Мюрай,

Тристан (Murail; р. 11.3.1947, Гавр). Французский композитор. Сын поэта Жерара Мюрая (1925–2010). Получил широкое гуманитарное образование (дипломированный экономист, политолог и арабист), в 1967–1972 учился в Парижской консерватории у Мессиана. В 1972–1974 Мюрай и Гризе по стипендии Института Франции работали в Риме, где познакомились с Шельси; развивая его воззрения на природу звука, молодые французы пришли к идее так наз. спектральной музыки. По возвращении в Париж Мюрай основал ансамбль новой музыки L’Itinéraire (франц. «маршрут»). В 1980 прошел курс компьютерной композиции в парижском Институте музыкальных и акустических исследований (IRCAM); с этого времени использует компьютер для расчета параметров своих опусов, работает с компьютерно генерированным звуком, сочетая его с «живыми» инструментальными тембрами, разработал оригинальные компьютерные программы для композиторов. В 1987–1996 преподавал композицию в Парижской консерватории и IRCAM, с 1997 – профессор композиции Колумбийского университета (Нью-Йорк). Самые известные ученики Мюрая – французский композитор Марк-Андре Дальбави (Dalbavie, р. 1961) и английский композитор Джулиан Андерсон (Anderson, р. 1967). Известен также как исполнитель на электронных клавишных инструментах. Творчество Мюрая эволюционировало от достаточно однообразного, хотя и технически изысканного «спектрализма» (тонко дифференцированная звуковая ткань, медленно, без пауз и резких сдвигов, переливающаяся всевозможными цветами тембровой «радуги») к более свободному письму, допускающему локальные нарушения фундаментальной связности – разрывы ткани, непредсказуемые переходы, варьирование скорости чередования событий. Некоторые партитуры Мюрая вдохновлены зрительными впечатлениями (Тринадцать цветов заходящего солнца, Воздушные виды – музыкальный эквивалент пейзажей Моне, изображающих один и тот же объект при разном освещении), в иных прямо моделируются теоретические представления о внутреннем устройстве динамических систем (Странные аттракторы), геологические, космические и другие природные процессы, связанные с движением изменчивых, расплывчатых конфигураций (Континентальный дрейф, Магеллановы облака, Гондвана (название распавшегося древнего материка), Кильватерные следы, Динамика жидкостей и др.). Мюрай находит прообразы своих форм и на географических картах (Эстуарий (дельта реки), Озеро и др.); ряд его камерно-ансамблевых опусов, созданных с конца 1990-х, объединяется в цикл Портулан (Portulan – старинная компасная карта), по названию стихотворного цикла его отца. Перу Мюрая принадлежат также две масштабные духовные хоровые партитуры – Семь слов Христа на кресте и …amaris et dulcibus aquis (…сладкие и горькие воды…) на текст из средневекового руководства для паломников в Сантьяго-де-Компостела. Среди немногих работ Мюрая, выдержанных в сравнительно облегченной, почти популярной манере, – части цикла Оперативная память для ансамбля, состав которого ассоциируется с рок-музыкой (синтезатор, электрогитара, ударные).

Для орк., в том числе с электр.: Высота 8000 метров (Altitude 8000, 1970); По ту сторону звукового барьера (Au delà du mur du son, 1972); Приватный космос (Cosmos privé, 1973); Континентальный дрейф (La dérive des continents), альт и стр. орк. (1973); Пески (Sables, 1974); Токи пространств (Les courants de lespaces), волны Мартено и мал. орк. (1979); Гондвана (Gondwana, 1980); Кильватерные следы (Sillages, 1985, 2/1990); Снова и снова (Time and Again, 1985); О земле и небе (De terre et de ciel, 1986, 1-я часть Семи слов Христа на кресте для хора и орк., 1988); Динамика жидкостей (La dynamique des fluides, 1991); Водораздел (Partage des eaux, 1995); Озеро (Le lac, 2001); Земля теней (Terre dombre, 2004); Жестокие сказки (Contes cruels), 2 эл.-гит. и орк. (2007); Разочарование мира (Le Désenchantement du Monde), фп. концерт (2012); Отражения-1: Сплин (Reflections ISpleen, 2013); Отражения-2: Высокое напряжение (Reflections IIHaute tension, 2013); Отражения-3: Ветры, приливы и отливы (Reflections IIIVents et marées, 2017); О странной стране и странных людях (De Pays et d'Hommes Étranges), влч. концерт (2019).

