Картер,

Эллиотт (Кук) (Carter; 11.12.1908, Нью-Йорк – 5.11.2012, там же). Американский композитор. Учился в Гарвардском университете (1926–1932), куда поступил по рекомендации , затем в Париже у (1932–1935). По возвращении в США работал музыкальным руководителем балетного ансамбля Caravan (1936–1940), преподавал (в том числе в Йельском университете (1960–1962) и Джульярдской школе (1964–1984)), выступал в печати со статьями и эссе о музыке. С юности знал творчество Айвза и других американских и европейских композиторов-новаторов, в том числе и , однако поначалу склонялся скорее к неоклассицизму, характерному для американских учеников Буланже (хоровые пьесы конца 1930-х, созданные для американских университетских коллективов, балеты Покахонтас и Минотавр, 1-я симфония, Праздничная увертюра). К середине 1940-х осознал необходимость пересмотреть свои творческие установки. Первый шаг в сторону большей свободы письма был сделан им в Сонате для фп., за которой последовала более радикальная Соната для виолончели и фп., изобилующая полиритмическими наложениями и резкими диссонантными гармониями. Каждый из инструментов трактуется в ней как персонаж со своим характером и собственной линией поведения. Подобный подход к инструментальному письму с тех пор стал одной из заметных черт стиля Картера.

После двух лет творческого молчания Картер создал 1-й струнный квартет – произведение, насыщенное сложными ритмическими взаимодействиями, изобилующее широкими атональными мелодиями, необычное по форме; по существу, это непрерывно развертывающееся целое продолжительностью свыше 40 минут. В 1-м квартете Картер впервые использовал свой самый известный ритмический прием, впоследствии названный метрической или темповой модуляцией: переход от одного темпа к другому через некую ритмическую пропорцию (например, когда шестнадцатая с точкой предыдущего темпа становится восьмой нового темпа). Подобного рода «модуляции» очень часто происходят у Картера не на стыке музыкальных построений, а внутри них, что придает его ритмике особого рода иррациональность и неуловимость. Иррациональная специфика ритмики Картера дополнительно подчеркивается в тех многочисленных случаях, когда он совмещает в одновременности контрастные темы, не имеющие общего ритмического знаменателя (источником этого приема послужили этюды для механического пианино). Принципы работы с ритмом и темпом, опробованные Картером в 1-м квартете, совершенствовались и варьировались им на протяжении всего последующего творчества. Примечательно, что отказавшись от тональности в пользу такого метода организации гармонии, который предусматривает выведение всех звуковысотных структур произведения из некоего исходного созвучия или группы созвучий, Картер не стал дополнительно ограничивать свою свободу применением серийной техники. Вместе с тем достижения ее европейских адептов (, ) не оставили Картера равнодушным; не без их влияния он уже ко второй половине 1950-х отошел от своеобразного мелодического письма 1-го квартета и освоил более фрагментарную, импульсивную, почти атематическую манеру, предполагающую весьма высокую частоту разнообразных звуковых событий и высокую степень непредсказуемости при их чередовании. В крупных партитурах Картера, начиная со 2-го струнного квартета и вплоть до Symphonia, которую он завершил в год своего 89-летия, роль факторов, цементирующих форму в единое целое, сведена к минимуму, и музыкальная ткань разворачивается в основном по принципу свободных ассоциаций; при этом любые намеки на тональность, традиционные жанры, смешение стилей исключаются. Восприятие этой музыки, требующей чрезвычайно высокой концентрации слушательского внимания, несколько облегчается благодаря виртуозности и экспрессивной насыщенности инструментальных партий, остроте динамических акцентов, яркости тембровых находок, общему энергичному, напряженному тонусу, а также наличию у большинства произведений Картера литературного или философского подтекста. Несколько более «коммуникабельны» (хотя и крайне трудны для исполнения) инструментальные концерты Картера, в каждом из которых автор изобретательно и всякий раз по-новому организует взаимоотношения между солистом и оркестром, и созданные между 1975 и 1981 годом крупные камерно-вокальные опусы на стихи американских поэтов: Всмотреться в зеркало, Сиринга и Во сне, в грохоте.

Муз. театр: Покахонтас (Pocahontas), балет (1939, Нью-Йорк); Минотавр (The Minotaur), балет (1947, Нью-Йорк); Что дальше? (What Next?), кам. опера, либр. П. Гриффитса (1999, Берлин).

