Барракé ,

Жан (Анри Альфонс) (Barraqué; 17.1.1928, Пюто – 17.8.1973, Париж). Французский композитор. В 1948–1951 годах учился в Парижской консерватории у Мессиана. Первые значительные работы Барраке – Соната для фп. (1952) и Секвенция на слова Ф. Ницше (1955) – выполнены в серийной технике. Эстетически они родственны созданным в тот же период опусам Булеза и других воспитанников школы Мессиана; с другой стороны, по своим монументальным масштабам они почти не имеют прецедентов в истории европейского авангарда. Соната длится около 40 минут и состоит из двух примерно равных частей; первая выдержана преимущественно в быстрых темпах, богата контрастами и складывается из более или менее связных эпизодов, во второй преобладают медленные темпы, а музыкальная ткань в большей степени тяготеет к пуантилизму. В Секвенции пуантилистическая детализация фактуры сочетается с динамичным поступательным развитием, которое организовано в виде нескольких больших волн и под конец произведения приводит к мощной кульминации.

В 1951–1954 Барраке работал в электроакустической лаборатории Французского радио под руководством создателей «конкретной музыки» Пьера Шеффера и Пьера Анри; результатом этого сотрудничества стала его единственная электронная композиция – Этюд. В 1955 композитор по рекомендации своего друга, известного философа Мишеля Фуко (Foucault, 1926–1984), прочел только что вышедший французский перевод романа австрийского писателя Германа Броха (Broch, 1886–1951) Смерть Вергилия и вскоре составил план музыкально-философского комментария к этому грандиозному внутреннему монологу умирающего поэта. Из числа задуманных по этому плану партитур Барраке успел завершить четыре: …по ту сторону случайности, Песнь после песни, Воссозданное время и Концерт для кларнета, вибрафона и шести трио. В них Барраке остался верен эзотерической авангардной эстетике, укорененной прежде всего в творчестве Веберна, отчасти также Дебюсси. Вслед за Веберном Барраке тяготел к «точечной» фактуре и придерживался принципа серийности, который, впрочем, трактовал неортодоксально: серийные конфигурации у Барраке по ходу партитуры «умножаются», порождая производные структуры все более и более высоких порядков. Подобно Дебюсси Барраке был привержен утонченной самодовлеющей красоте тембровых сочетаний и гармонических красок. Но главным ориентиром для Барраке – композитора, который относился к своему делу как к «прометеевскому акту сотворения мира из ничего» и работал только в крупных, монументальных формах, – неизменно оставался Бетховен. Произведениям Барраке «броховского» цикла, так же как и ранним Сонате и Секвенции, не чужды яркие контрасты и резкие импульсивные жесты; пуантилистическая организация на уровне деталей не противоречит напряженной целеустремленной драматургии в масштабах больших построений. Барраке ставил перед собой только задачи высшей степени сложности и не желал идти на компромиссы с общественным вкусом, с принятыми условностями музыкальной и художественной жизни. В итоге он добровольно обрек себя на положение маргинала, окруженного небольшой группой сторонников. Приступы депрессии и отчаяния побуждали Барраке искать утешения в алкоголе, что стало причиной его ранней смерти. Он противопоставил себя течениям современной музыки, считая, что им недостает стремления к порядку; вместе с тем все его творчество сосредоточено вокруг темы разрушения и гибели.

Завершенные произв.: ранние неопубл. опыты; Соната для фп. (1950–1952); Секвенция (Séquence), сопр. и инстр. анс., сл. Ф. Ницше (1950–1955); Этюд, магн. (1954); Воссозданное время (Le temps restitué), сопр., хор, 28 инстр., сл. Г. Броха (1956–1968); …по ту сторону случайности (…au-delà du hasard), 2 сопр., м.-сопр., 4 инстр. группы (всего 20 инстр., в том числе солирующие фп. и клар.), сл. его же и Б. (1957–1959); Концерт для клар., вибр. и 6 инстр. трио (1962–1968); Песнь после песни (Chant après chant), сопр., фп., уд. (6 исполн.), сл. Броха и Б. (1966).

Кн.: Debussy. Paris, 1962; Écrits («Тексты», сб. муз.-теор. ст.). Paris, 2001.