Лахенман,

Хельмут (Фридрих) (Lachenmann; р. 27.11.1935, Штутгарт). Немецкий композитор. В 1955–1958 учился в Штутгартской ВМШ, в том числе теории и контрапункту у видного консервативного композитора Иоганна Непомука Давида (David, 1895–1977). В 1958–1960 в Венеции брал уроки у , которого считает своим главным учителем (памяти Ноно посвятил произведение «…Два чувства…»: музыка с Леонардо). В 1966–1999 (с перерывом) преподавал в Штутгарте, в 1976–1981 – в Ганновере, с 1978 года – также на летних курсах в Дармштадте; выступает с лекциями и ведет классы композиторского мастерства в разных странах. Главным вкладом Лахенмана в технический арсенал новой музыки считается так наз. инструментальная конкретная музыка, в рамках которой музыкально отшлифованный звук уравнивается с шумами. Демонстративный эстетический нонконформизм соединяется у Лахенмана с приверженностью левой идеологии; впрочем, в отличие от убежденного коммуниста Ноно, Лахенман не считает прямой социально-критический пафос своей стихией. Самое значительное концептуальное высказывание Лахемана – бессюжетное музыкально-театральное действо Девочка со спичками. Его литературной основой служит святочный рассказ Андерсена, героиня которого – маленькая нищенка, погибшая от холода и всеобщего равнодушия, – символически отождествляется в либретто Лахенмана с почитаемой левыми интеллектуалами западногерманской террористкой Гудрун Энслин (1940–1977; была приговорена к пожизненному заключению и покончила с собой в тюрьме). Помимо текстов Андерсена и Энслин в Девочке со спичками использованы фрагменты из записных книжек Леонардо да Винчи. Трех протагонистов действа – нищенку, «революционерку» и художника-провидца – объединяет, по мысли автора, принадлежность к категории маргиналов: общество отвергает их, поскольку они не позволяют ему окончательно закоснеть в умственном бездействии. К той же категории принадлежат и такие герои Лахенмана, как Ницше, немецкий писатель-экспрессионист и политик-социалист Эрнст Толлер (1893–1939) и английский литератор левых взглядов Кристофер Кодуэлл (1908–1937), погибший на гражданской войне в Испании (тексты Кодуэлла и Ницше декламируются в гитарном дуэте Привет Кодуэллу – едва ли не самом широко исполняемом произведении композитора).

Некоторые поздние работы Лахенмана (например, Письмо для оркестра) свидетельствуют об известном смягчении его установок, о его стремлении к более глубокому и сжатому высказыванию, к более многогранной экспрессии. В поздней пьесе Marche fatale (Роковой марш/Гибельный процесс) Лахенман, судя по всему, иронизирует над современным состоянием музыкального искусства и, возможно, над собственными уже давно не актуальными взглядами.

Для театра: Девочка со спичками (Das Mädchen mit den Schwefelhölzern), муз. с картинками, 2 сопр., чтецы, кам. хор, япон. губной орг. сё, 2 фп., орк., 6 магн., либр. Л. на осн. текстов Х. К. Андерсена, Леонардо да Винчи, Г. Энслин и Ф. Ницше (1990–1996, пост. 1997, Гамбург, 2/1999).

