Кодай,

Золтан (Kodály; 16.12.1882, Кечкемет – 6.3.1967, Будапешт). Венгерский композитор, музыковед-фольклорист, педагог. Сын железнодорожного чиновника, детство и отрочество провел в венгерской провинции, где познакомился с фольклором в его самых чистых, беспримесных формах. Самостоятельно овладел фп., струнными инструментами и основами композиции. В 1900 году поступил на филологическое отделение Будапештского университета и в Будапештскую академию музыки, где его педагогом композиции был Ганс Кёслер (Koessler, 1853–1926). По окончании учебы (1905) вместе с другим учеником Кёслера, , начал работу по собиранию и изучению народной музыки (их первая совместная публикация, Венгерские народные песни (Magyar népdalok), вышла в 1906 году с предисловием Кодая). В 1907 году побывал в Париже, откуда привез в Венгрию партитуры Дебюсси, существенно повлиявшие на обоих композиторов. Первые квартеты Кодая и Бартока были исполнены весной 1910; по существу с этого момента началась история новой венгерской музыки.

На протяжении без малого 70 лет творческой деятельности Кодай работал почти во всех жанрах. До начала 1920-х его основную продукцию составляла камерная музыка (особенно примечательная монументальная Соната 1915 года – первое значительное произведение для виолончели соло со времен Баха), затем – оркестровая и хоровая. Его стиль сложился к середине 1900-х и в дальнейшем практически не менялся. В отличие от Бартока, Кодай пользовался достаточно традиционным языком и обращался только к венгерскому и цыганскому фольклору. В его произведениях фольклорный материал, как правило, не подвергается сложной тематической разработке; его гармонии не столь диссонантны, как у Бартока. Помимо фольклора важнейшими источниками вдохновения для Кодая служили григорианская псалмодия и барочная полифония, о чем свидетельствуют его многочисленные духовные композиции. Мировую известность ему принесли крупнейшие произведения 1920-х – Psalmus hungaricus для тенора, хора и оркестра и комическая опера Хари Янош на сюжет о приключениях бравого венгерского солдата в эпоху наполеоновских войн (оркестровая сюита из нее пользуется непреходящей популярностью); позднее слава Кодая укрепилась благодаря симфонической поэме Танцы из Галанты, Будаварскому Te Deum (к 250-летию освобождения Буды от турок), оркестровым вариациям на тему старинной народной песни Взлетела пава, Концерту для оркестра. Собирание и исследование народно-песенного материала сочетались в деятельности Кодая с работой в области музыкального воспитания. Кодай был убежден в том, что путь к музыкальной грамотности лежит через хоровое пение. Ему принадлежат оригинальные, во многих отношениях новаторские руководства, предназначенные для всех ступеней обучения музыке. После Второй мировой войны музыкально-педагогические воззрения Кодая стали основой государственной политики; их влияние распространилось за пределы Венгрии.

С 1907 года Кодай преподавал музыкально-теоретические предметы и композицию в Будапештской академии музыки, создал многочисленную школу. Концертировал как дирижер, исполняя свою музыку.

Оперы: Хари Янош (Háry János), зингшпиль в 5 приключениях с прологом и эпилогом, либр. Б. Паулини и Ж. Харшани по Я. Гараю (1926, Будапешт, окончат. ред. (в 4 приключениях) 1952); Секейская прядильня (Трансильванские посиделки, Székely fonó), одноакт., сл. нар. (1924–1932, пост. 1932, там же); Цинка Панна (Czinka Panna), зингшпиль в 4 актах, либр. Б. Балажа (1948, там же).

Орк. муз. (осн. произв.): Летний вечер (Nyári este, 1906, 2/1930); сюита из Хари Яноша (1927); Танцы из Марошсека (Marosszéki táncok, 1930, орк. ред. фп. пьес 1923–1927); Танцы из Галанты (Galántai táncok, 1933); Вариации на венг. нар. песню Взлетела пава (Felszállot a páva, 1939); Концерт для орк. (1940); Симфония in C (1961).

Хор. муз.: Венгерский псалом (Psalmus hungaricus), тен., хор и орк., сл. Пс. 55 в венг. пер. (1923); Будаварский Te Deum (Budavári Te Deum), сопр., тен. (к.-а. и бас ad lib.), хор и орк. (1936); Короткая месса (Missa brevis), 5 гол., хор и орг. (1944, ред. с орк. 1948); У могилы мученика (Vértanúk sírjáhál), хор и орк. (1945); Музыканты (The Music Makers), ода, хор и орк., сл. А. О’Шонесси (1964); Laudes organi, хор и орг. (1966); др. духовные композиции для хора с орг. или фп.; многочисл. хоры и обр. нар. песен для разных составов, преимущественно a cappella.

Для гол. с сопров.: романсы; обр. нар. песен.

Для 1—5 инстр. (осн. произв.): 1-й стр. квартет (1909); Сонатина для влч. и фп. (1909); Соната для влч. и фп. (1910); Дуэт для скр. и влч. (1914); Соната для влч. (1915); Каприччо, влч. (1915); Венгерское рондо (Magyar rondo), влч. и фп. (1917); 2-й стр. квартет (1918); Серенада, 2 скр. и альт (1920); пьесы для фп.; пьесы для органа.

Муз. к спект. (1902–1904, 1917).

Сборники упражнений по сольфеджио.

Обр. произв. др. комп., в том числе Баха.

Сборники венг. нар. песен, в том числе под ред. К. и Бартока (многотомное собрание A magyar népzene tára / Corpus musicae popularis hungaricae начало выходить в 1951); муз.-теор. труды.