Рахманинов,

Сергей Васильевич (1.4.1873, имение Онег, ныне Новгородской области – 28.3.1943, Лос-Анджелес). Русский композитор, пианист, дирижер. Происходил из дворянской семьи с музыкальными традициями (его дед Аркадий Александрович Рахманинов (1808–1881) был известным автором салонных романсов). В 1882 году поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию. В 1885 переехал в Москву и поступил в Московскую консерваторию, где занимался вначале у известного пианиста-педагога Николая Зверева (1832–1893), а с 1888 – у своего двоюродного брата Александра Зилоти (фп.), Антона Аренского (композиция), Сергея Танеева (контрапункт). Среди произведений, написанных им в годы учебы, – 1-й концерт для фп. с оркестром и симфоническая поэма Князь Ростислав. В 1891 окончил консерваторию с золотой медалью как пианист, а в 1892 – как композитор. Дипломная работа Рахманинова, одноактная опера Алеко по Цыганам Пушкина, была принята к постановке Большим театром.

Высокого мнения о таланте молодого Рахманинова был Чайковский, существенно повлиявший на его творческое становление. На смерть Чайковского (1893) Рахманинов откликнулся Элегическим трио соч. 9. Среди других его произведений 1890-х выделяются симфоническая фантазия Утес, Музыкальные моменты для фп. и ряд романсов, в том числе жемчужины русской вокальной лирики В молчаньи ночи тайной, Не пой, красавица, Весенние воды. Со дня первого исполнения исключительной популярностью пользуется Прелюдия cis-moll для фп. – самая ранняя из 24 пьес Рахманинова этого жанра. В 1890-х сложился индивидуальный стиль Рахманинова, для которого особенно характерны широко распетые лирические мелодии, интенсивная полифония сопровождающих голосов, богато альтерированные субдоминантовые гармонии, полнозвучные аккорды, имитирующие колокольный звон. Свою музыку, олицетворившую расцвет русской «усадебной культуры» рубежа веков, Рахманинов сочинял преимущественно в имении Ивановка Тамбовской губернии, где почти ежегодно проводил летние месяцы.

В 1895 году Рахманинов написал 1-ю симфонию, премьера которой п/у Александра Глазунова (март 1897) обернулась провалом. По свидетельству современников, неудача симфонии была обусловлена небрежным исполнением; тем не менее Рахманинов воспринял происшедшее как доказательство своей творческой несостоятельности и на несколько лет отошел от сочинения музыки, сосредоточившись на исполнительской деятельности. В сезоне 1897/98 он дирижировал спектаклями Московской частной оперы Саввы Мамонтова. Вскоре началась международная карьера Рахманинова-пианиста (его первое зарубежное выступление состоялось в 1899 в Лондоне). В 1898–1900 он неоднократно выступал в ансамбле с Федором Шаляпиным.

К началу 1900-х Рахманинов преодолел творческий кризис. Последовавшие за этим полтора десятилетия стали самыми плодотворными в его жизни. Его полнокровно-романтический стиль нашел яркое проявление в первых же крупных произведениях этого периода – 2-м концерте для фп. с оркестром и Сонате для виолончели и фп. Радостным мироощущением проникнута кантата Весна на стихи Некрасова. Другие крупные инструментальные опусы 1900-х – 2-я симфония, 3-й концерт для фп. с оркестром – более драматичны, однако и они завершаются на яркой мажорной ноте. Мрачным колоритом выделяется симфоническая фантазия Остров мертвых, навеянная одноименной картиной швейцарского живописца-декадента Арнольда Бёклина (1880).

В 1904–1906 Рахманинов работал дирижером Большого театра. Тогда же им были созданы две одноактные оперы – Франческа да Римини и Скупой рыцарь. В отличие от Алеко они не получили широкого признания. Еще одна опера этого же периода, Монна Ванна (по пьесе Мориса Метерлинка), осталась неоконченной.

