Библиография
Абрамян Л. Первобытный праздник и мифология. – Ереван: Издательство АН Армянской ССР, 1983. – 231 с.
Авраамов А. Симфония гудков // Горн. 1923. № 9. – URL: http://www.etheroneph.com/audiosophia/93-simfoniya-gudkov.html.
Адорно Т.В. Избранное: Социология музыки. – М.; СПб.: Университетская книга, 1999. – 445 с.
Адорно Т.В. Философия новой музыки. – М.: Логос, 2001. – 343 с.
Адэр Л. Микротоновая музыка в Европе и России в 1900–1920-е годы. Дисс. … кандидата искусствоведения. – СПб., 2013. – 231 с.
Айрапетян В. Толкуя слово. Опыт герменевтики по-русски. Часть I. – М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2011. – 527 с.
Акопян Л. Анализ глубинной структуры музыкального текста. – М.: Практика, 1995. – 256 с.
Акопян Л. Теория музыки в поисках «научности». Методология и философия «структурного слышания» в музыковедении последних десятилетий [часть 2] // Музыкальная академия. – 1997. № 2. – C. 110–123.
Акопян Л. «Художественные открытия» Четырнадцатой симфонии // Музыкальная академия. – 1997. № 4. – C. 185–192.
Акопян Л. О возможных точках соприкосновения между теоретическим музыкознанием и глубинной психологией // Музыкальная академия. – 1999. № 1. – С. 206–213.
Акопян Л. Эдгар Варез // XX век. Зарубежная музыка. Очерки. Документы. – М.: ГИИ, 2000. – С. 3–97.
Акопян Л. Дмитрий Шостакович. Опыт феноменологии творчества. – СПб: Дмитрий Буланин, 2004. – 473 с.
Акопян Л. Большие теоретические концепции в музыкознании: свет и тени // Этот многообразный мир музыки… Сборник статей к 80-летию М.Г. Арановского. – М.: ГИИ, 2010. – С. 67–77.
Акопян Л. Джачинто Шельси // Искусство музыки: теория и история. – № 1–2 (2011) . – С. 154–207. – URL: http://imti.sias.ru/upload/iblock/17a/akopyan.pdf.
Акопян Л. Жан Барраке (1928–1973) // Искусство музыки: теория и история. – № 3 (2012). – С. 115–173. – URL: http://sias.ru/upload/iblock/710/akopyan.pdf.
Акопян Л. По следам Шенкера: редукционизм // Искусство музыки: теория и история. – № 6 (2013). – С. 104–124. – URL: http://imti.sias.ru/upload/iblock/087/akopyan.pdf.
Акопян Л. Роберто Герхард (1896–1970) // Искусство музыки: теория и история. – № 7 (2013). – С. 56–119. – URL: http://imti.sias.ru/upload/iblock/5e8/akopyan.pdf.
Акопян Л. Религиозный аспект в поздней советской музыке: от Д.Д. Шостаковича и далее // От искусства оттепели к искусству распада империи. Сб. статей / Отв. ред. Н.А. Хренов. – М.: ГИИ; Канон+, 2013. – С. 272–285.
Акопян Л. Эвфония и парафония как музыкально-теоретические категории // Искусство музыки: теория и история. – № 16 (2017). – С. 59–110. – URL: http://imti.sias.ru/upload/iblock/ee3/imti_2017_16_59_110_akopyan.pdf.
Акопян Л. Лейтмотивы Шостаковича // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. Научно-аналитический, научно-образовательный журнал. Нижегородская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки. – 2017, № 3 [45]. – С. 25–34.
Акопян Л. Великие аутсайдеры музыки XX века. – М.: ГИИ, 2019. – 320 с.
Алексеев Э. Раннефольклорное интонирование. Звуковысотный аспект. – М.: Советский композитор, 1986. – 240 с.
Амрахова А. Современная музыкальная культура в поисках самоопределения. – М.: Композитор, 2017. – 304 с.
Андриссен Л., Шёнбергер Э. Часы Аполлона. О Стравинском. – СПб.: Институт ПРО АРТЕ; Академический проект, 2003. – 300 с.
Арановский М. Мелодика С. Прокофьева. – Л.: Музыка, 1969. – 231 с.
Арановский М. Пятнадцатая симфония Д. Шостаковича и некоторые вопросы музыкальной семантики // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 15. – Л.: Музыка, 1977. – С. 55–94.
Арановский М. Симфонические искания. Проблема жанра симфонии в советской музыке 1960–1975 годов. – Л.: Советский композитор, 1979. – 286 с.
Арановский М. Синтаксическая структура мелодии. – М.: Музыка, 1991. – 320 с.
Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. – Минск: Литература, 1998. – 1391 с.
Арутюнов Д. А. Хачатурян и музыка Советского Востока. Язык. Стиль. Традиции. – М.: Музыка, 1983. – 396 с.
Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Книги первая и вторая / Ред., вступ. статья и коммент. Е.М. Орловой. – Л.: Музыка, 1971. – 376 с.
Бакши Л. Попытка прощания. Несколько тезисов о музыке тоталитарной эпохи // Музыкальная академия. – 1992. № 1. – С. 40–46.
Барсова И. Симфонии Густава Малера. – М.: Советский композитор, 1975. – 495 с.
Барт Р. Смерть автора // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика / Сост., общая ред. и вступ. статья Г.К. Косикова. – М.: Прогресс, 1991. – С. 384–391.
Барток Б. Золтан Кодай // Советская музыка. 1965. № 2. – С. 96–98.
Беккет С. Трилогия: Моллой. Мэлон умирает. Безымянный / Пер. В. Молота. – СПб.: Издательство Чернышева, 1994. – 461 с.
Бергсон А. Смех. – М.: Искусство, 1992. – 128 с.
Бергсон А. Собрание сочинений: в 4 томах. Т. 1. – М., Московский клуб, 1992. – 325 с.
Берио Л. Постижение музыки — это работа души // Советская музыка. 1989. № 1. – С. 126–129.
Бибихин В. Язык философии. – М.: Прогресс, 1993. – 416 с.
Бибихин В. Мир. – СПб.: Наука, 2007. – 430 с.
Бобровский В. Функциональные основы музыкальной формы. – М.: Музыка, 1978. – 331 с.
Бобровский В. Тематизм как фактор музыкального мышления. Очерки. Вып. 1. – М.: Музыка, 1989. – 266 с.
Браунайс Л. Введение в стиль tintinnabuli // Арво Пярт. Беседы, исследования, размышления. – Киев: Дух i Лiтера, 2014. – С. 125–193.
Булез П. Ориентиры I. Избранные статьи. – М.: Logos-altera, 2004. – 200 с.
Вайль П. Стихи про меня. – М.: Астрель; CORPUS, 2011. – 670 с.
Веберн А. Лекции о музыке. Письма. – М.: Музыка, 1975. – 143 с.
Вершинина И. Ранние балеты Стравинского. – М.: Наука, 1967. – 223 с.
