Каррильо,

(Каррильо-Трухильо) Хулиан (Антонио) (Carrillo-Trujillo; 28.1.1875, Ауалулько, близ Сан-Луис-Потоси – 9.9.1965, Мехико). Мексиканский композитор, скрипач, дирижер, музыкальный теоретик. Происходил из индейской крестьянской семьи. Учился композиции и игре на скрипке в Мехико, затем (1899–1905) в Европе, в том числе в Лейпциге, работал концертмейстером Гевандхауз-оркестра под управлением Артура Никиша. По возвращении в Мексику преподавал композицию в Национальной консерватории, некоторое время был ее ректором, занимал другие административные посты, выступал как дирижер и скрипач-ансамблист. Работал также в США: в годы Первой мировой войны возглавлял Американский СО в Нью-Йорке, написал музыку к знаменитому фильму Д.У. Гриффита Нетерпимость (Intolerance, 1916). Остался в истории как один из самых значительных музыкальных деятелей Мексики и пионер «микрохроматики» XX века. Примерно до 1922 года сочинял музыку всевозможных жанров, в том числе оперы и симфонии, отмеченные влиянием Брамса и Дебюсси, ограничиваясь равномерно темперированным строем, затем (по-видимому начиная с Прелюдии Колумбу (Preludio a Colón) для сопрано и 7 инструментов) стал вводить в свои партитуры интервалы меньше полутона. Одним из первых значительных «микротоновых» опусов Каррильо явилась Соната-фантазия (Sonata casi-fantasía) для флейты-пикколо, валторны, арфы-лютни, скрипки, альта, виолончели и контрабаса, играющих в четвертитонах, восьмых и шестнадцатых частях тона (1-е исполнение – 1926, Нью-Йорк). Заметный интерес в США вызвало Концертино Каррильо для «микротонового» секстета (флейта-пикколо, валторна, арфа, гитара, скрипка и виолончель) и оркестра, играющего в темперированном строе (1927), созданное по заказу Леопольда Стоковского и исполненное под его управлением в ряде крупных городов. До последних лет жизни Каррильо сочинял оркестровую, вокальную и камерную музыку, в том числе в обычной системе темперации, как тональную, так и достаточно смелую атональную; среди его поздних работ выделяются два скрипичных концерта в четвертитонах (1949, 1964), Концертино для фп., настроенного по третьим частям тона, и оркестра (1958, написано по заказу Стоковского), и Месса для мужского хора a cappella, посвященная папе Иоанну XXIII (1962). Свои идеи Каррильо развивал и пропагандировал в многочисленных публикациях – трудах, разъясняющих научные и исторические принципы «революции 13-го звука», трактатах по гармонии, полифонии, инструментовке, сольфеджио, музыкальной логике, «музыкальной физике» и т.п.