Бенджамин,

, сэр Джордж (Уильям Джон) (Benjamin; р. 31.1.1960, Лондон). Английский композитор, дирижер, пианист. Сочиняет с 7 лет. В 1976 году стал студентом Парижской консерватории по классу композиции Мессиана (был его последним учеником), брал уроки фп. у его жены Ивонн Лорио. Продолжил обучение в Кембридже (1978–1982) под руководством видного композитора Александера Гёра (Goehr, р. 1932), также прошедшего школу Мессиана. Бенджамин – художник отчетливо выраженной французской ориентации. Его музыка ассоциируется не столько с творчеством Мессиана, сколько с импрессионизмом, зрелым стилем Дютийё и спектральной музыкой: Бенджамин привержен изысканному тембровому колориту, многослойной и вместе с тем прозрачной фактуре и гармониям, основанным на обертоновом спектре. Партитуры Бенджамина выдержаны по преимуществу в медленных и умеренных темпах и в свободных («поэмных») формах, с преобладанием мягких, пластичных внутренних переходов, но не без драматических столкновений и контрастов. Уже своим первым оркестровым опусом В окружении плоского горизонта (в заглавие вынесена строка из Бесплодной земли Т.С. Элиота) 20-летний Бенджамин заявил о себе как зрелый мастер с богатым творческим воображением. Эту репутацию подтвердили две его следующие работы – Зимний дух для сопрано и малого оркестра на текст многозначного, богатого неуловимыми смыслами стихотворения Уоллеса Стивенса (1879–1955) Снежный человек и еще одна импрессионистская поэма, При первых лучах света, вдохновленная пейзажем Уильяма Тёрнера. В обеих партитурах, благодаря «спектральному» подходу к организации вертикали, камерный состав звучит чрезвычайно насыщенно, создавая иллюзию большого оркестра. Бенджамин пишет сравнительно мало, тщательно и подолгу рассчитывая архитектонические пропорции и оттачивая детали своих партитур. Ему не чужд характерный для французской традиции интерес к экзотике. Так, масштабная композиция Антара, выполненная в жанре живой электроники на базе парижского Института музыкальных и акустических исследований (IRCAM), задумана как своего рода фантазия на звучания одноименных индейских свирелей, в пьесе Над тишиной (на текст стихотворения У.Б. Йейтса Водомерка) претворены принципы ритмически свободной, духовно сосредоточенной импровизации алапа, которая в индийском рага 1Существительное мужского рода. предшествует ритмически активному разделу гата, а в Трех инвенциях для камерного оркестра разрабатываются элементы бирманской дворцовой музыки. В этих и более поздних опусах Бенджамина встречаются достаточно протяженные мелодические линии, почти не выходящие за рамки диатоники, что, впрочем, не означает упрощения музыкального языка: ритмика музыки Бенджамина остается по преимуществу иррациональной, гармонические поля сложны по структуре, фактурные слои местами соединяются в замысловатом «многоэтажном» контрапункте. Для творчества Бенджамина 1990-х характерна 15-минутная пьеса Внезапное время для большого оркестра, где автор, согласно его собственному описанию, стремился передать ощущение неопределенности на грани между сном и явью, расплывчатостью и собранностью; заимствованному у Стивенса образу «времени, внезапно возникающего в безвременнóм мире», соответствуют моменты регулярной пульсации и диатонической ясности, спонтанно «всплывающие» в звуковом потоке. Поэтические метафоры лежат в основе ряда других концепций Бенджамина. Его способность извлекать гармонически богатые звучания из скромных инструментальных составов впечатляюще проявилась в альтовом дуэте Viola, Viola, написанном по заказу Такэмицу на открытие оперного зала в Токио. В 2006 году в парижской Опера-Бастий была поставлена первая работа Бенджамина для музыкального театра – камерная опера на «архетипический» сюжет о гаммельнском крысолове.

Бенджамин выступает как дирижер, исполняя как собственную музыку, так и произведения духовно и стилистически близких современников, в том числе Лигети, Булеза, Харви, Харви Гризе, 9560, и живущей в Берлине уроженки Кореи Ынсук Чин (Unsuk Chin, р. 1961). В 1985–2001 преподавал композицию в Королевском музыкальном колледже (Лондон), с 2001 – в лондонском Кингс-колледже. Организатор и художественный руководитель музыкальных фестивалей в Великобритании, Франции, США.

Муз. театр: К маленькому холму (Into the Little Hill), одноакт. лирич. сказка для 2 гол. и кам. анс., либр. М. Кримпа (2006, Париж); Написано на коже (Written on Skin), опера в 3 частях, либр. его же (2012, Экс-ан-Прованс); Уроки любви и насилия (Lessons in Love and Violence), опера в 2 частях либр. его же (2018, Лондон).

Инстр. муз.: Соната для скр. и фп. (1976–1977); Высота, медн. дух. (1977); Соната для фп. (1977–1978); Октет, фл., клар., чел., уд., скр., альт, влч., кб. (1978); Полет (Flight), фл. (1978–1979); В окружении плоского горизонта (Ringed by the Flat Horizon), орк. (1979–1980); Волшебства (Sortilèges), фп. (1981); При первых лучах света (At First Light), 14 инстр. (1982); Размышление на имя Гайдна (Meditation on Haydns Name), этюд для фп. (1982); Фанфара для Водолея (Fanfare for Aquarius), 15 инстр. (1983); Рэг относительности (Relativity Rag), этюд для фп. (1984); Фантазия на ямбический ритм (Fantasy on Iambic Rhythm), этюд для фп. (1984–1985); Антара (Antara), 2 фл., 2 синт., 2 трбн., 2 уд. и 8 стр. (1985–1987); Внезапное время (Sudden Time), орк. (1989–1993); Три инвенции (Three Inventions), кам. орк. (1993–1995); Два альта (Viola, Viola, 1997); Палимпсест-1 (Palimpsest I), орк. (1998–1999); Линии теней (Shadowlines), фп. (2001); 3 миниатюры для скр. (2001); Палимпсест-2, орк. (2002); Olicantus, 15 инстр. (2002); Фортепианные фигуры (Piano Figures), фп. (2004); Танцевальные фигуры (Dance Figures), орк. (2004–2005); Дуэт (Duet), фп. и орк. (2008).

Вок. муз.: Зимний дух (A Mind of Winter), сопр. и мал. орк., сл. У. Стивенса (1980–1981); Юбиляция (Jubilation), дет. хор, юношеский и симф. орк., без слов (1985); Над тишиной (Upon Silence), м.-сопр. и 5 виол, сл. У.Б. Йейтса (1989–1990, ред. с 2 альтами, 3 влч. и 2 кб. 1991); Давние голоса (Sometime Voices), бар., хор и орк., сл. из Бури Шекспира (1996); Сон песни (Dream of the Song), контратенор, жен. хор и орк., текст: Соломон ибн-Габироль, Шмуэля Ха-Нагид, Ф. Гарсиа Лорка (2015)

Электр. муз.: Панорама (Panorama, 1985).

Обр. произв. Г. Пёрселла и Н. де Гриньи.