Витгенштейн Л. Логико-философский трактат / Пер. с немецкого и параллельные коммент. В. Руднева // Витгенштейн Л. Избранные работы. – М.: Территория будущего, 2005. – 437 с.
Власова Н. Творчество Арнольда Шёнберга. – М.: URSS, 2007. – 527 с.
Власова Н. Генрих Шенкер и его аналитическая теория // Искусство музыки: теория и история. № 6 (2012) . – С. 86–102. – URL: http://imti.sias.ru/upload/iblock/bc8/vlasova.pdf.
Волков А. Прокофьев «прокофьевизирует» // Советская музыка. 1986. № 4. – С. 87–92.
Воробьев И. Соцреалистический «большой стиль» в советской музыке (1930–1950-е годы). – СПб.: Композитор, 2013. – 685 c.
Гаспаров Б. Некоторые вопросы структурного анализа музыкального языка // Труды по знаковым системам. Т. IV (Ученые записки Тартуского государственного университета; вып. 236) . – Тарту: [б.и.], 1969. – C. 174–203.
Гаспаров Б. Некоторые дескриптивные проблемы музыкальной семантики // Труды по знаковым системам. Т. 8 (Ученые записки Тартуского государственного университета; вып. 411). – Тарту: [б.и.], 1977. – С. 120–137.
Гершкович Ф. Тональные истоки шёнберговой додекафонии // Труды по знаковым системам. Т. 6 (Тартуского государственного университета; вып. 308). – Тарту: [б.и.], 1973. – С. 344 – 379.
[Гликман И.] Письма к другу. Дмитрий Шостакович – Исааку Гликману. – М.: DSCH; СПб.: Композитор, 1993. – 363 с.
Гойови Д. Новая советская музыка 20-х годов / Пер. с немецкого и общая ред. Н.О. Власовой. – М.: Композитор, 2006. – 368 с.
Гойовы Д. Д. Шостакович и «Театральный Октябрь» – структуры театра в гармонии Шостаковича // Kölner Beiträge zur Musikforschung. Bd. 150. Bericht über das Internationale Dmitri-Schostakowitsch-Symposion, Köln 1985. – Regensburg: Gustav Bosse, 1986. – С. 553–565.
Голомшток И. Тоталитарное искусство. – М.: Галарт, 1994. – 296 с.
Гризе Ж. Структурирование тембров в инструментальной музыке // Композиторы о современной композиции. Хрестоматия. – М.: НИЦ «Московская консерватория», 2009. – С. 311–345.
Гуляницкая Н. Введение в современную гармонию. – М.: Музыка, 1984. – 256 с.
Данузер Г. Малер сегодня – в поле напряжения между модернизмом и постмодернизмом // Музыкальная fкадемия. 1994. № 1. – С. 140–151.
Дебюсси К. Статьи, рецензии, беседы. – М.; Л.: Музыка, 1964. – 278 с.
Дельсон В. Фортепианное творчество Шостаковича. – М.: Советский композитор, 1971. – 247 с.
Денисов Э. Додекафония и проблемы современной композиторской техники // Музыка и современность. Вып. 6. – М.: Музыка, 1969. – С. 478–525.
Денисов Э. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. – М.: Советский композитор, 1986. – 205 с.
Дернова В. Гармония Скрябина. – Л.: Музыка, 1968. – 124 с.
Должанский А. 24 прелюдии и фуги Д. Шостаковича. – Л.: Советский композитор, 1963. – 276 с.
Друскин М. О Стравинском и его «Диалогах» // Стравинский И. Диалоги. – Л.: Музыка, 1971. – С. 303–328.
Дубинец Е. Знаки звуков. – Киев: Гамаюн, 1999. – 310 с.
[Дубов М.] Проект сонорно-стохастический: Я. Ксенакис, «Тростниковые заросли» // Теория современной композиции / Отв. ред. В. Ценова. – М.: Музыка, 2005. – С. 596–607.
Енукидзе Н. «Победа над солнцем»: несколько взглядов на первую футуристическую оперу // Сто лет русского авангарда. Сборник статей / Автор проекта и научн. ред. М. И. Катунян. – М.: Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, 2013. – С. 42–51.
Есипова М. Традиционная японская музыка. Энциклопедия. – М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2012. – 292 с.
Задерацкий В. Полифония в инструментальных произведениях Д. Шостаковича. – М.: Музыка, 1969. – 272 с.
Задерацкий В. Полифоническое мышление И. Стравинского. – М.: Музыка, 1980. – 287 с.
Зенкин С. Пророчество о культуре (Творчество Стефана Малларме) // Малларме С. Сочинения в стихах и прозе. Stéphane Mallarmé. Vers et prose. – М.: Радуга, 1995. – С. 5–38.
Иванова И. Серийная идея и ее реализация в композиции Пьера Булеза. Дисс. … кандидата искусствоведения. – М., 2000. – 336 с.
Ивашкин А. Канон в музыке как эстетический принцип. Автореф. дисс. … кандидата искусствоведения. – М., 1978. – 22 с.
Ивашкин А. Кшиштоф Пендерецкий. – М.: Советский композитор, 1983. – 126 с.
Ивашкин А. Чарлз Айвз и музыка XX века. – М.: Советский композитор, 1991. – 463 с.
[Ивашкин А.]. Беседы с Альфредом Шнитке. – М.: РИК «Культура», 1994. – 302 с.
Кант И. Критика чистого разума. – М.: Наука, 1999. – 655 с.
Карпентьер А. Эдгар Варез // Советская музыка. – 1990. № 3. – С. 127–128.
[Келдыш Ю.] История русской музыки. Том первый. Древняя Русь. XI–XVII века. – М.: Музыка, 1983. – 383 с.
Кириллина Л. Лючано Берио // XX век. Зарубежная музыка. Очерки. Документы. Вып. 2. – М.: Музыка, 1995. – С. 74–109.
Климовицкий А. О творческом процессе Бетховена. – Л.: Музыка, 1979. – 175 с.
Когоутек Ц. Техника композиции в музыке XX века. – М.: Музыка, 1976. – 367 с.
Конен В. Рождение джаза. – М.: Советский композитор, 1984. – 312 с.
Ксенакис Я. Формализованная музыка. Новые формальные принципы музыкальной композиции / Пер. М. Заливадного. – СПб.: Санкт-Петербургская гос. консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова, 2008. – 123 с.
Кудряшов А. «Учение о тропах» Й. М. Хауэра // Проблемы музыкальной науки. Вып. 5. – М.: Советский композитор, 1983. – С. 224–254.
Кузнецов И. Полифония в русской музыке XX века. Выпуск 1. – М.: Дека-ВС, 2012. – 421 с.
Кузнецов И., Никольцев И. Микротоновые системы в отечественной и зарубежной музыке // Искусство музыки: теория и история. № 1–2 (2011). – С. 4–71. – URL: http://sias.ru/upload/iblock/3c0/kyz_nic.pdf.
Кундера М. Нарушенные завещания. – СПб.: Азбука, 2004. 284 с.
