Копленд,

(Копланд; собств. Каплан) Аарон (Copland; 14.11.1900, Бруклин – 2.12.1990, Норт-Тарритаун, шт. Нью-Йорк). Американский композитор. Родился в семье еврейских иммигрантов из России. Учился в Нью-Йорке у ученика Дворжака Рубина Голдмарка, затем (1921–1924) в Париже у . Ранняя музыка Копленда выдержана в духе французского неоклассицизма, характерном для американских представителей школы Буланже (образец – 1-я симфония, принесшая Копленду репутацию «бруклинского Стравинского»). После окончания учебы Копленд, следуя примеру , стал смелее пользоваться джазовыми ритмами (Музыка для театра, Концерт для фп. с оркестром); некоторым его опусам 1920-х не чужда патетическая риторика (Симфоническая ода). Наиболее примечательные опусы следующего периода, Вариации для фп. и Утверждения для оркестра, отмечены определенным влиянием и, по меньшей мере частично, выдержаны в более суровом, диссонантном и абстрактном стиле. Со второй половины 1930-х Копленд, откликаясь на общественную потребность в искусстве патриотического, демократического и оптимистического рода, сочинял музыку, ориентированную на широкого слушателя и часто основанную на интонациях североамериканского и латиноамериканского фольклора. Значительную популярность в Новом Свете завоевали его оркестровая пьеса Салон Мехико, ковбойские балеты Малыш Билли (его герой – легендарный Уильям Бонни, американский вариант Робина Гуда) и Родео и инструментованный для камерного ансамбля балет Аппалачская весна. Партитура последнего включает оживленные вариации на гимн религиозной секты шейкеров (трясунов), название которого – Дар быть простым (The Gift to Be Simple) – символично для творчества Копленда тех лет. Среди других работ этого периода – популярные в США патриотические «плакаты» военных лет Портрет Линкольна и Фанфара обыкновенному человеку, масштабная 3-я симфония на победное окончание Второй мировой войны (Фанфара… цитируется в ее финале), Концерт для кларнета с оркестром (его виртуозная, с элементами суинга, сольная партия создавалась в расчете на мастерство знаменитого джазового и академического виртуоза Бенни Гудмена), 12 стихотворений Эмили Дикинсон для голоса с фп., две тетради Старых американских песен. В камерно-инструментальных произведениях 1940–1950-х нарочито бесхитростный «американизм» – качество, благодаря которому Копленд некоторое время (по меньшей мере до запоздалого открытия в конце 1940-х) широко воспринимался как своего рода образцовый композитор своей страны, – уступает место относительно сложным формам и методам тематического развития, иногда с элементами серийной техники (Соната для фп., Соната для скрипки и фп., Фортепианный квартет, Фантазия для фп.). Еще более радикальными опытами в новой «диссонантной» манере явились оркестровые пьесы с квазиинтеллектуальными заглавиями Коннотации и Inscape (приблизительный перевод – Пейзаж внутреннего мира). В других поздних произведениях – балете Витрины с танцами, Нонете для струнных, Дуэте для флейты и фп., Трех латиноамериканских эскизах – Копленд соблюдает верность «демократическому» тональному языку. С начала 1970-х творческая активность Копленда снизилась, однако до 1980-х он продолжал выступать как дирижер, изредка включая в свои программы музыку, стилистически весьма далекую от его собственной.

Копленд был известен не только как композитор, но и как педагог, популяризатор современной музыки США и музыкально-общественный деятель леволиберального (в 1930-х – открыто прокоммунистического) толка. Со второй половины 1920-х он принимал активное участие в деятельности композиторских ассоциаций США, преподавал в нью-йоркской Новой школе социальных исследований (1927–1937), вместе с Роджером Сешнсом учредил серию концертов современной американской музыки (1928–1931), был одним из первых руководителей созданного Сергеем Кусевицким Музыкального центра в Беркшире–Тэнглвуде (штат Массачусетс), где преподавал до 1965 года. Композиторский опыт и эстетические взгляды Копленда обобщены в нескольких книгах. Многочисленные ученики и последователи Копленда (самый известный из которых – ) в основном придерживались его установки на создание энергичной, доступной, интеллектуально непритязательной музыки с аккуратно дозированными моментами драматизма и пафоса и с отчетливо выраженным национальным колоритом.

