Дэвис,

(Дейвис) сэр Питер Максуэлл (Davies; 8.9.1934, Манчестер – 14.3.2016, Сандей, Оркнейские острова). Английский композитор, дирижер. Учился в Манчестерском университете и Манчестерском королевском музыкальном колледже (1952–1956). Вместе с и несколькими другими соучениками основал Манчестерскую группу новой музыки – первый серьезный очаг музыкального авангарда на британских островах. В 1957–1959 совершенствовался в Риме у . В 1959–1962 преподавал музыку в средней классической школе г. Сайренсестер, разработал систему музыкального воспитания детей путем приобщения их к коллективной исполнительской деятельности; сочинение музыки для детей и юношества и позднее оставалось важнейшей сферой его деятельности. В 1962–1964 стажировался и работал в Принстонском университете (США), в 1966–1967 – в университете г. Аделаида (Австралия).

Основными источниками творчества Дэвиса изначально были старинная и традиционная британская музыка и австрийский экспрессионизма. В его наиболее характерных партитурах свободно-атональный тематизм сочетается с элементами модальности, в том числе архаической (Дэвис часто вплетает в ткань своей музыки мотивы, заимствованные у композиторов XV–XVII веков) и с внезапными эмоциональными взрывами, иногда рассчитанными на шокирующий эффект. В 1967 году Дэвис и Бёртуисл основали ансамбль Pierrot Players, первоначальный состав которого (сопрано, 5 инструменталистов и исполнитель на ударных) был подобран по образцу Лунного Пьеро Шёнберга. Дэвис руководил этим ансамблем до его роспуска в 1987 и сочинил для него ряд пьес в духе экспрессионистского музыкального театра, с элементами сюрреализма и полистилистики и экстравагантными натуралистическими штрихами (Откровение и грехопадение на текст австрийского поэта начала XX века Георга Тракля, Восемь песен для безумного короля (имеется в виду Георг III, британский монарх в 1760–1820); Lhomme armé (на мотив популярной в XV веке песни); Vesalii icones и др.). К той же стилистической линии относятся ансамблевые и оркестровые опусы Дэвиса 1960–1970-х, принесшие ему широкую известность (Антихрист, Канун праздника св. Фомы по одноименной паване Джона Булла (ок. 1562–1628) в сочетании со стилизованными фокстротами, мотет Блаженство мира), равно как и опера Тавернер, центральная тема которой – борьба между творческим даром и убеждениями – разрабатывается на материале биографии выдающегося английского композитора XVI века. Взвинченный квазиэкспрессионистский тон, местами с ориентальным оттенком, преобладает в несколько более позднем полномасштабном балете Саломея на новозаветный сюжет.

В 1971 году Дэвис поселился в отдаленном уголке Шотландии, на одном из Оркнейских островов, где основал музыкальный фестиваль в честь св. Магнуса (St Magnus Festival). Старинные норманские и кельтские предания и впечатления от шотландских пейзажей отразились в сюжетах и музыкальном языке ряда его произведений, заметная часть которых вдохновлена стихами и прозой певца этих мест Джорджа Маккея Брауна. Тон музыки Дэвиса сделался в целом более уравновешенным и «позитивным»; экспрессионистские тенденции отошли на второй план, зато выявилась ориентация на творчество самого типичного «нордического» композитора – . Свойственная Дэвису легкость письма позволяла ему практически одновременно работать в самых разных формах и жанрах – академических и прикладных, духовных и светских, «взрослых» и детских, сложных «модернистских» и популярных, с фольклорным или эстрадным уклоном. Она же порой оборачивалась шаблонностью композиционных решений, эклектикой и стилистической невыразительностью. Как бы то ни было, Дэвис до конца жизни оставался одним из лидеров новой британской музыки. В 2003 он был удостоен почетного пожизненного титула Королевского магистра музыки (Master of the Queen’s Music; в обязанности носителя этого титула с XVII века входит сочинение музыки для придворных торжеств).

Оперы: Тавернер (Taverner), в 2 актах, либр. Д. (1962–1970, пост. 1972, Лондон); Мученичество св. Магнуса (The Martyrdom of St Magnus), одноакт. кам., либр. Д. по Дж. Маккею Брауну (1977, Кёркуолл); Маяк (The Lighthouse), одноакт. кам. с прологом, либр. Д. (1980, Эдинбург); Воскресение (Resurrection), одноакт., с прологом, либр. Д. (1988, Дармштадт); Мадвайский доктор (The Doctor of Myddfai), в 2 актах, либр. Д. Паунтни (1996, Лландудно); Братья-студенты! (Commilitonen!), в 2 актах, либр. Д. Паунтни (2011, Лондон); Хогбун (The Hogboon), дет. опера (2015).

