Шьяррино,

(Шаррино, Шиаррино) Сальваторе (Sciarrino; р. 4.4.1947, Палермо). Итальянский композитор. Рано обнаружил оригинальный дар живописца и музыканта, начал сочинять в 1959 году, с 1962 его произведения звучат на солидных фестивалях современной музыки и фигурируют в репертуаре ведущих исполнителей – как специалистов по авангарду, так и «звезд» более широкого профиля, в том числе Клаудио Аббадо, Маурицио Поллини, Сальваторе Аккардо и Риккардо Шайи. Официального систематического музыкального образования не получил; в 1969 изучал основы электронной музыки под руководством римского композитора Франко Эванджелисти. В 1977–1982 преподавал в Миланской консерватории, в 1978–1980 был художественным руководителем болонского Театро Комунале, преподавал также во Флоренции, Палермо и других городах Италии. В 1982 обосновался в Читта-ди-Кастелло (Умбрия) и с 1996 сосредоточился исключительно на композиции. Смолоду работает в сфере, пограничной между звуком и тишиной, где «слух предельно обостряется, и душа с готовностью воспринимает любые звучания – как если бы мы слышали их впервые». В музыке Шьяррино существенную функцию выполняют такие звучания, которые с точки зрения «обычной» музыки выглядят скорее побочными продуктами процесса музицирования: звук трения смычка по струне, звук вдувания воздуха в духовые инструменты, тихий стук, получаемый при нажатии клапанов, и т.п. Широко используются флажолеты, мультифоники, игра за подставкой и т.п., а также тремоло, трели и glissandi, в том числе на микрохроматические интервалы. В вокальных произведениях текст в значительной степени дезинтегрирован, «распылен»; соответственно смысл слов либо вообще не доходит до слушателя, либо то и дело ускользает от него. Весь этот комплекс средств направлен на создание эффекта неуловимости, эфемерности, размытости контуров и форм. Интонационно осмысленными единицами, останавливающими на себе слушательское внимание, часто выступают своего рода призраки или тени знакомых мелодий, в том числе заимствованных из популярного песенного репертуара (Шьяррино испытывает особое пристрастие к американской легкой музыке 1920–1930-х); по словам Шьяррино, такие почти неузнаваемые «фрагменты утраченных целостностей» служат «сырым материалом» его музыки и источником многих, нередко причудливых, названий, которые он дает своим опусам. Один из «привилегированных» инструментов Шьяррино – флейта, по своей природе особенно подходящая для реализации его излюбленной поэтики длительного пребывания в пространстве между «дыханием» и «формой»: под «дыханием» подразумевается почти беззвучная, но полная внутренней жизни, интенсивно пульсирующая стихия, под «формой» – интонационно структурированный материал. Среди самых известных произведений Шьяррино – серия относительно крупных (продолжительностью ок. 10 минут каждая) пьес для флейты соло, созданных в 1977–1989 для известного виртуоза Роберто Фаббричани. Музыке Шьяррино не чужды и более «материальные» звучания, для реализации которых он охотно прибегает к другому своему любимому инструменту – фп. Его сонаты для фп. изобилуют стремительными пассажами по всей клавиатуре, в них встречаются мощные «многоэтажные» аккорды и кластеры, напористые «токкатные» ритмы. Значительная часть фортепианной музыки Шьяррино (как сольной, так и ансамблевой) также создавалась для одного исполнителя – пианиста Массимилиано Дамерини.

