Дюкá,

Поль (Абраам) (Dukas; 10.1865, Париж – 17.5.1935, там же). Французский композитор, музыкальный критик и педагог. В 1881–1989 учился в Парижской консерватории, в том числе композиции у Эрнеста Гиро. Первые опубликованные произведения Дюка, увертюра Полиевкт и трехчастная Симфония, отмечены влиянием Франка и Бетховена. Более оригинален самый известный опус Дюка – блестяще оркестрованное скерцо Ученик чародея по одноименной балладе Гёте. Для создания атмосферы волшебства Дюка широко пользуется аккордами с увеличенными и уменьшенными трезвучиями, обыгрывая их тональную неопределенность; найденные им здесь приемы впоследствии будут развиты СтравинскимЖар-птице) и ДебюссиИграх и др.). В двух масштабных опусах для фп., четырехчастной Сонате и Вариациях, интерлюдии и финале на тему Рамо, Дюка вновь следует по стопам Бетховена и Франка. Вершина творчества Дюка – опера Ариана и Синяя Борода на либретто Мориса Метерлинка, превратившего сказку Шарля Перро в психологическую драму о странностях женской души. Премьера Арианы… в парижской Опера-комик (1907) прошла с большим успехом, и до начала Первой мировой войны опера была поставлена в ряде европейских театров, а также в Нью-Йорке. Венская постановка Арианы… п/у Цемлинского (1908) вызвала живой отклик в кругу Шёнберга и его учеников. Опера произвела большое впечатление и на Бартока, чей Замок герцога Синяя Борода (1911) основан на том же сюжете. Произведение Дюка содержит своеобразный «реверанс» в сторону Пеллеаса и Мелизанды Дебюсси – этой самой выдающейся из всех опер по Метерлинку: одна из жен Синей Бороды названа Мелизандой, и в связи с ней цитируется лейтмотив героини из Пеллеаса. Вместе с тем в некоторых отношениях Ариана… – антипод Пеллеаса: Дюка в значительно большей степени, чем Дебюсси, тяготеет к открытой напряженной экспрессии и интенсивной тематической работе, его оркестр почти по-вагнеровски насыщен и полнозвучен, огромная по объему партия заглавной героини, предназначенная для мощного «вагнеровского» голоса, богата широко распетыми ариозо (характерно, что Дебюсси, высоко оценив оперу Дюка, назвал ее «недостаточно французской»). Важная композиционная особенность оперы – широкое использование форм инструментальной музыки, прежде всего вариационной формы; возможно, этот аспект Арианы… повлиял на концепцию Воццека Берга. Будучи крайне требователен к себе, Дюка сочинял мало; после оперы он создал только одноактный балет Пери (на ориентальный сюжет, с соответствующей по колориту музыкой) и несколько пьес на случай. Значительную часть своих партитур он уничтожил.

С начала 1890-х Дюка регулярно публиковал в парижской печати музыкально-критические статьи. Обширное наследие Дюка-критика свидетельствует о его проницательности, эрудиции и широте взглядов. Под его редакцией были изданы многие произведения Бетховена, Ф. Куперена, Рамо и Д. Скарлатти. С 1910 года он преподавал в Парижской консерватории (среди учеников – Мийо и Мессиан). В 1934 году был избран членом Института Франции.

Осн. произв.: Полиевкт (Polyeucte), увертюра для орк. по Корнелю (1891); Симфония C (1896); Ученик чародея (Lapprenti sorcier), симф. скерцо по Гёте (1897); Соната для фп. es (1900); Вариации, интерлюдия и финал на тему Рамо (Variations, interlude et finale sur un thème de Rameau), фп. (1902); Ариана и Синяя Борода (Ariane et Barbe-Bleue), опера в 3 актах, либр. М. Метерлинка по Ш. Перро (1899–1907, пост. 1907, Париж); Вилланель (Villanelle), влт. и фп. или орк. (1906); Элегическая прелюдия на имя Гайдн (Prélude élégiaque sur le nom de Haydn), фп. (1909); Вокализ-этюд (в цыганском стиле) (Vocalisetude alla gitana), гол. с фп. (1909); Пери (La Péri), хореогр. поэма (1911, пост. 1912, Париж); Жалоба фавна вдали… (La plainte, au loin, du faune) памяти Дебюсси, фп. (1920); Любовь (Amours), гол. с фп., сл. П. Ронсара (1924).

Лит. работы: Les écrits de Paul Dukas sur la musique («Работы Поля Дюка о музыке»). Paris, 1948; Chroniques musicales sur deux siècles («Музыкальная хроника двух веков»). Paris, 1980.