Муз.-театр. пьесы с участием инстр. анс.: Откровение и грехопадение (Revelation and Fall), монодрама, с сопр. соло, сл. Г. Тракля (1966); Богородица цветов (Notre Dame des Fleurs), мини-опера, с 3 гол., сл. Д. на франц. яз. (1966); Вооруженный человек (L’homme armé), с магн., сл. из Лк. 22 (1968, 2/1971, под назв. Missa super Lhomme armé); Восемь песен для безумного короля (Eight Songs for a Mad King), с бар. соло, сл. Р. Стоу (1969); Рисунки из Везалия (Vesalii icones), пантомима, с влч. соло (1969); Игра в жмурки (Blind Mans Buff), маска, с 2 жен. гол., сл. Д. (1972); Причуда мисс Донниторн (Miss Donnithornes Maggot), с сопр. соло, сл. Р. Стоу (1974); Жонглер Богоматери (Le jongleur de Notre Dame), маска, с бар. соло, сл. Д. (1978); Автобус № 11 (The No. 11 Bus), сл. Д., с 3 гол. (1984); Мистер Эммет выходит погулять (Mr. Emmet Takes a Walk), с 3 гол., сл. Д. Паунтни (2000).

Балеты: Ночные танцы (Nocturnal Dances), одноакт., сопр. и 6 инстр. (1970, Лондон); Саломея (Salome), в 2 актах, либр. Ф. Флиндта (1978, Копенгаген); Каролина Матильда (Caroline Mathilde), в 2 актах, либр. его же (1990, пост. 1991, там же).

Оперы и др. сценич. произв. для детей (либр. Д.): Два скрипача (The Two Fiddlers, 1978); Золушка (Cinderella, 1980); Радуга (The Rainbow, 1981); Большое ограбление банка (The Great Bank Robbery, 1989); Динозавр на воле (Dinosaur at Large, 1989); Месть паука (The Spiders Revenge, 1991) и др.

Для хора, в том числе с солистами: 5 мотетов, a cappella (1959, ред. с 16 инстр. 1962); O magnum mysterium, с сопр. и инстр. анс. (1960); Veni Sancte Spiritus, с кам. орк. (1963); Ecce manus tradentis, с 10 инстр. (1965); Ave Rex angelorum, a cappella (1976); Norn Pater noster, с орг. (1977); Westerlings, a cappella, сл. Дж. Маккея Брауна (1977); Солнцестояние света (Solstice of Light), с тен. соло и орг., сл. его же (1979); Колыбельная для Люси (Lullabye for Lucy), a cappella, сл. его же (1981); Наконец, одна звезда (One Star at Last), a cappella, сл. его же (1984); Морские руны (Sea Runes), a cappella, сл. его же (1986); Дом зимы (House of Winter), a cappella, сл. его же (1986); Hallelujah: The Lord God Almightie, мотет с орг. (1989); Корзина с яблоками: яблоневый цвет (Apple Basket: Apple Blossom), a cappella, сл. Маккея Брауна (1990); Гимн Слову Божьему (Hymn to the Word of God), мотет a cappella на греч. текст (1990); Корпус Кристи, с котом и мышью (Corpus Christi, with Cat and Mouse), a cappella, сл. Р. Хилла (1993); A Hoy Calendar, a cappella, сл. Маккея Брауна (1994); Взывание к Меркурию (Invocation to Mercurius), с кроталами, текст на лат. и греч. (1994); Три короля (The Three Kings), с орк., сл. Маккея Брауна (1995); Иов (Job), оратория, с 4 гол. и орк., сл. из Библии (1997); Яковитский мятеж (The Jacobite Rising), с орк., сл. разных авторов (1997); Грубый молот (Il Rozzo Martello), a cappella, сл. Данте и Микеланджело (1997); Морская элегия (Sea Elegy), с орк., сл. Маккея Брауна (1998); Jubilate Deo, c орг. и медн. дух. (1999); A Dream of Snow, дет. хор, сл. Маккея Брауна (2000); Оркнейская сага-5 (Orkney Saga V), с орк., лат. духовные тексты (2000); Голубой кит (Una balena azzura), с орг. или фп. ad lib., сл. Маккея Брауна в итал. пер. (2000); Песнь песней (Canticum canticorum), с орк. (2001); Месса, с орг. ad lib. (2002); Angelus, a cappella, сл. Микеланджело и др. (2003); Michael Archangelus, a cappella (2004); 10-я симфония В поисках Борромини (Alla ricerca di Borromini), бар., хор и орк., сл. Ф. Борромини, Дж. Леопарди и анон. (2013); кэролы и др. миниатюры; обр.; произв. для детей и юношества.