Оперы: Второй ураган (The Second Hurricane), в 2 актах, для юношества, либр. Э. Денби (1937, Нью-Йорк); Ласковая земля (The Tender Land), в 2 актах, либр. Х. Эверетта (1954, Нью-Йорк, окончат. ред. в 3 актах 1955, Оберлин).

Балеты (одноакт.): Грог (Grohg, 1925, 2/1932, 1-е исполнение 1992, Лондон); Слушайте! Слушайте! (Hear Ye! Hear Ye!, 1934, Чикаго, конц. исполнение); Малыш Билли (Billy the Kid, 1938, Чикаго); Родео (Rodeo, 1942, Нью-Йорк); Аппалачская весна (Appalachian Spring), 13 инстр. (1944, Вашингтон); Витрины с танцами (Dance Panels, 1959–1962, 1-е исполнение 1963, Мюнхен).

Муз. к фильмам, в т. ч. О мышах и людях (Of Mice and Men) Л. Майлстона (1939); Наш город (Our Town) С. Вуда (1940); Северная звезда (North Star) Майлстона (1943); Красный пони (The Red Pony) его же (1948); Наследница (The Heiress) У. Уайлера (1949).

Муз. к спект., в том числе Чудо при Вердене (Miracle at Verdun, 1931).

Для орк.: 1-я симфония (1-я ред. с солирующим орг. 1924, окончат. ред. 1928); Музыка для театра (Music for the Theatre), сюита для кам. орк. (1925); Концерт для фп. с орк. (1926); Симфоническая ода (Symphonic Ode, 1929); 2-я симфония (Короткая симфония (Short Symphony), 1933); Утверждения (Statements), 6 пьес (1935); Салон Мехико (El salón México, 1936); Спокойный город (Quiet City), сюита на осн. музыки к пьесе И. Шоу (1939); Фанфара обыкновенному человеку (Fanfare for the Common Man), медн. дух. и уд. (1942); Музыка для кино (Music for Movies, 1942); Портрет Линкольна (Lincoln Portrait), чтец и орк., сл. А. Линкольна (1942); 3-я симфония (1946); Концерт для клар. с орк. (1948); Коннотации (Connotations, 1962); Музыка для великого города (Music for a Great City, 1964); Inscape (1967); Три латиноамериканских эскиза (Three Latin American Sketches, 1959–1971); обр. собств. произв. для фп.; мелкие пьесы.

Кам.-инстр. муз.: 2 пьесы для стр. квартета (1923–1928); 2 пьесы для скр. и фп. (1926); Витебск (Vitebsk), фп. трио (1929); Секстет, клар., фп. и стр. квартет (1937, обр. Короткой симфонии); Соната для скр. и фп. (1943); Фп. квартет (1950); Нонет для стр. (1960); Дуэт для фл. и фп. (1971); Тренодия-1 (Threnody I) памяти Стравинского, фл. и стр. трио (1971); Тренодия-2 (Threnody II) памяти Б. Каннингем, альт. фл. и стр. трио (1973).

Для фп.: Вариации (1930); Музыка воскресного дня (Sunday Afternoon Music, 1935); Соната (1941); Danzón cubano, 2 фп. (1942); Полуденные мысли (Midday Thoughts, 1944, 2/1982); Летний ноктюрн (Midsummer Nocturne, 1947, 2/1977); Фантазия (1957); По проселочной дороге (Down a Country Lane, 1962); Danza de Jalisco, 2 фп. (1963); В вечернем воздухе (In Evening Air, 1966); Ночные мысли (Night Thoughts, 1972); др. пьесы.

Для хора: 4 мотета, сл. из Библии (1921); В начале (In the Beginning), сл. из Библии (1947); Песнь свободы (Canticle of Freedom), сл. Дж. Барбура (1955); др. хоры a cappella; хоры с фп.

Песни для гол. с фп.: 12 стихотворений Э. Дикинсон (12 Poems of Emily Dickinson, 1950); Старые американские песни (Old American Songs), 2 тетради по 5 песен (1950, 1952); др. песни.

Кн., в том числе: What to Listen for in Music («Ради чего мы слушаем музыку»). New York, 1939; Our New Music («Наша новая музыка»). New York, 1941. 2/1968; Music and Imagination («Музыка и воображение»). Cambridge, MA, 1952; Copland on Music («К. о музыке», сб. ст.). New York, 1960; статьи.