Кнайфель,

Александр Аронович (р. 28.11.1943, Ташкент). Русский композитор. Готовился стать виолончелистом, учился сначала в Ленинграде, затем (1961–1963) в Московской консерватории у Мстислава Ростроповича (впоследствии первого интерпретатора нескольких опусов Кнайфеля), но из-за болезни рук был вынужден отказаться от исполнительской карьеры. В 1963–1967 был студентом Ленинградской консерватории по классу композиции Бориса Арапова (1905–1992). В самой ранней из публично прозвучавших крупных работ Кнайфеля, камерной опере Кентервильское привидение, гротескный юмор в духе молодого сочетается с музыкой лирического или квазилитургического характера, выполненной подчеркнуто простыми средствами (один из таких фрагментов, органная пассакалья, исполняется как отдельный концертный номер). Сухой «абсурдистский» юмор и религиозная отрешенность – полярные атрибуты, характеризующие искусство Кнайфеля на всех этапах его эволюции. Первый из этих полюсов представляют, в частности, такие произведения, как Глупая лошадь. Пятнадцать историй для певицы и пианиста на детские стихи Вадима Левина (1981) и Шрамы марша для фортепиано и магнитолы (1988); на другом полюсе – важнейшие композиции зрелого Кнайфеля, принесшие ему репутацию адепта «духовной бескомпромиссности» в искусстве.

Кнайфель рано сформировался как художник-нонконформист, владеющий широким спектром современных техник, но при этом склонный к аскетическому самоограничению. В основе значительной части музыки Кнайфеля лежит слово – как произносимое, так и «несказанное» (в инструментальных партиях часто фигурируют слова, которые не поются, но должны мысленно воспроизводиться музыкантами во время исполнения); заглавия и подзаголовки часто содержат элемент многозначительной «концептуальности». Зрелая музыка Кнайфеля статична, прорежена паузами, подолгу выдерживается в одном и том же регистре, ее динамика лишь изредка выходит за пределы piano. Вдобавок его произведения часто очень длинны; так, Жанна (1970–1978) длится около 90 минут, Agnus Dei (1985) – два часа, а Ника (1984) – почти два с половиной часа. Благодаря этим особенностям Кнайфеля иногда сравнивают с Мортоном Фелдманом, но внешняя параллель лишь оттеняет глубинные различия между обоими композиторами. Экзистенциальная ситуация, к которой прежде всего апеллирует искусство Кнайфеля, – не созерцание некоей воображаемой абстрактной картины (как в случае Фелдмана), а сосредоточенная духовная медитация, отвлеченная от непосредственного чувственного переживания; так, «пассион» Жанна вдохновлен образом Жанны д’Арк на костре, а Agnus Dei – дневником девочки, погибающей от голода в блокадном Ленинграде. Соответственно звук трактуется Кнайфелем не столько как некая самодостаточная ценность, сколько как символ, носитель метафизических смыслов. Как художник «пифагорейского» склада, он выстраивает свои партитуры на основе предварительно рассчитанных пропорций. Вдобавок музыка Кнайфеля в целом диатоничнее и благозвучнее, нежели музыка Фелдмана (отсюда еще одна стилистическая параллель – с так наз. новой простотой таких композиторов, как и , которые, впрочем, заметно коммуникабельнее Кнайфеля). Особая сфера его творчества – музыка для театра и кино, а также детская музыка.

