, симфония по одноим. опере (1951); Питтсбургская симфония (Pittsburgh Symphony, 1958); Марш на старый швейцарский напев (Marsch über den alten Schweizerton, 1960).

Хор. муз.: Песни на старинные тексты (Lieder nach alten Texten) для хора a cappella соч. 33 (1923); 5 муж. хоров a cappella, сл. Б. Брехта, У. Уитмена и Г. Бенна (1930); Бесконечное (Das Unaufhörliche), оратория для сопр., тен., бар., баса, смеш. и дет. хоров, орг. и орк., сл. Г. Бенна (1931); 6 песен для хора a cappella, сл. Р.М. Рильке (1939); Когда во дворе перед домом цвела этой весною сирень (When Lilacs Last in the Dooryard Bloom’d), «реквием тем, кого мы любим» (памяти Ф. Рузвельта) для м.-сопр., бар., хора, орг. и орк., сл. У. Уитмена (1946); Настанет день внезапно (Apparebit repentina dies), кантата для хора и медн. дух., сл. неизвестных авт. VII века (1947); Летите, быстрые ангелы (Ite, angeli veloces), кантата в 3 частях для к.-а., тен., хора, публики и орк., сл. П. Клоделя (1953–1955); 12 мадригалов для хора a cappella, сл. Й. Вайнгебера (1958); Майнцское шествие (Mainzer Umzug), кантата для сопр., тен., бар., хора и орк., сл. К. Цукмайера (1962); Месса для хора a cappella (1963); др. хоры a cappella; каноны.

Для гол. с сопров.: 3 песни для сопр. с орк. соч. 9 (1917); Меланхолия (Melancholie), 4 песни для м.-сопр. и стр. квартета соч. 13, сл. К. Моргенштерна (1919); 3 гимна для бар. с фп. соч. 14, сл. У. Уитмена (1919); 8 песен для гол. с фп. соч. 18, сл. разных поэтов (1920); Смерть смерти (Des Todes Tod), 3 песни для жен. гол., 2 альтов и 2 влч. соч. 23/1, сл. Э. Райнахтера (1922); Юная дева (Die junge Magd), вок. цикл для к.-а., фл., клар. и стр. квартета соч. 23/2, сл. Г. Тракля (1922); Жизнь Марии (Das Marienleben), вок. цикл для сопр. с фп. соч. 27, сл. Р.М. Рильке (1923, 2/1936–1948, обр. 6 песен для сопр. с орк. 1938–1959); Серенады (Die Serenaden), кантата для сопр., гоб., альта и влч. соч. 35, сл. нем. поэтов (1924); 15 песен для гол. с фп., сл. В. Буша, М. Клаудиуса, Новалиса, Ф. Рюккерта (1933); 6 песен для тен. с фп., сл. Ф. Гёльдерлина (1933–1935); 4 песни для сопр. с фп., сл. Ангела Силезского (1935); 14 мотетов для сопр. или тен. с фп. на лат. духовные тексты, посвящ. Рождеству (1940–1960); 10 песен для сопр. с фп. на англ. тексты (1942–1944); 3 песни для гол. с фп. на франц. тексты (1944); др. песни для гол. с фп.

Сонаты: для скр. соч. 11/6 g (1917); для скр. и фп. соч. 11/1 Es и соч. 11/2 D (1918); для влч. и фп. соч. 11/3 (1919, 2/1921); для альта и фп. соч. 11/4 (1919); для альта соч. 11/5 (1919); для альта соч. 25/1 (1922); для виоль д’амур и фп. соч. 25/2 (1922); для альта и фп. соч. 25/4 (1922); для влч. соч. 25/3 (1923); для альта соч. 31/4 (1923); для скр. соч. 31/1 и 31/2 (1924); для скр. и фп. E (1935); для фл. и фп. (1936); 1-я для фп. A (1936); 2-я для фп. G (1936); 3‑я для фп. B (1936); для альта (1937); 1-я и 2-я для орг. (1937); для фп. в 4 руки (1938); для фаг. и фп. (1938); для гоб. и фп. (1938); для скр и фп. C (1939); для клар. и фп. (1939); для влт. и фп. (1939); для арфы (1939); для трубы и фп. (1939); для альта и фп. (1939); 3-я для орг. (1940); для англ. рожка и фп. (1941); для трбн. и фп. (1941); для 2 фп. (1942); для альтгорна и фп. (1943); для влч. и фп. (1948); для кб. и фп. (1948); для 4 влт. (1942); для тубы и фп. (1955).

Др. произв. для фп.: 7 вальсов в 4 руки соч. 6 (1916); Ночью (In einer Nacht) соч. 15 (1919); Танцевальные пьесы (Tanzstücke) соч. 19 (1920); 1922, сюита соч. 26 (1922); Klaviermusik соч. 37 (1925–1927); Ludus tonalis, 12 фуг с прелюдией, интерлюдиями и постлюдией (1942), др. пьесы.

Кам. муз. для 38 инстр.: 1-й стр. квартет соч. 2 C (1915); 2-й стр. квартет соч. 10 f (1918); 3-й стр. квартет соч. 16 C (1920); 4‑й стр. квартет соч. 22 (1921); Маленькая камерная музыка (Kleine Kammermusik) для дух. квинтета соч. 24/2 (1922); Квинтет для клар. и стр. соч. 30 (1923); 5-й стр. квартет соч. 32 (1923); 1-е стр. трио соч. 34 (1924); Трио для альта, геккельфона (или сакс.) и фп. соч. 47 (1928); 2-е стр. трио (1933); Квартет для клар., фп., скр. и влч. (1938); 6-й стр. квартет Es (1943); 7-й стр. квартет Es (1945); Септет для фл., гоб., клар., трубы, влт., бас-клар. и фаг. (1948); Соната для 4 влт. (1952); Октет для клар., фаг., влт., скр., 2 альтов, влч. и фп. (1958).

Пьесы для разл. инстр. (в том числе механич. и электрич.) и анс.

Прикл. муз., в том числе для детей, для любительского музицирования, к фильмам.

Кн.: Unterweisung im Tonsatz («Наставление по композиции»). Mainz, 1937 (часть 1; 1939, часть 2; 1970, часть 3); A Composer’s World («Мир композитора»). Cambridge, MA, 1952; пособия по гармонии и элементарной теории музыки.