Одна из центральных и наиболее показательных работ Шьяррино озаглавлена Образ Гарпократа – по имени античного божества (вариант египетского Гора), которое изображалось в виде мальчика, держащего палец у рта в знак молчания. Эта сорокаминутная партитура для большого оркестра, фп. и хора, сотканная, по обычному для Шьяррино принципу, из «дыхания» и спонтанных звуковых «всплесков», включает (в партии хора, по большей части едва слышного и выступающего на первый план лишь на несколько мгновений в кульминационной зоне, ближе к концу) знаменитый афоризм Людвига Витгенштейна, завершающий его Логико-философский трактат: «О чем невозможно говорить, о том следует молчать». Основополагающая для всего творчества Шьяррино диалектика молчания (артикулируемого «дыханием») и звуковой формы дала название одному из его более поздних крупных опусов – Дыхание и форма; к ней же опосредованно отсылает заглавие более сжатой, сравнительно часто исполняемой оркестровой пьесы Автопортрет в ночи (рождение мимолетного оформленного образа в «дышащей» ночной стихии). Особая область деятельности Шьяррино – обработка самой разнообразной чужой музыки; в одних случаях он аранжирует ее, соблюдая верность авторскому тексту, в других позволяет себе достаточно радикальное творческое вмешательство. Результаты работы Шьяррино с музыкой прошлого нередко находят место в его оригинальных партитурах, в том числе предназначенных для музыкального театра. Так, в опере Асперн (по Письмам Асперна Генри Джеймса) использованы старинные песни венецианских гондольеров, в сюрреалистической камерной опере Перепела в саркофагах (название изысканного блюда) – мотивы из популярных американских песен, балет Смерть в Венеции основан на музыке Баха, а камерная опера Свет моих очей коварный (по пьесе комедиографа XVII века Джачинто Андреа Чиконьини о семейной драме Джезуальдо ди Веноза) включает элегию Клода Ле Жёна (конец XVI века). В творческом процессе Шьяррино значительную роль играют масштабные диаграммы, предшествующие собственно сочинению музыки. Они выглядят как произведения абстрактного искусства и демонстрируются на художественных выставках. Перу Шьяррино принадлежат эссе о музыке и музыкально-исторический трактат.

Для театра: Амур и Психея (Amore e Psyche), одноакт. опера, с кам. орк., либр. А. Песа (1972, Милан); Асперн (Aspern), зингшпиль в 2 актах, с инстр. анс., либр. Дж. Марини и Ш. (со сл. Л. Да Понте) по Г. Джеймсу (1978, Флоренция); Перепела в саркофагах (акты для музея навязчивых идей) (Cailles en sarcophage (atti per un museo delle ossessioni)), опера в 3 частях, с инстр. анс., либр. Марини на осн. текстов разл. авт. (1979, Венеция); Суета (Vanitas), одноакт. натюрморт для гол., влч. и фп., тексты из Дж. Л. Семпронио, Дж. Б. Марино, М. Опица и др. (1981, Милан); Лоэнгрин (Lohengrin), невидимое действо для солистки, инструментов (с электр. усилением) и голосов, либр. Ш. по Ж. Лафоргу (1983, Милан); Персей и Андромеда (Perseo e Andromeda), одноакт. опера для певцов и электр., либр. Ш. по Лафоргу (1991, Штутгарт); Смерть в Венеции (Morte a Venezia), балет в 2 актах на осн. музыки Баха, для симф. орк., по Т. Манну (1991, Верона); Свет моих очей коварный (Luci mie traditrici), опера в 2 актах, с кам. орк., либр. Ш. по Дж.А. Чиконьини (1998, Шветцинген); Бесконечное черное (Infinito nero), одноактный экстаз для гол. и 8 инстр., либр. Ш. по св. Марии Маддалене деи Пацци (1998, Виттен); Страшная и ужасная история князя Венозского и прекрасной Марии (Terribile e spaventosa storia del Principe di Venosa e della bella Maria), муз. для кукольной оперы, жен. гол., 4 сакс. и уд., тексты анон. и Ш. (1999, Сиена); Макбет (Macbeth), 3 акта без назв., с 2 кам. орк., либр. Ш. по В. Шекспиру (2002, Шветцинген); От зимы к зиме (Da gelo a gelo), 100 сцен и 65 стихотворений, с кам. орк., либр. Ш. по Идзуми Сикибу (XI век) (2007, Париж); Врата закона (La porta della legge), одноакт. опера по Ф. Кафке (2008, Вупперталь); На реках (Super flumina), одноакт. опера, либр. Ш. (2011, Мангейм); Вижу тебя, слышу тебя, теряю себя (в ожидании Страделлы) (Ti vedo, ti sento, mi perdo. In attesa di Stradella), опера, либр. Ш. (2017, Милан); Песнь становится печальнее – почему? (Il canto sattrista, perché?), сцена из Эсхила (2020, Клагенфурт); муз. к спект. драм. театра.