Осн. произв.: Стремление, балет-симфония (1965); Кентервильское привидение, кам. опера, в 2 ред. (1965 и 1966, 2-я ред. пост. 1974, Ленинград); 150 000 000, дифирамб для хора, 6 фл.-пикк., 6 труб, 6 трбн., 12 кб. и 3 групп литавр, сл. Маяковского (1966); Петроградские воробьи, сюита-фантасмагория для оркестра двенадцати, с участием хора мальчиков, сл. Б. Семенова (1967); Lamento, влч. (1967); Медея, балет в 2 частях (1968); Монодия, жен. гол., сл. Дж. Бьюкенена (1968); Ленин. Письмо членам ЦК, фатум в унисонах для хора басов и 11-гол. симф. орк. (1969); Constanta, влт. и 6 групп уд. (1969–1971); A prima vista, 4 исполн. на 5 группах уд. (1972); Status nascendi, 3 группы исполн. (1973–1975); Жанна, passione для 13 групп инстр. (56 солистов) (1970–1978); Айнана, 17 вариаций на имя для кам. хора, уд. и магн. (1978); Ранние журавли, прощальная муз. в 12 минорных тональностях для симф. орк. и 2 хоров (муж. и дет.) (1979); Вера, вариации и Строфа посвящения для орк. струнных (1980); ДА (DA), анс. солистов (1980); Глупая лошадь, 15 историй для певицы и пианиста, сл. В. Левина (1981); Случайное для хора, стр. орк., орг. и солистки-девочки, сл. Т. Сливяка в пер. В. Левина (1982); Ника в 72 фрагментах 17-ю исполнителями (1983–1984); Противостояние, suite-memoria, симф. орк. и хор басов (1984); Agnus Dei для 4 инструменталистов a cappella (1985); Бог, ода Г. Державина для 2 хоров (смеш. и дет.) (1985); Крылья холопа, вок.-хореогр. фреска по стихотв. Д. Самойлова, хор и инстр. анс. (1986); Безумие, белая муз. по мотивам К. Чуковского, Малера, Тютчева и Ахматовой, кам. орк. (1987); Litania, орк. (1988); Сквозь радугу невольных слез, трио для певицы и виолончелиста, сл. Ахматовой и Тютчева (1988); Шрамы марша, фп. и магнитола (1988); Возношение для хора струнных (1991); Свете тихий, песнь Пресвятой Богородицы для Т. Мелентьевой (1991); Бабочка, в строфах И. Бродского, гол. (1991); Еще раз к гипотезе, в диалоге с Прелюдией и фугой И.С. Баха (b-moll из 1-го тома ХТК) для анс. солистов (1992); Лестница Иакова, глоссолалия тринадцати (1992); В каком-то забытьи изнеможенья, постлюдия памяти М. Орловского, фп. или хор (1992); Восьмая глава, Canticum canticorum для храма, 4 хоров и влч. (1993); Маранафа, Слово огласительное Иоанна Златоустого для солистов, ансамблей, хоров и оркестров (1993); Cantus (от тишины до темноты), 2 фп. и уд. (1993); Блаженство, сопр. с сопров., сл. Пушкина (1993); В эфире чистом и незримом, строфы с Тютчевым, фп. и стр. квартет (1994); Царю небесный, молитва Св. Духу, хор и чел. или хор, чел. и влч., или гол. с сопров. (1994); Утешителю, молитва Св. Духу, смеш. хор или хор влч. (1995); Amicta sole (Облеченная в солнце) для солистки солистов (1995); Пятидесятый псалом (Psalm 51), влч. (1995); Блаженства для М. Ростроповича – виолончелиста, пианиста, дирижера (1996); Сие дитя, кам. орк. (1997); Lux aeterna для 2 псалмопевцев (2 влч.) (1998); Снежинка на паутинке / Время вот теперь, влч. (1998); Белым по белому, венок сонетов С. Вакуленко, хор (1998); Скиния, гол. соло (1998, тж. в версии для хора под назв. Alliluja); Алиса в стране чудес, 24 картинки с антрактом для театра играющих, поющих и танцующих, по Л. Кэрроллу (1994–1999, пост. 2001, Амстердам); Петя и долг, антре с кб., 4 исполн. (2001); Утренние молитвы, скр. и кам. орк. (2001); Сказка о рыбаке и рыбке (Пушкин) для скр., влч. и смеш. хора (2002); Мост (Bridge), фп. и орк. (2008); У Лукоморья волшебного фп. (2009); Спица Буяна, 39 виолончелистов и 10 ударников (2011).