Курбатская С. Серийная музыка: вопросы истории, теории, эстетики. – М.: Сфера, 1996. – 388 с.
Курбатская С. К анализу «Молотка без мастера» Булеза // Курбатская С., Холопов Ю. Пьер Булез. Эдисон Денисов. Аналитические очерки. – М.: Сфера, 1998. – С. 34–137.
Курт Э. Романтическая гармония и ее кризис в «Тристане» Вагнера. – М.: Музыка, 1975. – 551 с.
Лаул Р. Принципы формообразования в симфонических произведениях Дебюсси // Дебюсси и музыка ХХ века. – Л.: Музыка, 1983. – С. 39–63.
Леви-Стросс К. Из книги «Мифологичные» 1. «Сырое и вареное»: Увертюра, ч. 2 // Семиотика и искусствометрия. – М.: Мир, 1972. – С. 25–49.
Леви-Строс К. Мифологики. Том 1. Сырое и приготовленное. – М.; СПб.: Университетская книга, 1999. – 399 с.
Леви-Строс К. Мифологики. Том 2. От меда к пеплу. – М.; СПб.: Университетская книга, 1999. – 441 с.
Леви-Строс К. Структурная антропология / Пер. Вяч.Вс. Иванова. – М.: Эксмо-пресс, 2001. – 512 с.
Лиотар Ф. Состояние постмодерна. – М.: Институт экспериментальной социологии; Л.: Алетейя, 1998. – 160 с.
Липавский Л. Исследование ужаса. –М.: Ad Marginem, 2005. – 445 с.
Лобанова М. Николай Андреевич Рославец и культура его времени. – М.: Петроглиф, 2011. – 383 с.
Лосев А. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. – М.: Искусство, 1975. – 775 с.
Лосев А. Музыка как предмет логики // Лосев А. Форма. Стиль. Выражение. – М.: Мысль, 1995. – С. 187–316.
Лучкина М. О претворении принципа формульности в мелодике вокально-хоровых сочинений Г.В. Свиридова // Известия РГПУ им. А.И. Герцена № 126. – СПб., 2010. – С. 250–259.
Мазель Л. Заметки о музыкальном языке Шостаковича // Дмитрий Шостакович / Под ред. Л. Данилевича. – М.: Советский композитор, 1967. – С. 307–359.
[Маклыгин А., Ценова В.] Глава XI. Сонорика // Теория современной композиции / Отв. ред. В. С. Ценова. – М.: Музыка, 2005. – С. 382–411.
Малларме С. Сочинения в стихах и прозе. Stéphane Mallarmé. Vers et prose. – М.: Радуга, 1995. – 565 с.
Манн Т. Доктор Фаустус / Пер. С. Апта и Н. Ман. – М.: Издательство иностранной литературы, 1959. – 615 с.
Мартынов В. Конец времени композиторов. – М.: Русский путь, 2002. – 296 с.
Мейер К. Шостакович. Жизнь. Творчество. Время. – М.: DSCH; СПб.: Композитор, 1998. – 551 с.
Мёрфи Э. Диспут о четырех стилях музыки. Заметки о Пятнадцатой // Музыкальная академия. 1997. № 4. – С. 195–202.
Мессиан О. Техника моего музыкального языка / Пер. и коммент. М. Чебуркиной; науч. ред. Ю.Н. Холопова. – М.: Греко-латинский кабинет® Ю.А. Шичалина, 1995. – 124 с.
Мийо Д. Моя счастливая жизнь. – М.: Композитор, 1999. – 395 с.
Мищенко М. Опыты мелософии. О непройденных путях музыкальной науки. – СПб.: Издательский дом «Галина скрипсит»; Издательство имени Н.И. Новикова, 2014. – 319 с.
[Мясковский Н.] Н.Я. Мясковский. Собрание материалов. Т. 1. – М.: Музыка, 1964. – 393 с.
Набоков В. Комментарий к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». – СПб.: Искусство-СПБ; Набоковский фонд, 1998. – 924 с.
Нейгауз Г. Об искусстве фортепьянной игры. Записки педагога. – М.: Гос. муз. издательство, 1958. – 320 с.
Нестьев И. Жизнь Сергея Прокофьева. – Изд. 2-е. – М.: Советский композитор, 1973. – 660 с.
Никольская И. От Шимановского до Лютославского и Пендерецкого. – М.: Советский композитор, 1990. – 332 с.
Никулина А. Музыкальный и вербальный cantus firmus в пятой части «Симфонии» Лучано Берио // Музыкальная академия. 2019. № 1. – С. 88–102.
[Никольская И.] Беседы Ирины Никольской с Витольдом Лютославским. Статьи. Воспоминания. – М.: Тантра, 1995. – 205 с.
Ноно Л. Автобиография (Фрагменты интервью с Э. Рестаньо) // XX век. Зарубежная музыка. Очерки. Документы. Вып. 2. – М.: Музыка, 1995. – С. 58–71.
Паисов Ю. Политональность в творчестве советских и зарубежных композиторов XX века. – М.: Советский композитор, 1977. – 392 с.
Переверзева М. Алеаторика как принцип композиции. – СПб.: Лань; Планета музыки, 2018. – 604 с.
Петрусёва Н. Пьер Булез. Эстетика и техника музыкальной композиции. – М.; Пермь: Реал, 2002. – 350 с.
Поппер К. Логика и рост научного знания. Избранные работы / Сост., общ. ред. и вступ. статья В. Садовского. – М.: Прогресс, 1983. – 605 с.
Прокофьев С. Материалы, документы, воспоминания. Изд. 2-е, дополненное. – М.: Гос. муз. издательство, 1961. – 707 с.
[Прокофьев С.] Прокофьев о Прокофьеве. Статьи и интервью. – М.: Советский композитор, 1991. – 285 с.
Прокофьев: размышления, свидетельства, споры. Беседа с Геннадием Рождественским // Советская музыка. 1991. № 4. – С. 8, 13.
Рассадин С. Самоубийцы. Повесть о том, как мы жили и что читали. – М.: Текст, 2007. – 475 с.
Рети Р. Тональность в современной музыке. – Л.: Музыка, 1968. – 131 с.
Рихард Штраус и Ромен Роллан. Переписка. Выдержки из дневника. Кн. 3. – М.: Гос. музыкальное издательство, 1960. – 216 с.
[Рославец Н.]. Ник.А. Рославец о себе и своем творчестве // Современная музыка. 1924. № 5. – С. 132–138.
Рубцов Ф. Основы ладового строения русских народных песен. – Л.: Музыка, 1964. – 94 с.
Рубцова В. Александр Николаевич Скрябин. – М.: Музыка, 1989. – 447 с.
Румянцев С. Коммунистические колокола // Советская музыка. 1984. № 11. – С. 54–63.
Сабанеев Л. Воспоминания о Скрябине. – М.: Классика-XXI, 2000. – 389 с.
Сабинина М. Шостакович-симфонист. Драматургия. Эстетика. Стиль. – М.: Музыка, 1976. – 477 с.