Для инстр. анс. (от 5 исполн.): Цвет моря (Couleur de mer), 15 инстр. (1969); Линия невозвращения (Ligne de non-retour), 7 инстр. (1971); Ожидание (Lattente), 7 инстр. (1972); Память/Эрозия (Mémoire/Erosion), влт. и 9 инстр. (1976); Тринадцать цветов заходящего солнца (Treize couleurs du soleil couchant), 5 инстр. и электр. ad lib. (1978); Эфиры (Ethers), 6 инстр. (1978); Дезинтеграции (Désintégrations), 17 инстр. и магн. (1982—83); Аллегории (Allégories), 7 инстр. и электр. (1989); Серендиб (Serendib), 22 инстр. (1991—92); Таинственная лодка (La barque mystique), 5 инстр. (1993); Дух дюн (Lesprit des dunes), 11 инстр. и электр. (1993–1994); Сплав леса (Bois flotté), 5 инстр. и электр. (1996); Зимние фрагменты (Winter Fragments), 5 инстр. и электр. (2000); Чтобы смягчить течение времени (Pour adoucir le cours du temps), 18 инстр. и электр. (2005); Городские легенды (Légendes urbaines), 22 инстр. (2006); Автострада Севен-лейкс (Seven Lakes Drive), 6 инстр. (2006); Книга о молниях (Liber fulguralis), анс., электроника и видео (2008); Комната карт (La Chambre des cartes), 8 инстр. (2011); Слезы (Lachrymae), альт. фл. и стр. квартет (2011); Бронзовый век (The Bronze Age), 6 инстр. (2012); Сон (Un Sogno), анс. и электроника (2014); Почти смертельное переживание: по «Острову мертвых» Арнольда Бёклина (Near Death Experience daprès LIle des morts” dArnold Böcklin), анс. и видео (2017).

Др. инстр. муз. (осн. произв.): Где трепещут очертания (Où tremblent les contours), 2 альта (1970); Распростертые зеркала (Les miroirs étendus), волны Мартено и фп. (1971); Эстуарий (Estuaire), 2 пьесы для фп. (1971–1972); Магеллановы облака (Les nuages de Magellan), 2 волны Мартено, эл.-гит. и уд. (1973); Стеклянные тигры (Tigres de verre), волны Мартено и фп. (1974); Транссахарский экспресс (Transahara Express), фаг. и фп. (1974); Запертый сад – сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник (Cest un jardin secret, ma soeur, ma fiancée, une fontaine close, une source scellée), альт (1976); Территории забвения (Territoires de loubli), фп. (1977); Теллур (Tellur), гит. (1977); Завоевание Антарктики (La conquête de lAntartique), волны Мартено (1982); Оперативная память (Random Access Memory), синт., эл.-гит., уд., электр. (1984–1987); Воздушные виды (Vues aériennes), влт. и фп. трио (1988); Странные аттракторы (Attracteurs étranges), влч. (1992); Мандрагора (La mandragore), фп. (1993); Листва сквозь колокола (Feuilles à travers les cloches), фл. и фп. трио (1998); Труды и дни (Les travaux et les jours), фп. (2002); Развалины в форме круга (Les ruines circulaires), клар. и скр. (2006); Пустошь (Garrigue), бас. фл., альт, влч. и уд. (2008); Последние новости от западного ветра (Dernières nouvelles du vent d'ouest), альт, влт., фп. и уд. (2011); Путевые заметки (Travel Notes), 2 фп. и 2 уд. (2015); Сны, тени и дым (Sogni, ombre et fumi), стр. квартет (2016); Лагерь для военнопленных VIIIA (Stalag VIIIA), скр., клар., влч. и фп. (2018); Письмо Винсента (Une lettre de Vincent), фл. и влч. (2018); Галька в воде (Cailloux dans leau), фп. (2018); Детские сцены (Kinderszenen) по Шуману, фл., влч. и фп. (2019); Влюбленный соловей (Le Rossignol en amour), фп. (2019).

Вок. муз.: Семь слов Христа на кресте (Les septs paroles du Christ en croix), хор и орк., лат. библ. тексты (1986–1988); …amaris et dulcibus aquis.., хор, синт. и электр., сл. анон., XII век (1995–2004); Огороженная долина (La Vallée close) по сонетам Петрарки (2016).

Ст. по теории спектральной и электронной муз.