Др. вок. муз. (осн. произв.): Фрагменты из Леопарди (Leopardi Fragments), сопр., к.-а. и 8 инстр. (1961); От камня до колючки (From Stone to Thorn), м.-сопр. и 4 инстр., сл. Дж. Маккея Брауна (1971); Гимн св. Магнусу (Hymn to St Magnus), м.-сопр. и 6 инстр., сл. гимна XII в. (1972); Фанфара дурака (Fools Fanfare), чтец, 4 медн. дух., укелеле, уд., сл. Шекспира (1972); Скрипачи на свадьбе (Fiddlers at the Wedding), м.-сопр. и 4 инстр., сл. Маккея Брауна (1973); Литания камня (Stone Litany), м.-сопр. и орк., ср.-век. ритуальный текст (1973); Темные ангелы (Dark Angels), м.-сопр. и гит., сл. Маккея Брауна (1974); Слепой скрипач (The Blind Fiddler), м.-сопр. и 7 инстр., сл. его же (1976); Anakreontika, м.-сопр. и 4 инстр., сл. из античной поэзии (1976); Черная Пятидесятница (Black Pentecost), м.-сопр., бар. и орк., сл. Маккея Брауна (1979); Ревю желтого кекса (The Yellow Cake Revue), гол. с фп., сл. Д. (1980); Медиум (The Medium), монодрама для м.-сопр., сл. Д. (1981); В лабиринт (Into the Labyrinth), тен. и орк., сл. Маккея Брауна (1983); Agnus Dei, 2 сопр., альт и влч. (1984); Winterfold, м.-сопр. и 7 инстр., сл. Маккея Брауна (1986); Танец на холме (A Dance on the Hill), м.-сопр. и орк., сл. Маккея Брауна (2002);

Для орк.: Пролация (Prolation, 1958); Sinfonia, кам. орк. (1962); 2 фантазии на In Nomine Дж. Тавернера (1962, 1964); Блаженство мира (Worldes Blis), мотет (1969); Канун праздника св. Фомы (St Thomas Wake), фокстрот по паване Дж. Булла (1969); 1-я симфония (1976); Отражение белеющего света (A Mirror of Whitening Light), кам. орк. (1977); 2-я симфония (1980); Концертная симфония (Sinfonia concertante), дух. квинтет, литавры и стр. (1982); Sinfonietta academica (1983); 3-я симфония (1984); Оркнейская свадьба, с рассветом (An Orkney Wedding, with Sunrise), с волынкой (1985); Концерт для скр. с орк. (1985); Jimmack the Postie, увертюра (1986); Стрэтклайдские концерты (Strathclyde Concertos) № 1, гоб. и орк., и № 2, влч. и орк. (1986, 1987); Концерт для трубы с орк. (1988); Стрэтклайдский концерт № 3, влт., труба и орк. (1989); 4-я симфония, кам. орк. (1989); Жалобная песнь памяти Майкла Вайнера, на мотив хорала (Threnody on a Plainsong for Michael Vyner, 1989); Стрэтклайдские концерты № 4, клар. и орк., № 5, скр., альт и орк., № 6, фл. и орк. (1990, 1991, 1991); Ojai Festival Ouverture (1991); Стрэтклайдские концерты № 7, кб. и орк., и № 8, фаг. и орк. (1992, 1993); Заклинание для зеленой кукурузы: мак-доналдовские танцы (A Spell for Green Corn: The MacDonald Dances), скр. и орк. (1993); Кросслейнская ярмарка (Cross Lane Fair, 1994); 5-я симфония (1994); Стрэтклайдский концерт № 9, 6 дер. дух. и орк. (1994); Белтейнский огонь (The Beltane Fire), хореогр. поэма (1995); Время и ворон (Time and the Raven, 1995); 6-я симфония (1996); Стрэтклайдский концерт № 10, орк. (1996); Перекресток «Гнездо певчего дрозда» (Throstles Nest Junction, 1996); Мэвис в Лас-Вегасе (Mavis in Las Vegas, 1997); Концерт для фл.-пикк. с орк. (1997); Оркнейская сага-1 (Orkney Saga I, 1997); Оркнейская сага-2 (Orkney Saga II, 1997); Концерт для фп. с орк. (1997); Рил семи рыбаков (A Reel of Seven Fishermen, 1998); Рил Максуэлла, с северным сиянием (Maxwells Reel, with Northern Lights, 1998); Суинтонская джига (Swinton Jig, 1998); Священная земля, с русалками и ангелами (Temenos, with Mermaids and Angels), фл. и орк. (1998); Roma Amor (1998); Оркнейская сага-3 (Orkney Saga III), сакс. и орк. (1999); Дженни за прялкой (Spinning Jenny, 1999); Высоко на склонах ужаса (High on the Slopes of Terror, 1999); Концерт для влт. с орк. (1999); 7-я симфония (2000); 8-я симфония (2001); Листопад (The Fall of Leafe), стр. (2004); 2-й концерт для скр. с орк. (2009); 9-я симфония (2012); сюиты из балетов; произв. для школьного орк.; обр. произв. др. комп.

