Асафьев,

Борис Владимирович (псевдоним Игорь Глебов; 29.7.1884, Санкт-Петербург – 27.1.1949, Москва). Русский советский музыковед, композитор. Учился на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета и в Санкт-Петербургской консерватории, в том числе у Анатолия Лядова (композиция); его консерваторскими соучениками были Мясковский и Прокофьев, с которыми он долгое время поддерживал близкие отношения. На творческое становление Асафьева повлияли его встречи со знаменитым критиком Владимиром Стасовым. С 1914 года Асафьев был постоянным сотрудником ведущих музыкальных журналов России; проявил себя как вдумчивый исследователь творчества русских композиторов XIX века и поборник современных течений. Значительную часть своих работ (в особенности о новой музыке) опубликовал под псевдонимом Игорь Глебов. С 1920 по 1930 год возглавлял разряд истории музыки Института истории искусств в Петрограде/Ленинграде. В 1920-х состоял в ленинградском отделении Ассоциации современной музыки (АСМ) и некоторое время возглавлял отколовшийся от нее Кружок новой музыки, написал и опубликовал первые на русском языке значительные работы о Стравинском (Книга о Стравинском, 1929), Казелле, Берге, Хиндемите, Крженеке, французской «Шестерке», редактировал периодическое издание АСМ «Современная музыка», консультировал ленинградские театры по вопросам современного репертуара; в значительной степени благодаря влиянию Асафьева на ленинградских сценах удалось поставить такие западные новинки, как Воццек Берга, Дальний звон Шрекера, Прыжок через тень и Джонни наигрывает Крженека. При активном участии Асафьева в 1928 году на сцене бывшего Мариинского театра был возобновлен Борис Годунов в версии, очищенной от искажений, внесенных Римским-Корсаковым. Под редакцией и с комментариями Асафьева были выпущены русские переводы ряда трудов современных западных музыковедов, в том числе Пауля Беккера и Эрнста Курта. В 1930 году вышли в свет две книги Асафьева, составляющие вершину его музыкально-исторического и теоретического творчества, – Русская музыка от начала XIX столетия (под настоящей фамилией автора) и Музыкальная форма как процесс (под псевдонимом). В последней Асафьев, вслед за Куртом и в противовес традиционному ви́дению музыкальной формы как статической «откристаллизовавшейся» структуры, разрабатывает динамическое представление о форме как направленном потоке, приводимом в движение «формующей энергией». Вместе с тем Асафьев критикует Курта за «идеалистическое» игнорирование материального воплощения этой энергии, которое он именует интонацией. Заимствованный у Болеслава Яворского термин «интонация» используется в трудах Асафьева очень часто и интерпретируется чрезвычайно широко; Асафьев распространяет его на любые музыкально осмысленные звуковые феномены (соответственно музыка определяется им как «искусство интонируемого смысла») и подчеркивает влияние внемузыкальной среды на процессы становления и отбора наиболее устойчивых и социально «полезных» интонаций. С начала 1930-х, когда обстановка в СССР перестала благоприятствовать серьезным занятиям теорией и историей музыки, Асафьев сосредоточился преимущественно на композиции. Определенным успехом пользовались его четырехактные балеты Пламя Парижа на сюжет из эпохи Великой французской революции (1932, Ленинград; в балете широко использована французская музыка рубежа XVIII–XIX веков) и Бахчисарайский фонтан по одноименной поэме Пушкина (1934, там же). В конце 1930-х Асафьев вернулся к научной деятельности. В 1941–1943 находился в блокадном Ленинграде, продолжая писать музыковедческие труды, затем переселился в Москву, где стал сотрудником только что открывшегося Института истории искусств (ныне Государственный институт искусствознания). В 1943 году был избран академиком Академии наук СССР (Асафьев – единственный музыковед, удостоенный этого звания). В книге Интонация, вышедшей в 1947 году, идеи работы Музыкальная форма как процесс многословно и не слишком внятно развиваются в русле материалистической философии: движущей силой истории музыки признается борьба социально прогрессивных и социально регрессивных или реакционных сил, ценность творчества отдельных композиторов определяется в зависимости от их социальной позиции, а ценность отдельных произведений – в зависимости от того, насколько они резонируют с умонастроениями масс. Изданная в том же году фундаментальная монография Асафьева о Глинке принесла ему Сталинскую премию. Будучи одним из двух (наряду с Хренниковым ) основных докладчиков на 1-м съезде Союза композиторов СССР (апрель 1948), Асафьев выступил с разгромной критикой Шостаковича, других отечественных «формалистов» и западных «модернистов», чье творчество он активно пропагандировал двумя десятилетиями раньше. Последние месяцы жизни номинально возглавлял Союз композиторов. Огромное по объему, разнообразное по тематике и в высшей степени неравноценное наследие Асафьева все еще не опубликовано полностью.

Избранные труды в 5 томах (М., 1952–1957).

Осн. кн. (указан год 1-го изд.): Путеводитель по концертам: словарь наиболее необходимых музыкально-технических обозначений. Пг., 1919; Русская поэзия в русской музыке. Пг., 1921; Симфонические этюды. Пг., 1922; Книга о Стравинском. Л., 1929; Русская музыка от начала XIX столетия. М.; Л., 1930; Музыкальная форма как процесс. М.; Л., 1930; «Евгений Онегин», лирические сцены П.И. Чайковского: опыт интонационного анализа стиля и музыкальной драматургии. М.; Л., 1944; Интонация. Музыкальная форма как процесс. Кн. 2. М.; Л., 1947; Глинка. М., 1947; Григ: исследование. М.; Л., 1948.

Статьи, в том числе в посмерт. сб.: Избранные статьи о русской музыке. М., 1952; Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л., 1965; Критические статьи, очерки и рецензии. М., 1967; Русская музыка XIX и начала XX вв. Л., 1968; О музыке Чайковского: избранное. Л., 1972; О балете. Л., 1974; Об опере. Л., 1976; О хоровом искусстве. Л., 1980; О симфонической и камерной музыке. Л., 1981; О музыке XX века. Л., 1982.