Савенко С. Рукотворный космос Валентина Сильвестрова // Музыка из бывшего СССР. Сборник статей. Выпуск 1. – М.: Композитор, 1994. – С. 72–90.
Савенко С. Musica sacra Арво Пярта // Музыка из бывшего СССР. Вып. 2. – М.: Композитор, 1996. – С. 208–228.
Савенко С. Мир Стравинского. – М.: Композитор, 2001. – 327 с.
Селицкий А. Николай Каретников. Выбор судьбы. – Ростов-на-Дону: Книга, 1997. – 367 с.
Сисаури В. Японская инструментальная музыка Гагаку (генетические связи и процесс становления) // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 14. – Л.: Музыка, 1975. – С. 202–223.
Сисаури В. Роль континентальных заимствований в формировании национального стиля японской музыки // Традиции музыкального искусства и музыкальная практика современности. – Л.: ЛГИТМиК, 1981. – С. 127–143.
[Соколов А.] Спектральный метод // Теория современной композиции / Отв. ред. В.С. Ценова. – М.: Музыка, 2005. – С. 548–562.
Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. – М.: Прогресс, 1977. – 696 с.
Степанян Р. Некоторые особенности гармонии А. Хачатуряна // Арам Хачатурян. – Ереван: Издательство АН Армянской ССР, 1972. – С. 146–169.
Стравинский И. Диалоги. – Л.: Музыка, 1971. – 414 с.
Стравинский И. Ф. Переписка с русскими корреспондентами. Материалы к биографии. Т. III. 1923–1939. – М.: Композитор, 2003. – 942 с.
Стравинский И. Хроника. Поэтика. – М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2012. – 368 с.
Суслин В. Музыка духовной независимости: Галина Уствольская // Музыка из бывшего СССР. – М.: Композитор, 1996. – С. 141–156.
Танеев С. Подвижной контрапункт строгого письма. – Лейпциг: М. Беляев, 1909. – 402 с.
Тараканов М. Музыкальный театр Альбана Берга. – М.: Советский композитор, 1976. – 559 с.
Тарнопольский В. Когда время выходит из берегов. Беседу провела М. Нестьева // Музыкальная академия. – 2000. № 2. – С. 14–17.
Теория современной композиции / Отв. ред. В. С. Ценова. – М.: Музыка, 2005. – 616 с.
Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. – СПб.: Речь, 2000. – 320 с.
Фэннинг Д. Лейтмотив в «Леди Макбет Мценского уезда» // Д.Д. Шостакович. Сборник статей к 90-летию со дня рождения. – СПб.: Композитор, 1996. – С. 103–120.
Хачатурян А. Как я понимаю народность в музыке // Советская музыка. – 1952. № 5. – С. 39–43.
Хачатурян А. Несколько мыслей о Прокофьеве // С.С. Прокофьев. Материалы, документы, воспоминания. Изд. 2-е, дополненное. – М.: Гос. музыкальное издательство, 1961.
Холопов Ю. О теории Хиндемита // Советская музыка. – 1963. № 10. – С. 41–50.
Холопов Ю. О трех зарубежных системах гармонии // Музыка и современность. Вып. 4. – М.: Музыка, 1966. – С. 216–329.
Холопов Ю. Современные черты гармонии Прокофьева. – М.: Музыка, 1967. – 487 с.
Холопов Ю. Очерки современной гармонии. Исследование. – М.: Музыка, 1974. – 286 с.
Холопов Ю. Модальная гармония. Модальность как тип гармонической структуры // Музыкальное искусство. Общие вопросы теории и эстетики музыки. Проблемы национальных музыкальных культур. – Ташкент: Изд-во литературы и искусства им. Гафура Гуляма, 1982. – С. 16–31.
Холопов Ю. Николай Рославец: волнующая страница русской музыки // Рославец Н. Сочинения для фортепиано / Ред.-сост. Н. Копчевский. – М.: Музыка, 1989. – С. 5–12.
Холопов Ю. Гармонический анализ. В 3-х частях. Часть вторая. – М.: Музыка, 2001. – 193 с.
Холопов Ю. Гармония. Практический курс. Часть II. Гармония XX века. – М.: Композитор, 2003. – 613 с.
Холопов Ю. Сонорика // Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века / Под общей ред. В.В. Бычкова. – М.: Росспэн, 2003. – С. 413–417.
Холопов Ю. Музыкально-теоретическая система Хайнриха Шенкера. – М.: Композитор, 2006. – 157 с.
Холопов Ю., Кириллина Л., Кюрегян Т., Лыжов Г., Поспелова Р., Ценова В. Музыкально-теоретические системы. – М.: Композитор, 2006. – 631 с.
Холопов Ю., Ценова В. Эдисон Денисов. – М.: Композитор, 1993. – 288 с.
[Холопов Ю., Ценова В.]. Глава X. Двенадцатитоновые техники: серийность, сериализм, постсериализм // Теория современной композиции / Отв. ред. В.С. Ценова. – М.: Музыка, 2005. – C. 314–381.
Холопова В. О теории Эрнё Лендваи // Проблемы музыкальной науки. – М., 1972. – С. 326–357.
Холопова В., Рестаньо Э. София Губайдулина. – М.: Композитор, 1996. – 324 с.
Холопова В., Холопов Ю. Антон Веберн. Жизнь и творчество. – М.: Советский композитор, 1984. – 319 с.
Холопова В., Чигарева Е. Альфред Шнитке. Очерк жизни и творчества. – М.: Советский композитор, 1990. – 350 с.
Хориков И., Малев М. Новогреческо-русский словарь. –М.: Русский язык, 1980. – 856 с.
Хрущёва Н. «Симфония» Берио как открытое произведение // Opera musicologica. – 2009. № 1 [1]. – С. 119–132.
Цареградская Т. Сет-теория в США: Милтон Бэббитт и Аллен Форт // Искусство музыки: теория и история. – № 6 (2012). – С. 157–177. – URL: http://sias.ru/upload/iblock/b59/tcaregradskaya.pdf.
Цареградская Т. Музыкальный жест в пространстве современной композиции. – М.: Композитор, 2018. – 362 с.
Ценова В. Числовые тайны музыки Софии Губайдулиной. – М.: Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 2000. – 197 с.
Ценова В. Драма жизни и Святые двенадцать: Фриц Хайнрих Кляйн, непризнанный гений. – М.: Музиздат, 2010. – 326 с.
Чайковский М. Жизнь Петра Ильича Чайковского. В 3-х томах. – М.: Алгоритм, 1997. – 511, 607, 616 с.
Чередниченко Т. К проблеме художественной ценности в музыке // Проблемы музыкальной науки. Вып. 5. – М.: Советский композитор, 1983. – С. 255–295.
Чередниченко Т. Музыкальный запас. 70-е. Проблемы. Портреты. Случаи. – М.: Новое литературное обозрение, 2002. – 592 с.
Чугунов Ю. Гармония в джазе. – М.: Советский композитор, 1988. – 152 с.