Для кам.-инстр. анс. (от 3 инстр., осн. произв.): Alma Redemptoris mater, 6 дух. (1957); Св. Михаил (St Michael), соната для 17 дух. (1957); Stedman Caters, 6 инстр. (1958, 2/1968); Стр. квартет (1961); Shakespeare Music, 11 инстр. (1964); Семь In Nomine, дух. квинтет, стр. квартет и арфа, частично на осн. англ. муз. XVI в. (1963–1965); Антихрист (Antechrist), 7 инстр. (1967); Eram quasi agnus, 7 дух., арфа, колокольчики (1969); Канон памяти И. С[травинского] (Canon in memoriam I. S.), 7 инстр. (1971); All Sons of Adam, 6 инстр. (1974); Psalm CXXIV, 7 инстр. (1974); 3 этюда, 11 уд. (1975); Ave maris stella, 6 инстр. (1975); Руны со священного острова (Runes from a Holy Island), 6 инстр. (1977); Маленький квартет (Little Quartet) № 2, стр. (1977, 2/1987); Маленький квартет (Little Quartet) № 1, стр. (1980); Квинтет для медн. дух. (1981); The Bairns of Brugh, 6 инстр. (1981); Образ, отражение, тень (Image, Reflection, Shadow), 6 инстр. (1982); Музыка на день рождения Джона (Birthday Music for John), фл., альт и арфа (1983); Непрерывный круг (Unbroken Circle), 5 инстр. (1984); Mishkenot, 9 инстр. (1988); Carolísima, серенада, 13 инстр. (1994); Оттепель (Thaw), 9 инстр. (1995); Квинтет для трубы и стр. (1999); Об Успении Блаженной Девы Марии (De Assumptione Beatae Mariae Virginis), 14 инстр. (2001); Языки огня (Linguae ignis), влч. и 12 инстр. (2002); Наксосские квартеты (Naxos Quartets) № 1–10, стр. квартет (2002—2007); Путешествие на прекрасный остров (A Voyage to Fair Isle), фп. трио (2002); Семь небес зимы (Seven Skies of Winter), 7 инстр. (2003); Квинтет для клар. и стр. (2004); Квартет для фп. и стр. (2007); Последний остров (The Last Island), стр. секстет (2009); обр. произв. комп. XIV–XVIII веков и отрывков из собств. опер, балетов и др.

Для 1 или 2 инстр. (осн. произв.): Соната для трубы и фп. D (1955); Stedman Doubles, клар. и уд. (1956, 2/1968); Соната для клар. и фп. (1956); Hymnos, клар. и фп. (1967); Соната для фп. (1981); Сонатина для трубы (1981); Соната для орг. (1982); Соната для гит. (1984); Сонатина для скр. и цимбал (1984); Первая милость света (First Grace of Light), гоб. (1991); Шесть секретных песен (Six Secret Songs), фп. (1993); Свет во тьме (Lux in tenebris), кб. (2001); Veni Creator Spiritus, фл. и бас-клар. (2002); то же, орган (2002); пьесы для орг., фп. и др. инстр., в т. ч. для детей и юношества.

Муз. для театра и кино, в том числе к пьесам Дж. Маккея Брауна и фильмам К. Расселла.