Для орк., в том числе с инстр. соло и с пением: Колыбельная (Berceuse, 1968, расширенная ред. 1977 под назв. Berceuse variata); Da a da da (1970); Большая камерная соната (Grande sonata da camera, 1971); Рондо (Rondò), фл. и кам. орк. (1972); Романс (Romanza), виоль д’амур и орк. (1973); Вариации (Variazioni), влч. и орк. (1974); Лунный свет (Clair de lune), фп. и орк. (1976); Страна без рассвета (Il paese senzalba, 1977); Страна без заката (Il paese senza tramonto), сопр. и орк., сл. Дж.Б. Марино (1977); Песня об умерших детях (Kindertotenlied), сопр., тен. (эхо) и кам. орк., сл. Ф. Рюккерта (1978); Образ Гарпократа (Un immagine di Arpocrate), хор, фп. и орк., сл. И.-В. Гёте и Л. Витгенштейна (1974–1979); Что знаешь, страж, о ночи? (Che sai guardiano, della notte?), клар. и кам. орк. (1979); Эфеб с радио (Efebo con radio), гол. и орк., сл. Ш. (1981); Цвет цветов, или Превращения звуковой материи (Flos florum, ovvero Le trasformazioni della materia sonora), хор и орк., сл. из египетской Книги мертвых, Библии, Лао Цзы, Анаксимена и Марино (1981); Автопортрет в ночи (Autoritratto nella notte), мал. орк. (1985); Аллегория ночи (Allegoria della notte), скр. и орк. (1985); На концентрические стихи (Sui poemi concentrici), I (влч. и орк.), II (фл., клар., влч. и орк.) и III (фл., скр., виоль д’амур и орк.) (1987); Смерть Борромини (Morte di Borromini), орк. и чтец (1988); Чтение издалека (Lettura da lontano), кб. и орк. (1989); Каденцарий (Cadenzario), фп., фл., гоб., скр. и орк., на осн. каденций к концертам Моцарта (1982–1991); Фрагмент и адажио (Frammento e adagio), фл. и орк. (1986–1992); Обретение прозрачности (Linvenzione della trasparenza), фл., скр., виоль д’амур и орк. (1993); Темный алфавит (Alfabeto oscuro), кам. орк. (1993); Примечания (Postille), фл., скр., альт и орк. (1993); Дыхание и форма (Soffio e forma, 1995); Воображение – самому себе (Limmaginazione a se stessa), хор и орк., сл. Э. Монтале (1996); Огни по ту сторону разума (I fuochi oltre la ragione, 1992–1997); Темный речитатив (Recitativo oscuro), фп. и орк. (1999); Климат после Гарри Парча (Il clima dopo Harry Partch), фп. и орк. (2000); Дневник некрополя (Il giornale della necropoli), фисгармония и орк. (2000); Другие осколки песни (Altre schegge di canto), клар. и орк. (2002); Истории о других историях (Storie di altre storie), акрд. и орк. (2004); Звук и молчание (Il suono e il tacere, 2004); Тень звука (Shadow of Sound, 2005); 4 Adagi (2007); Ночная книга голосов (Libro notturno delle voci), фл. и орк. (2009); Без залов ожидания (Senza sale daspetto), чтица и орк. (2011); Сияющий идеал и краденые страницы (Lideale lucente e le pagine rubate), 21 стр. инстр. (2012); Неточная машина времени (Limprecisa macchina del tempo), хор и кам. орк. (2015); Когда мы проснемся (Quando ci risvegliamo, 2015); Новая Эвридика по Рильке (La nuove Euridice secondo Rilke), сопр. и орк. (2015); Barbaras Songbook, сопр. и орк., сл. Дж. Ансальди и анон. (2018); Preludio allAdagietto (2019); Разные дожди (Piogge diverse), 5 песен для бар. и орк., сл. Ш. и др. (2019); др. пьесы.

Для фп. соло: 1-я соната (1976); 2-я соната (1983); 3-я соната (1987); Вариация на искривленное пространство (Variazione su uno spazio ricurvo, 1990); Потерянный в городе вод (Perduto in una città daque, 1991); 4-я соната (1992); 5-я соната (1994, 2/1995); Ноктюрны (Notturni), 4 пьесы (1998); Жестокие ноктюрны (Notturni crudeli), 2 пьесы (2001); др. миниатюры.