Орк. муз.: 1-я симфония (1942); Праздничная увертюра (Holiday Overture, 1944); Вариации (1955); Двойной концерт для клав., фп. и 2 кам. орк. (1961); Концерт для фп. с орк. (1965); Концерт для орк. (1969); Симфония трех оркестров (A Symphony of Three Orchestras, 1976); Пентод (Penthode) для 5 квинтетов (1985); Три события (Three Occasions): Чествование ок. 100x150 нот (A Celebration of Some 100x150 Notes), Поминовение (Remembrance), Юбилей (Anniversary) (1986–1989); Концерт для гоб. с орк. (1988); Концерт для скр. с орк. (1990); Партита (1993); Adagio tenebroso (1995); Концерт для клар. и кам. орк. (1996); Allegro scorrevole (1997); Я есмь цена тщетной надежды (Symphonia: sum fluxae pretium spei», 1997; Концерт для влч. с орк. (2000); Бостонский концерт (Boston Concerto, 2002); Диалоги (Dialogues) для фп. и орк. (2003); Три иллюзии (Three Illusions, 2002–2004); Размышления (Réflexions), кам. орк. (2004); Звучания (Soundings, 2005); Концерт для влт. с орк. (2007); Интервенции (Interventions) для фп. с орк. (2007); Звуковые поля (Sound Fields), стр. (2007); Концерт для фл. с орк. (2008).

Вок. муз.: ранние романсы (до 1943) и хоры (до 1947); Три стихотворения Роберта Фроста (Three Poems of Robert Frost), гол. и фп. (1943, обр. для гол. и кам. анс. 1980); Всмотреться в зеркало (A Mirror on which to Dwell), сопр. и 10 инстр., сл. Э. Бишоп (1975); Сиринга (Syringa), м.-сопр., бар. и 11 инстр., сл. Дж. Эшбери и из древнегреч. поэзии (1978); Во сне, в грохоте (In Sleep, in Thunder), тен. и 14 инстр., сл. Р. Лоуэлла (1981); О вызове и любви (Of Challenge and of Love), сопр. и фп., сл. Дж. Холландера (1994); Время и времена (Tempo e tempi), сопр. и 4 инстр., сл. С. Квазимодо, Э. Монтале и Дж. Унгаретти (1998–1999); О повторном пробуждении (Of Rewaking), м.-сопр. и орк., сл. У. К. Уильямса (2002); На расстояниях сна (In the Distances of Sleep), м.-сопр. и инстр. анс., сл. У. Стивенса (2006).

Инстр. муз. для 1 исполн. (осн. произв.): Соната для фп. (1946, 2/1982); 8 пьес для 4 литавр (1 исполн.) (1950–1966); Ночные фантазии (Night Fantasies), фп. (1980); Изменения (Changes), гит. (1983); В знак признательности Гоффредо Петрасси (Riconoscenza per Goffredo Petrassi), скр. (1984); Пишу в ветре (Scrivo in vento), фл. (1991); Игра (Gra, польск.), клар. (1993); 90+ (1994); Фрагмент (Fragment), влч. (1995); Письмо из 6 букв (A 6 Letter Letter), англ. рожок (1996); Shard, гит. (1997); Два развлечения (Two Diversions), фп. (1999); Прерывистости (Intermittences), фп. (2005); Контактные сети (Caténaires), фп. (2006); др. миниатюры.

Др. инстр. муз. (осн. произв.): Каноническая сюита (Canonic Suite), 4 сакс. (1939, окончат. ред. 1981); Пастораль, альт (или англ. рожок, или влч.) и фп. (1942); Элегия, влч. и фп. (1943, существуют ред. для др. составов); Соната для влч. и фп. (1948); Квинтет для дер. дух. (1948); 8 этюдов и фантазия, фл., гоб., клар., фаг. (1950); 1-й стр. квартет (1951); Соната для фл., гоб., влч. и клав. (1952); 2-й стр. квартет (1959); 3-й стр. квартет (1971); Дуэт для скр. и фп. (1974); Квинтет для медн. дух. (1974); Тройной дуэт (Triple Duo), фл., клар., фп., уд., скр., влч. (1983); Канон для четверых (Canon for 4), фл., бас-клар., скр., влч. (1984); Дух грубый – дух нежный (Esprit rude/esprit doux), фл. и клар. (1984); 4-й стр. квартет (1985); Зачарованные прелюдии (Enchanted Preludes), фл. и влч. (1988); С задумчивой легкостью (Con leggerezza pensosa), клар., скр., влч. (1990); Квинтет для фп. и дух. (1991); Трилогия (Trilogy), гоб. и арфа (1992); Дух грубый – дух нежный-2 (Esprit rude/esprit doux II), фл., клар., мар. (1995); 5-й стр. квартет (1995); Квинтет для фп. и стр. (1997); Luimen, манд., гит., арфа, вибр., труба, трбн. (1997); ASKO Concerto, 16 инстр. (2000); Квартет для гоб. и стр. (2001); Зов (Call), 2 трб. и влт. (2003); Мозаика (Mosaic), арфа и 7 инстр. (2004); Квинтет для клар. и стр. (2007); Звон колокольчиков (Tintinnabulation), 6 уд. (2008); миниатюры для разл. составов.

Лит. работы: The Writings of Elliott Carter / Ed. by E. and K. Stone. Bloomington, 1977; Collected Essays and Lectures, 1937–1995 / Ed. by J.W. Bernard. Rochester, 1997.