Шёнберг А. Стиль и мысль. Статьи и материалы / Сост., перев., коммент. Н.О. Власовой и О.В. Лосевой. – М.: Композитор, 2006. – 528 с.
Шенкер Г. Новые музыкальные теории и фантазии III. Свободное письмо. Т. 1: Текст / Пер. Б.Т. Плотникова. – Красноярск: Красноярская академия музыки и театра, 2003. – 152 с.
Шнеерсон Г. Арам Хачатурян. – М.: Советский композитор, 1958. – 76 с.
Шнитке А. Парадоксальность как черта музыкальной логики Стравинского // И.Ф. Стравинский. Статьи и материалы / Сост. Л.С. Дьячкова. – М.: Советский композитор, 1973. – С. 383–434.
Шнитке А. Третья часть Симфонии Л. Берио // Шнитке А. Статьи о музыке. – М.: Композитор, 2004. – С. 88–91.
Шульгин Д. Годы неизвестности Альфреда Шнитке. – М.: Деловая лига, 1993. – 109 с.
Эко У. Открытое произведение. Форма и неопределенность в современной поэтике. – СПб.: Академический проект, 2004. – 380 с.
Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. – СПб.: Symposium, 2006. – 538 с.
Юзефович В. Арам Хачатурян. – М.: Советский композитор, 1990. – 295 с.
Юнгер Э. Излучения (февраль 1941 – апрель 1945). – СПб.: Владимир Даль, 2002. – 781 с.
Якоби И. Психологическое учение К. Г. Юнга // Карл Густав Юнг. Дух и жизнь. – М.: Практика, 1996. – С. 385–532.
Яроциньский С. Дебюсси, импрессионизм и символизм. – М.: Прогресс, 1978. – 232 с.
Ясперс К. Общая психопатология. – М.: Практика, 1997. – 1053 с.
Adams J. Hallelujah Junction. Composing an American Life. – New York: Farrar, Straus & Giroux, 2008. – 352 p.
Akopian (Hakobian) L. Koncepcje teoretyczno-muzyczne jako czynnik przeszkadzający w rozumieniu muzyki // Teoria muzyki. Studia Interpretacje. Dokumentacje. Pismo Akademii Muzycznej w Krakowie. – Rocznik IV (2015), 7. – S. 27–55.
Anderson J. A Provisional History of Spectral Music // Contemporary Music Review, – 19 (2000), 2. – P. 7–22.
Antokoletz E. The Music of Béla Bartók. A Study of Tonality and Progression in Twentieth-Century Music. – Berkeley; Los Angeles; London: University of California Press, 1984. – 342 p.
Austin W. Music in the 20th Century: from Debussy through Stravinsky. – New York: Norton, 1966. – 708 p.
Babbitt M. [untitled review] // Journal of the American Musicological Society, – 1 (Spring 1950). – P. 57–60.
Babbitt M. Who Cares if You Listen? // Contemporary Composers on Contemporary Music / Ed. by E. Schwartz and B. Childs. – New York etc.: Holt, Rinehart and Winston, 1967. – P. 243–250.
Babbitt M. Twelve-Tone Rhythmic Structure and the Electronic Medium // Perspectives of New Music, – 1 (1962), 1. – P. 49–79.
Bailey K. The Twelve-Note Music of Anton Webern. Old Forms in a New Language. – Cambridge etc.: Cambridge University Press, 1991. – 462 p.
Bailey K. ‘Work in Progress’: Analysing Nono’s Il canto sospeso // Music Analysis. – 11 (1992). No. 2/3. – P. 279–334.
Bayer F. De Schönberg à Cage. Essai sur la notion d’espace sonore dans la musique contemporaine. – Paris: Klincksieck, 1981. – 216 p.
Beckett S. Three Novels: Molloy, Malone Dies, and The Unnamable. – New York: Grove Press, 1959. – 577 p.
Berger A. Serialism: Composer as Theorist // Berger A. Reflections of an American Composer. – Berkeley etc.: University of California Press, 2002. – P. 83–92.
Bernard J.W. The Music of Edgard Varèse. – New Haven and London: Yale University Press, 1987. – 272 p.
Boretz B. Meta-Variations, IV: Analytical Fallout (I) // Perspectives of New Music. – 11 (1969), 1. – P. 146–223.
Bosseur D., Bosseur J.-Y. Révolutions musicales. La musique contemporaine depuis 1945. – Paris: Le Sycomore, 1979. – 291 p.
Boulez P. Penser la musique aujourd’hui. – Genève; Paris: Denoël/Gonthier, 1963. – 170 p.
Boulez P. Relevés d’apprenti. – Paris: Seuil, 1966. – 384 p.
Boulez P. Par volonté et par hasard. Entretiens avec Célestin Deliège. – Paris: Seuil, 1975. – 159 p.
Boulez P. Orientations. – London: Faber & Faber, 1986. – 541 p.
Braun J. The Double Meaning of Jewish Elements in Dimitri Shostakovich’s Music // The Musical Quarterly. – 71/1 (1985). – P. 68–80.
Brelet G. L’esthétique du discontinu dans la musique nouvelle // Revue d’esthétique. Musiques nouvelles. – Paris, Klincksieck, 1968. – P. 253–277.
Brindle R.S. The New Music. The Avant-Garde since 1945. – London; Oxford; New York, etc.: Oxford University Press, 1975. – 206 p.
Burt J. The Music of Tōru Takemitsu. – Cambridge etc.: Cambridge University Press, 2006. – 294 p.
Busoni F. Von der Einheit der Musik. – Berlin: Max Hesses Verlag, 1922. – 376 S.
Cheong Wai-Ling. Scriabin’s Octatonic Sonata // Journal of the Royal Musical Association. – 121/2 (1996). – P. 206–228.
Childs E. Achorripsis: A Sonification of Probability Distributions // Proceedings of the 2002 International Conference on Auditory Display. – Kyoto, Japan, July 2–5, 2002. – URL: http://www.icad.org/websiteV2.0/Conferences/ICAD2002/proceedings/16_EdwardChilds.pdf.
Chomiński J.M. Muzyka Polski Ludowej. – Warszawa: Polskie Wydawnictwo Naukowe, 1968. – 224 s.
Chrissochoidis I., Mitsakis C., Houliaras S. Set theory in Xenakis’ EONTA // International symposium Iannis Xenakis / I. Chrissochoidis et al.; ed. by A. Georgaki and M. Solomos M. – Athens: The National and Kapodistrian University, 2005. –P. 241–249.
Cornicello A. Timbral Organization in Tristan Murail’s Désintégrations and Rituals. PhD Dissertation. – Brandeis University, 2000. – xi, 146 p.
Cross J. Harrison Birtwistle. Man, Mind, Music. – London: Faber and Faber, 2000. – 320 p.
Deliège C. Cinquante ans de Modernité musicale: de Darmstadt à IRCAM. Contribution historiographique à une musicologie critique. – Sprimont (Belgique): Mardaga. 2003. – 1024 p.