Между 1910 и 1915 из-под пера Рахманинова вышли три крупные хоровые партитуры. Богослужебные циклы для хора a cappella – Литургия св. Иоанна Златоуста и Всенощное бдение – выполнены в русле так наз. нового направления русской церковной музыки; верность православному богослужебному канону и мелодическому стилю средневековых русских распевов сочетается в них со стремлением придать композиции масштабность и целостность, насытить ее контрастами и тематическими связями, обогатить гармонический язык и тем самым адаптировать литургические песнопения к восприятию концертной аудитории. В Литургии подлинные распевы не цитируются, тогда как во Всенощном бдении на них основаны 10 частей из 15. Гармонизуя распевы, Рахманинов исходит из их ладовых особенностей, вследствие чего голоса, сопровождающие распев, образуют с ним единое стилистическое целое (Литургия же, по распространенному мнению, более эклектична, в ней встречаются не вполне уместные «европеизированные» гармонии и «романсовые» интонации). Поэма Колокола, вдохновленная известным стихотворением Эдгара По о четырех этапах человеческой жизни, выполнена в форме вокальной симфонии с начальным квазискерцо, срединными частями возвышенно-лирического и конфликтно-драматического характера и траурным финалом; Рахманинов не без оснований считал Колокола своей самой значительной работой. В творчестве Рахманинова 1900–1910-х широко представлены и малые формы: романсы (в том числе знаменитые Сирень, Здесь хорошо, Маргаритки) и пьесы для фп. (в том числе 2 тетради прелюдий и 2 тетради этюдов-картин). В отличие от других крупных композиторов-пианистов, Рахманинов не слишком преуспел в жанре сонаты для фп. (его 1-я соната практически забыта, 2-я не лишена виртуозного блеска, но не богата по материалу).

В конце 1917 года Рахманинов отправился в гастрольную поездку по Скандинавии, откуда в Россию уже не вернулся. В ноябре 1918 он вместе с семьей поселился в США (где дебютировал еще в 1909, впервые исполнив свой 3-й концерт п/у Вальтера Дамроша). Последние 25 лет вел жизнь странствующего виртуоза. Слава Рахманинова-пианиста, которая и до 1917 была велика, стала легендарной. Помимо собственной музыки он исполнял преимущественно романтиков – Шопена, Шумана, Листа, Чайковского. Записи Рахманинова (1919–1942) дают представление о его феноменальной технике, исключительно ответственном отношении к деталям и безошибочном чувстве формы. Наряду с множеством миниатюр и транскрипций, сыгранных с неподражаемой элегантностью, Рахманинов записал несколько произведений крупной формы: свои концерты (с дирижерами Леопольдом Стоковским и Юджином Орманди), 32 вариации c-moll Бетховена, Карнавал Шумана, 2-ю сонату Шопена, скрипичные сонаты Бетховена (соч. 30 № 3), Шуберта (D 574) и Грига (соч. 45) с Фрицем Крейслером, а также (в качестве дирижера, с Филадельфийским оркестром) собственные Остров мертвых и 3-ю симфонию.

Концертные поездки не оставляли Рахманинову сил и времени для сочинения музыки; свою роль в снижении его творческой активности сыграл и отрыв от России. За первые 9 лет эмиграции он не написал ни одного нового произведения. Затем появились 4-й концерт для фп. с оркестром и Три русские песни для хора и оркестра (оба произведения были начаты еще в России), фортепианные Вариации на тему Корелли (точнее – на тему старинного танца фолии, использованную в одной из скрипичных сонат Корелли), Рапсодия на тему Паганини для фп. с оркестром, 3-я симфония и триптих Симфонических танцев для оркестра. В своих произведениях американского периода Рахманинов остается верен романтической стилистике, укорененной в русской музыке второй половины XIX века; вместе с тем у позднего Рахманинова встречаются моменты, свидетельствующие о принадлежности этой музыки своему времени (острая ритмика, элементы языка современной развлекательной музыки, используемые – в том числе в сочетании с темой Dies irae – в зловещем, «инфернальном» контексте). В последних двух опусах, прежде всего в 3‑й симфонии с ее реминисценциями идиллического романса Здесь хорошо из соч. 21, с особой силой звучит мотив тоски по утраченной России.