Для фл. соло: В отдаленном дуновении (Allaure in una lontananza), альт. фл. (1977); Гермес (Hermes, 1984); Как творятся волшебства? (Come vengono prodotti gli incantesimi?, 1985); Благодарственная канцона (Canzona di ringraziamento, 1985); Венера, которую украшают цветами Грации (Venere che le Grazie la fioriscono, 1989); Светлый горизонт Афона (Lorizzonte luminoso di Aton, 1989); Из текстов, посвященных облакам (Fra i testi dedicati alle nubi, 1989); Прощайте, дома ветра (Addio case del vento, 1993); Часы Бергсона (Lorologio di Bergson, 1999); Morte Tamburo (1999); Образ Финикия (Immagine Fenicia), с электр. усилением (2000); Письмо от антиподов, принесенное ветром (Lettera degli antipodi portata dal vento, 2000); Листки для юных фавнов (Fogli per giovani fauni, 2018); др. пьесы.

Др. инстр. муз.: Соната для 2 фп. (1966); …из Дивертисмента (…da un Divertimento), 10 инстр. (1970); De o de do, клав. (1970); Sonata da camera, 16 инстр. (1971); Арабеска (Arabesque), 2 церк. орг. (1971); Сонатина для скр. и фп. (1974); 2 этюда, влч. (1974); Блестящие ноктюрны (Notturni brillanti), 3 пьесы, альт (1975); Танец (Danse), 2 скр. и альт (1975); Фп. трио (1975); Siciliano, фл. и клав. (1975); Токката, клав. (1975); 6 каприсов, скр. (1976); О Зефире и Пане (Di Zefiro e Pan), 10 дух. (1976); Quintettino I, клар. и стр. (1976); Quintettino II, 5 дух. (1977); Сквозь решетки (Attraverso i cancelli), 14 инстр. (1977); У границ ночи (Ai limiti della notte), альт или влч. (1979); Прощание с Трахином (Laddio a Trachis), арфа (1980, обр. для гит. 1989); О фавне (Dun faune), альт. фл. и фп. (1980); Фавн, свистящий дрозду (Fauno che fischia a un merlo), фл. и арфа (1980); Меланхолия (La malinconia), скр. и альт (1981); Меланхолия-1 (Melencolia I), влч. и фп. (1981); Введение в темноту (Introduzione alloscuro), 12 инстр. (1981); Ночь у Орфея (Nox apud Orpheum), 2 орг., 12 дух. и уд. (1982); Дайте мне умереть, пока я не проснулся (Let me die before I wake), клар. (1982); Пурпурный кодекс (Codex purpureus), стр. трио (1983); Пурпурный кодекс-2 (Codex purpureus II), фп. квинтет (1984); Морской кентавр (Centauro marino), клар., фп. и стр. трио (1984); Изобразить Нарцисса у родника (Raffigurar Narciso al fonte), 2 фл., 2 клар. и фп. (1984); Обратное пространство (Lo spazio inverso), фл., клар., чел., скр. и влч. (1985); Время с обелиском (Il tempo con lobelisco), 6 инстр. (1985); Приложение к совершенству (Appendice alla perfezione), 14 колоколов (1986); Исследование белого (Esplorazione del bianco), I (кб.), II (фл., бас-клар., гит. и скр.) и III (джазовая ударная установка) (1986); Резоны раковин (Le ragioni delle conchiglie), фп. квинтет (1986); Мотив стеклянных объектов (Il motivo degli oggetti di vetro), 2 фл. и фп. (1987); 2-е фп. трио (1987); Молчание оракулов (Il silenzio degli oracoli), дух. квинтет (1989); Шесть коротких квартетов (Sei quartetti brevi), стр. квартет (1967–1992); Уста, ноги, звук (La bocca, i piedi, il suono), 4 альт-сакс. соло и 100 сакс. (1997); Круг, скроенный из звуков (Il cerchio tagliato dei suoni), 4 фл. соло и 100 фл. (1997); Стена горизонта (Muro dorizzonte), альт. фл., англ. рожок и бас-клар. (1997); Памяти Бурри (Omaggio a Burri), скр., альт. фл. и бас-клар. (1998); Vagabonde blu, акрд. (1998); Шорох длиной в 30 лет (Un fruscio lungo trentanni), 4 уд. (1967–1999); Седьмой квартет (Settimo quartetto), стр. квартет (1999); Этюды к интонации моря (Studi per lintonazione del mare), к.-а., 4 фл. и 4 сакс. соло, уд., 100 фл. и 100 сакс., сл. Ш. (2000); Во имя имени (In nomine nominis), 8 инстр. (2001); Каватина и крики (Cavatina e i gridi), стр. секстет (2002); Дерево и слово (Il legno e la parola), мар. и колокола (2004); Ветер тени (Vento dombra), 14 инстр. (2005); Археология телефона (Archeologia del telefono), 13 инстр. (2005); Искусственные сезоны (Le stagioni artificiali), скр. и инстр. анс. (2006); 8-й стр. квартет (2008); Fanofania, инстр. анс. (2010); 9-й стр. квартет Утренние тени Пьеро (Ombre nel mattino di Piero, 2012); Диалоги на последней струне (Dialoghi sullultima corda), 2 влч. (2014); разл. миниатюры.