De Médicis F. Scriabin’s Mature Style and the Coordination of Form, Grouping and Pitch Structures // STM Online. – Vol. 2 (2009). – URL: http://musikforskning.se/stmonline/vol_12/medicis/index.php?menu=3#_edn27.
Eco U. La struttura assente. Introduzione alla ricerca semiologica. – Milano: Bompiani, 1968. – 599 p.
Eimert H. Lehrbuch der Zwölftontechnik. – Wiesbaden: Breitkopf und Härtel, 1950. – 64 S.
Eisler H. Arnold Schoenberg // Hanns Eisler. A Miscellany / Compiled and edited by D. Blake. – Luxembourg: Harwood Academic Publishers, 1995. – P. 171–180.
Epstein D. Beyond Orpheus. Studies in Musical Structure. 2nd ed. – Oxford and New York: Oxford University Press, 1987. – 244 p.
Erhardt L. Balety Igora Strawińskiego. – Krakow: Polskie Wydawnictwo Muzyczne, 1962. – 270 s.
Erhardt L. Spotkania z Krzysztofem Pendereckim. – Kraków: Polskie Wydawnictwo Muzyczne, 1975. – 239 s.
Everett Y.U. The Music of Louis Andriessen. – Cambridge etc.: Cambridge University Press, 2006. – 266 p.
Exarchos D., Jones D. Sieve analysis and construction: Theory and implementation / D. Exarchos, D. Jones // Proceedings of the Xenakis International Symposium. – Southbank Centre, London, 1–3 April 2011. – URL: www.gold.ac.uk/ccmc/xenakis-international-symposium.
Fearn R. The Music of Luigi Dallapiccola. – Rochester: University of Rochester Press, 2003. – 303 p.
Feuchtner B. “Und Kunst geknebelt von der groben Macht”. Dimitri Schostakowitsch. Künstlerische Identität und staatliche Repression. – Frankfurt am Main: Sender, 1986. – 268 s.
Fink R. Repeating Ourselves. American Minimal Music as Cultural Practice. – Berkeley; Los Angeles; London: University of California Press, 2005. – 296 p.
Flinn J. W. Reconstructive Postmodernism, Quotation, and Musical Analysis: A Methodology with Reference to the Third Movement of Luciano Berio’s Sinfonia. PhD Dissertation. – University of Cincinnati, 2011. – 279 p.
Forte A. The Structure of Atonal Music. – New Haven and London: Yale University Press, 1973. – 224 p.
Freeman R. Tanmatras: The Life and Work of Giacinto Scelsi // Tempo. – 176 (March 1991). – P. 8–18.
Gann K. Morton Feldman’s Abstract Expressions // The Village Voice. – Vol. XLI (1996), No. 30 (July 23). – P. 30, 34–35.
Gann K. American Music in the Twientieth Century. – New York: Schirmer, 1997. – 400 p.
Gojowy D. Dmitri Schostakowitsch. – Hamburg: Rowohlt, 1983. – 156 S.
Gojowy D. Arthur Lourié und der russische Futurismus. – Laaber: Laaber-Verlag, 1993. – 326 S.
Griffiths P. Modern Music and After. Directions since 1945. – Oxford; New York, etc.: Oxford University Press, 1995. – 392 p.
Griffiths P. La Mer en Feu: Jean Barraqué. – Paris: Hermann, 2008. – 347 p.
Grisey G. Structuration des timbres dans la musique instrumentale // Le timbre, métaphore pour la composition / Dir. par J.-B. Barrière. – Paris: Christian Bourgois & IRCAM, 1991. – P. 352–385.
Gwizdalanka D., Meyer K. Lutosławski. Droga do mistrzostwa. – Kraków: Polskie Wydawnictwo Muzyczne SA, 2004. – 550 s.
Hakobian L. The Beginning and the End of the Soviet Avant-Garde: 1956–1982 // Duchowość Europy Środkowej i Wschodniej w muzyce końca XX wieku / Pod red. K. Droby, T. Maleckiej i K. Szwajgiera. – Kraków: Akademia Muzyczna, 2004. – P. 73–79.
Hakobian L. Zur Symbolik von Zwölftonreihen im Spätwerk Šostakovičs // Dmitri Schostakowitsch. Das Spätwerk und sein zeitgeschichtlicher Kontext. – Dresden: Hochschule für Musik Carl Maria von Weber, 2006. – S. 183–194.
Hakobian L. Tertium datur. Die sowjetische Musikavantgarde 1956–1982 // Osteuropa. – 59 (2009), 4: Macht Musik. Kultur und Gesellschaft in Russland. – S. 77–84.
Hakobian L. Theoretical Conceptions in Musicology as a Potential Obstacle for Musical Comprehension // Musica Docta. Rivista digitale di Pedagogia e Didattica della musica. Vol. 5. 2015. – URL: https://musicadocta.unibo.it/article/view/5869/5593
Hall M. Harrison Birtwistle. – London: Robson Books, 1984. – 186 p.
Harley J. Xenakis. His Life in Music. – New York and London: Routledge, 2004. – 280 p.
Harvey J. The Music of Stockhausen. An Introduction. – London: Faber & Faber, 1975. – 144 p.
Hatten R.S. A Theory of Musical Gesture and its Application to Beethoven and Schubert // Music and Gesture / Ed. by A. Gritten and E. King. – Farhnam and Burlington: Ashgate, 2006. – P. 1–23.
Henck H. Karlheinz Stockhausen’s Klavierstück X: A Contribution Toward Understanding Serial Technique: History, Theory, Analysis, Practice, Documentation. – Cologne: Neuland, 1980. – 108 p.
Henck H. Klaviercluster: Geschichte, Theorie und Praxis einer Klanggestalt // Signale aus Köln, 9. – Münster: LIT, 2004. – 176 S.
Hicks M. Text, Music, and Meaning in the Third Movement of Luciano Berio’s Sinfonia // Perspectives of New Music. – Vol. 20, No. 1/2 (Autumn, 1981 – Summer, 1982). – P. 199–224.
Hindemith P. Unterweisung im Tonsatz. I. Theoretischer Teil. – Mainz: Schott, 1937. – 252 S.
Homs J. Robert Gerhard and His Music / Ed. by M. Bowen. – Sheffield: The Anglo-Catalan Society Occasional Publications, 2000. – 143 p.
Humięcka-Jakubowska J. Intuicja czy scyjentyzm: Stockhausen – Ligeti – Nono – Berio – Xenakis – Grisey. – Poznań: Wydawnictwo Poznańskiego Towarzystwa Przyjaciół Nauk, 2013. – 750 s.
Iddon M. New Music at Darmstadt. Nono, Stockhausen, Cage, and Boulez. – Cambridge: Cambridge University Press, 2013. – 354 p.
Ives Ch. Essays Before a Sonata, The Majority, and Other Writings. – New York: Norton, 1961. – 288 p.
Jaffe A. Jazz Theory. – Dubuque: W. C. Brown Co., 1983. – 198 p.
Jaffe A. Jazz Harmony. – Rottenburg: Advance Music, 1996. – 195 p.