Оперы (одноакт.): Алеко, либр. В. Немировича-Данченко по А. Пушкину (1893, Москва, Большой театр); Скупой рыцарь соч. 24, текст Пушкина (1906, там же); Франческа да Римини соч. 25, либр. М. Чайковского по Данте (1906, там же); фрагм. неоконч. опер.

Для хора, в том числе с солистами и орк.: ранние опыты (1890–1894); 6 хоров соч. 15, жен. или дет. гол. (1896); Пантелей-целитель, сл. А. К. Толстого (1899); Весна, кантата соч. 20, бар., хор и орк., сл. Н. Некрасова (1902); Литургия св. Иоанна Златоуста соч. 31 (1910); Колокола соч. 35, сопр., тен., бар., хор и орк., сл. Э. По в рус. пер. К. Бальмонта (1913); Всенощное бдение соч. 37 (1915); Три русские песни соч. 41, хор и орк. (1926).

Для фп. с орк.: концерты № 1 соч. 1 fis (1891, 2/1917), № 2 соч. 18 c (1901), № 3 соч. 30 d (1909), № 4 соч. 40 g (1926, 2/1941); Рапсодия на тему Паганини соч. 43 a (1934).

Для орк.: ранние опыты (1888–1891); Князь Ростислав, симф. поэма по А.К. Толстому (1891); Утес, симф. поэма соч. 7 по рассказу А. Чехова На пути (1893); Каприччио на цыганские темы соч. 12 (1894); 1-я симфония соч. 13 d (1895); 2-я симфония соч. 27 e (1907); Остров мертвых, симф. поэма соч. 29 по картине А. Бёклина (1909); 3-я симфония соч. 44 a (1936, 2/1938); Симфонические танцы соч. 45 (1940).

Для фп.: ранние опыты (1886–1891); Пьесы-фантазии (Morceaux de fantaisie), 5 пьес соч. 3, в т. ч. Прелюдия cis и Полишинель (1892); Фантастические картины (Fantaisie-tableaux), 1-я сюита для 2 фп. соч. 5 (1893); Салонные пьесы (Morceaux de salon), 7 пьес соч. 10 (1894); 6 дуэтов для фп. в 4 руки соч. 11 (1894); Музыкальные моменты, 6 пьес соч. 16 (1896); 2-я сюита для 2 фп. соч. 17 (1901); Вариации на тему Шопена соч. 22 (1903); 10 прелюдий соч. 23 (1903); Итальянская полька для фп. в 4 руки (1906); 1-я соната соч. 28 d (1907); 13 прелюдий соч. 32 (1910); 6 этюдов-картин соч. 33 (1911); 2-я соната соч. 36 b (1913, 2/1931); 9 этюдов-картин соч. 39 (1917); Вариации на тему Корелли соч. 42 (1931); др. пьесы без обозначения опуса.

Кам.-инстр. муз.: ранние опыты (1880-е); Элегическое трио для фп., скр. и влч. g (1892); 2 пьесы для влч. и фп. соч. 2 (1892); 2 пьесы для влч. и фп. соч. 6 (1893); Элегическое трио для фп., скр. и влч. соч. 9 d (1893, окончат. ред. 1917); Стр. квартет, неоконч. (ок. 1896); Соната для влч. и фп. соч. 19 g (1901).

Романсы для гол. и фп.: ранние опыты (1890–1893); 6 соч. 4 (1890–1893, в том числе В молчаньи ночи тайной, сл. А. Фета, Не пой, красавица, сл. А. Пушкина); 6 соч. 8, сл. А. Плещеева из Гейне, Шевченко и Гёте (1893); 12 соч. 14 (1896, в том числе Весенние воды, сл. Ф. Тютчева); 12 соч. 21 (1902, в том числе Они отвечали, сл. Л. Мея из В. Гюго, Сирень, сл. Бекетовой, Здесь хорошо, сл. Г. Галиной); 15 соч. 26 (1906); 14 соч. 34 (1912, в том числе Вокализ, без сл.); 6 соч. 38 (1916, в том числе Ночью в саду у меня, сл. А. Блока из А. Исаакяна, Маргаритки, сл. И. Северянина); др. романсы без обозначения опуса.

Фп. транскрипции произв. разных комп.