Для орк. (осн. произв.): Souvenir, 41 инстр. и магн. (1959); Ноктюрн: музыка для Юлии (Notturno: Musik für Julia), влч. и мал. орк. (1968, 2/1990); Air, уд. (1 исполн.) и орк. (1969, 2/1994); Kontrakadenz (1971); Звуковые тени – моя игра на струнных (Klangschatten mein Saitenspiel), 48 стр. и 3 рояля (1972); Fassade, с магн. (1973, 2/1987); Колебания на краю (Schwankungen am Rand), муз. для меди и струн (1975); Вблизи (Accanto), муз. для кларнетиста с орк. (1976, 2/1982); Танцевальная сюита с гимном Германии (Tanzsuite mit Deutschlandlied), орк. и стр. квартет с электр. усилением (1980); Harmonica, туба и орк. (1983); Отзвук (Ausklang), фп. и орк. (1985, 2/1986); Прах (Staub, 1987); Картина (Tableau, 1989); Письмо (Schreiben, 2003, 2/2004); Дубль (Крик-2) (Double (Grido II)), 48 стр. (2004, ред. 3-го стр. квартета Крик); Concertini, мал. орк. (2005); Астронавт (Raumfahrer, 2007); Marche fatale, орк. версия пьесы для фп. (2016); Мои мелодии (My Melodies), 8 влт. и орк. (2012–2018).

Для 118 инстр. (осн. произв.): 5 вариаций на тему Шуберта (5 Variationen über ein Thema von Franz Schubert), фп. (1957, 2/1973); Echo Andante, фп. (1962); Колыбельная музыка (Wiegenmusik), фп. (1963); Стр. трио (1965, 2/1993); Интерьер-1 (Intérieur I), ударник соло (1966); Текучее трио (Trio fluido), клар., альт и уд. (1967, 2/1968); Давление (Pression), влч. (1970); Guero, фп. (1970, 2/1988); Из ничего (Интерьер-3) (Dal niente (Intérieur III)), клар. (1970); Большой осколок (Gran Torso), стр. квартет (1972, 2/1978, 3/1988); Привет Кодуэллу (Salut für Caudwell), 2 гитариста, декламирующие тексты К. Кодуэлла и Ф. Ницше (1977); Детская игра (Ein Kinderspiel), 7 пьес для фп. (1980); Движение (–перед оцепенением) (Mouvement (–vor der Erstarrung)), 18 инстр. (1984); Третий голос к двухголосной инвенции И. С. Баха (Dritte Stimme zu J.S. Bachs zweistimmiger Invention d-moll BWV 775), 2–3 любых одинаковых инстр. (1985); Токкатина, скр. (1986); Allegro sostenuto, клар. (тж. бас-клар.), влч. и фп. (1988, последняя ред. 1991); Хоровод блаженных духов (Reigen seliger Geister), 2-й стр. квартет (1989); Serynade, фп. (1998); Сакура (Sakura), вариации на япон. нар. песню, сакс., фп., уд. (2000); Крик (Grido), 3-й стр. квартет (2001, 2/2002); Marche fatale, фп. (2016).

Вок. муз. (осн. произв.): Утешение-1 (Consolation I), 12 гол. и уд., сл. Э. Толлера (1967, последняя ред. 1993, включено в Утешения, 1978); Утешение-2 (Consolation II), 16 гол., текст Вессобрунской молитвы (IX век) в пер. на современный нем. яз. (1968, включено в Утешения, 1978); temA, м.-сопр., фл. и влч. (1968); Утешения (Les Consolations), 16 гол., орк. и 6 магн., сл. Х.К. Андерсена, Э. Толлера и Вессобрунской молитвы (1978); «…Два чувства…», музыка с Леонардо (‘… Zwei Gefühle …’, Musik mit Leonardo), 1 или 2 чтеца и мал. орк., тексты Леонардо да Винчи и Ф. Ницше (1992, включено в Девочку со спичками); NUN, 8 муж. гол., фл., трбн., орк., сл. Китаро Нисиды в нем. пер. (1999, 2/2002); got lost…, музыка для сопр. и фп., сл. Ф. Ницше и Ф. Пессоа (2009).

Муз.-теор. работы, ст., интервью, в том числе в сб. Musik als existentielle Erfahrung: Schriften 1966–1995 («Музыка как экзистенциальное переживание: работы 1966–1995 годов»). Wiesbaden, 1996; Х. Лахенманн – Пауль Штейнейзен. Интервью // Трибуна современной музыки, 2005, 1.