Jelinek H. Anleitung zur Zwölftonkomposition. – Wien: Universal Edition, 1952. – 91 s.
Jones E. An Experiential Account of Musical Form in Xenakis’s String Quartets // Intimate Voices. The Twentieth-Century String Quartet. Vol. 2: Shostakovich to the Avant-garde / Ed. by E. Jones. – Rochester: University of Rochester Press, 2009. – P. 138–161.
Kämper D. Gefangenschaft und Freiheit: Leben und Werk des Komponisten Luigi Dallapiccola. – Köln: Gitarre und Laute, 1984. – 210 S.
Kelkel M. Les esquisses musicales de l’Acte préalable de Scriabine // Revue de musicologie. – 17 (1971). – P. 40–48.
Koblyakov L. Pierre Boulez. A World of Harmony (Contemporary Music Studies. Vol. 2). – Chur: Harwood Academic Publishers, 1990. – 244 p.
Kramer J.D. The Time of Music. – New York: Schirmer, 1988. 493 p.
Křenek E. Studies in Counterpoint Based on the Twelve-Tone Technique. – New York: Schirmer, 1940. – 37 p.
Krenek E. Extents and Limits of Serial Techniques // The Musical Quarterly, 46/2 (1960). – P. 210–232.
Krieger G., Stroh W. M. Probleme der Collage in der Musik aufgezeigt am 3. Satz der Sinfonia von L. Berio // Musik und Bildung. – 1971. No. 5. – S. 229–235.
Lachenmann H. The ‘Beautiful’ in the Music Today // Tempo, New Ser. – No. 135 (December 1980). – P. 20–24.
[Lachenmann H.] Composer in Interwiew: Helmut Lachenmann // Tempo, New Ser. – No. 210 (October 1999). – P. 20–25.
Leafstedt C.S. Inside Bluebeard’s Castle. Music and Drama in Béla Bartók’s Opera. – New York and Oxford: Oxford University Press, 1999. – 254 p.
Leibowitz R. Introduction à la musique de douze sons. – Paris: l’Arche, 1949. – 351 p.
Leibowitz R. Schoenberg and His School. The Contemporary Stage of the Language of Music. – New York: Da Capo, 1979. – 305 p.
Lendvai E. Béla Bartók. An Analysis of His Music. – London: Kahn & Averill, 1979. – 115 p.
Lendvai E. The Workshop of Bartók and Kodály. – Budapest: Editio Musica, 1983. – 762 p.
Lerdahl F., Jackendoff R. A Generative Theory of Tonal Music. – Cambridge, Mass.; London: MIT Press, 1983. – 393 p.
Lévi-Strauss C. Mythologiques: Le cru et le cuit. – Paris: Plon, 1964. – 402 p.
Levy B. R. ‘Rules as Strict as Palestrina’s’: The Regulation of Pitch and Rhythm in Ligeti’s Requiem and Lux aeterna // Twentieth-Century Music. – Vol. 10. Issue 2 (September 2013). – P. 203–230.
Lewin D. Musical Form and Transformation. Four Analytical Essays. – Oxford etc.: Oxford University Press, 2007. – 184 p.
Ligeti G. Pierre Boulez: Decision and Automatism in Structure 1a // Die Reihe. – IV (1960). – P. 36–62.
[Ligeti G.] György Ligeti in Conversation with Péter Várnai, Josef Häusler, Claude Samuel, and Himself / Trans. G. J. Schabert et al. – London: Eulenburg, 1983. – 140 p.
Lindstedt I. Sonorystyka w twórczości kompozytorów polskich XX wieku. – Warszawa: Wydawnictwo Uniwersytetu Warszawskiego, 2010. – 486 s.
Lutosławski on Music / Edited and Translated by Zbigniew Skowron. – Lanham-Maryland: The Scarecrow Press, 2007. – 347 p.
Mertens W. American Minimal Music. – London: Kahn and Averill; New York: Alexander Broude, 1983. – 128 p.
Meyer L. B. Music, the Arts, and Ideas. – Chicago and London: The University of Chicago Press, 1994. – 388 p.
Mila М. La linea Nono. Aproposito de “Il canto sospeso” // Rassegna musicale Italiana. – 30 (1960). – P. 297–311.
Moscovich V. French Spectral Music: An Introduction // Tempo. – 200 (April 1997). – P. 21–28.
Motz W. Konstruktion und Ausdruck: analytische Betrachtungen zu “Il canto sospeso” (1955/56) von Luigi Nono. – Saarbrücken: Pfau, 1996. – 227 p.
Murphy E. A Programme for the First Movement of Shostakovich’s Fifteenth Symphony: “A Debate about Four Musical Styles” // The Music Review. – 53 (1992), 1. – P. 47–62.
Nattiez J.-J. Rencontre avec Lévi-Strauss: le plaisir et la structure // Musique en jeu, XII. – Paris: Seuil, 1973. P. 3–9.
Nicholls D. American Experimental Music, 1890–1940. – Cambridge etc.: Cambridge University Press, 1990. – 239 p.
Nielinger C. ‘The Song Unsung’: Luigi Nono’s Il canto sospeso // Journal of the Royal Musical Association. – 131 (2006). – P. 83–150.
Nyman M. Experimental Music: Cage and Beyond. 2nd ed. – Cambridge etc.: Cambridge University Press, 1999. – 196 p.
Osmond-Smith D. From Myth to Music: Lévi-Strauss’s Mythologiques and Berio’s Sinfonia // The Musical Quarterly. – 67/2 (April 1981). – P. 230–260.
Osmond-Smith D. Playing on Words. A Guide to Luciano Berio’s Sinfonia. – London; New York: Routledge, 2016. – 95 p.
Partch H. Genesis of a Music: An Account of a Creative Work, Its Roots, and Its Fulfillments. – New York: Da Capo Press, 1974. – 518 p.
Perle G. Serial Composition and Atonality. An Introduction to the Music of Schoenberg, Berg and Webern. – Berkeley: California University Press, 1962. – 154 p.
Pesko Z. Giacinto Scelsi. En voyage après dictée // InHaromoniques. – No. 7. Janvier 1991 (Musique et authenticité). – Paris: Librairie Séguier, IRCAM – Centre Georges-Pompidou. – P. 155–170.
Popper K. On Clouds and Clocks. An Approach to the Problem of Rationality and the Freedom of Man. – St Louis: Washington University, 1966. 38 p.
Potter K. Four Musical Minimalists: La Monte Young, Terry Riley, Steve Reich, Philip Glass. – Cambridge etc.: Cambridge University Press, 2000. – 390 p.
Pousseur H. Stravinsky selon Webern selon Stravinsky // Musique en jeu. No. 4. – Paris: Seuil, 1971. – P. 21–47.
Pulcini F. Šostakovič. – Torino: EDT/Musica 178, 1988. – 284 p.
Rahn J. Basic Atonal Theory. – New York: Schirmer, 1980. – 158 p.
Réti R. Tonality, Atonality, Pantonality: a Study of some Trends in Twentieth-Century Music. – London: Rockliff, 1958. – 166 p.