Др. вок. муз.: Aka Aka to I, II, III, сопр. и 12 инстр., сл. Басё (1968); Две мелодии (Due melodie), сопр. и фп., сл. Дж.Б. Марино (1978); Асперн-сюита (Aspern Suite), сопр. и 6 инстр., сл. Л. Да Понте (1979, из оперы Асперн); Трахинянки (La donne di Trachis), 3 жен. гол. и жен. хор, сл. Софокла (1980); Песнь зеркал (Canto degli specchi), гол. и фп., сл. Л. Арагона (1981); Две новые мелодии (Due nuove melodie), бар. и фп., сл. Боба Дилана и П.П. Пазолини (1979–1982); Совершенство утонченного духа (La perfezione di uno spirito sottile), гол., фл. и уд. (1985); Все миражи вод (Tutti i miragi delle acque), хор, сл. Ш. (1987); Алиби слова (Lalibi della parola), 4 муж. гол., сл. А. де Кампоса и Ф. Петрарки (1994); Коллекция облаков (Nuvolario), гол., фл., труба, уд. и 2 альта, сл. Ибн-Хамдиса в итал. пер. (1995); Два пробуждения и ветер (Due risvegli e il vento), сопр., 2 клар. и стр. трио, сл. Г. Гейне и Ф. Гёльдерлина (1997); В ожидании ветра (Waiting for the Wind), гол. и яванский гамелан, сл. Х. Люк (1998); Пение с тишиной (Cantare con silenzio), 6 гол., фл., уд. и электр., сл. Ш., М. Серра, Э. Гунцига и И. Стенгерс (1999); Посвящение Луиджи Ноно (Dedicata a Luigi Nono), респонсорий Темной утрени, 6 гол. (2001); Путевой дневник (Quaderno di strada), 12 песен и пословица, бар. и инстр. анс., сл. Р.М. Рильке, К. Кавафиса, Б. Брехта и др. (2003); 12 мадригалов, 7 гол., сл. Басё (2007); Сад Сары (Il giardino di Sara), сопр. и 5 инстр. сл. Л. Виго (2008); Другой сад (Laltro giardino), сопр. и 8 инстр. сл. Л. Виго (2009); Место для поэмы (Cantiere del Poema), сопр. и инстр. анс., сл. Ш., Ф. Петрарки и У. Фосколо (2011); Спор между мотетами, с двумя снами (Diverbio fra mottetti, con due sogni), хор и 4 сакс., сл. Ш., Э. Дикинсон, Дж. Леопарди и др. (2015); Представь себе пустыню (Immagina il deserto), сопр. и 9 инстр. (2016); Фрагменты Страстей (Passionis fragmenta), сопр. и 4 инстр. (2017); Изумления (Stupori), бар., фл., скр. и уд., сл. Ш. и др. (2018); Мечтателю купола (Al sognatore di cupole), хор и инстр. анс., сл. Ш. из Л.Б. Альберти (2019).

Электр. муз.: Голос ада (La voce dellInferno) по Данте (1981); Названия песен (Noms des airs, 1994) и др.

Обр. муз. XIIIXX веков, в том числе произв. Машо, Джезуальдо, А. и Д. Скарлатти, Баха, Моцарта, Россини, Шопена, Вагнера, Малера, Дюка Эллингтона, венецианских песен XVIII века, популярных амер. песен XIX–XX веков.

Кн.: Le figure della musica: da Beethoven a oggi («Фигуры музыки: от Бетховена до наших дней»). Milano, 1998; Carte da suono («Звуковые документы», сб. работ 1981–2001). Palermo, 2002.