Rufer J. Komposition mit zwölf Töne. – Berlin: Max Hesses Verlag, 1952. – 190 S.
Samuel C. Entretiens avec Olivier Messiaen. – Paris: Belfond, 1967. – 239 p.
Scelsi G. Les anges sont ailleurs… / Textes et inédits recueillis et commentés par Sharon Kanach. – Arles: Actes Sud, 2006. – 302 p.
[Scelsi G.] Giacinto Scelsi. Il Sogno 101 / Mémoires présentés et commentés par Luciano Martinis et Alessandra Carlotta Pellegrini, sous la coordination de Sharon Kanach. – Arles: Actes Sud, 2009. – 317 p.
Schaeffer P. Traité des objets musicaux. – Paris: Seuil, 1966. – 720 p.
Schäffer B. Klasycy dodekafonii. – Kraków: Polskie Wydawnictwo Muzyczne, 1964. – 350 s.
Schäffer B. Nowa muzyka. Problemy współczesnej techniki kompozytorskiej. – Kraków: Polskie Wydawnictwo Muzyczne, 1969. – 542 s.
Schmelz P. Such Freedom. If Only Musical. – Oxford etc.: Oxford University Press, 2009. – 408 p.
Schoenberg A. Fundamentals of Musical Composition / Ed. by G. Strang with the collaboration of L. Stein. – London and Boston: Faber & Faber, 1967. – 224 p.
Schönberg A. Harmonielehre. – Wien: Universal Edition, 1922. – 516 S.
Shultis C. Silencing the Sounded Self: John Cage and the American Experimental Tradition. – Boston: Northeastern University Press, 1998. – 180 p.
Simms B.R. The Atonal Music of Arnold Schoenberg, 1908–1923. – Oxford etc.: Oxford University Press, 2000. – 265 p.
Slonimsky N. Thesaurus of Scales and Melodic Patterns. –New York: Charles Scribner’s Sons, 1975. –256 p.
Smalley R. ‘Momente’. Material for the listener and composer – 1 // The Musical Times. – Vol. 115. No. 1571 (January 1974). – P. 23–28.
Smith Brindle R. Serial Composition. – London: Oxford University Press, 1966. – 210 p.
Smith-Brindle R. The New Music. The Avant-Garde since 1945. – London etc.: Oxford University Press, 1975. – 206 p.
Solomos M. Iannis Xenakis. Trois composantes de l’univers xenakien // Théories de la composition musicale au XXe siècle / Dir. par Nicolas Donin et Laurent Feneyrou. – Vol. 2. – Lyon: Symétrie, 2013. – P. 1057–1080.
Spies C. Notes on Stravinsky’s Variations // Perspectives of New Music. – 4 (1965), 1. – P. 62–74.
Squibbs R. An Analytical Approach to the Music of Iannis Xenakis. Studies of Recent Works. PhD Dissertation. – Yale University, 1996. – xvii+329+211 p.
Squibbs R. The Composer’s Flair: Achorripsis as Music // International symposium Iannis Xenakis / Ed. by A. Georgaki and M. Solomos. – Athens: The National and Kapodistrian University, 2005. – P. 258–264.
Stewart J.L. Ernst Krenek: The Man and his Music. – Berkeley: University of California Press, 1991. – 445 p.
Stockhausen K. Nr. 1. Kontra-Punkte [Preface]. – London: Universal Edition U.E. 12207, 1958.
Stockhausen K. …how time passes… // Die Reihe, III (1959). – P. 10–40.
Stockhausen K. Texte, I. Zur elektronischen und instrumentalen Musik. – Köln: DuMont Schauberg, 1963. – 259 S.
Stoïanova I. Geste, texte, musique. – Paris: Union générale d’éditions, 1978. – 283 p.
Straus J. N. Stravinsky’s Late Music. – Cambridge: Cambridge University Press, 2001. – 260 p.
Straus J. N. Stravinsky the Serialist // The Cambridge Companion to Stravinsky / Ed. by J. Cross. –Cambridge etc.: Cambridge University Press, 2003. – P. 149–174.
Stuckenschmidt H.H. Schönberg: Leben, Umwelt, Werk. – Zürich: Atlantis, 1974. – 538 S.
Takemitsu T. Contemporary Music in Japan // Perspectives of New Music. – Vol. 27, No. 2 (Summer 1989). – P. 198–204.
Taruskin R. Stravinsky and the Russian Traditions: A Biography of the Works through Mavra. – Berkeley and Los Angeles: University of California Press, 1996. – 1800 p.
Taruskin R. Defining Russia Musically. – Princeton and Oxford: Princeton University Press, 1997. – 616 p.
Taruskin R. The Oxford History of Western Music. In 5 vols. – Oxford, New York, etc.: Oxford University Press, 2005.
The Cambridge History of Western Music Theory / Ed. by Thomas Christensen. Cambridge etc.: Cambridge University Press, 2002. – 998 p.
Toop R. Against a Theory of Musical (New) Complexity // Contemporary Music. Theoretical and Philosophical Perspectives / Ed. by M. Paddison and I. Deliège. – Farhnam and Burlington: Ashgate, 2009. – P. 89–98.
Toorn P. van den. The Music of Igor Stravinsky. – New Haven: Yale University Press, 1983. – 512 p.
Treitler L. With Voice and Pen. Coming to Know Medieval Song and How It Was Made. – Oxford etc.: Oxford University Press, 2003. – 506 p.
Truelove S. The Translation of Rhythm into Pitch in Stockhausen’s Klavierstück XI // Perspectives of New Music. – Vol. 36, No. 1 (Winter, 1998). – P. 189–220.
Varga B. A. Conversations with Iannis Xenakis. – London: Faber & Faber, 1996. – 255 p.
Vivier O. Varèse. – Paris: Seuil, 1973. – 189 p.
Vlad R. Storia della dodecafonia. – Milano: Suivini Zerboni, 1958. – 395 p.
Vriend J. Nomos alpha. Analysis and Comments // Interface. – No. 10 (1981). – P. 15–82.
Weid, J.-N. von der. La musique du XXe siècle. – Paris: Pluriel, 2010. – 719 p.
Whittall A. Musical Composition in the Twentieth Century. – Oxford, New York, etc.: Oxford University Press, 1999. – 419 p.
Wilheim A. The Genesis of a Specific Twelve-Tone System in the Works of Varèse // Studia Musicologica Academiae Scientiarum Hungaricae. – 19 (1977). – P. 203–226.
Xenakis I. Musiques formelles: nouveaux principes formels de composition musicale. –Paris: Richard-Masse, 1963. – 232 p.
Xenakis I. Arts/Sciences. Alliages. – Tournai: Casterman, 1979. – 152 p.
Xenakis I. Formalized Music. Thought and Mathematics in Composition. Revised edition. – Stuyvesant, NY: Pendragon Press, 1992. –387 p.
Zieliński T.A. Style, kierunki i twórcy XX wieku. – Warszawa, COMUK, 1972. – 252 s.