Мессиан,

Оливье (Эжен Проспер Шарль) (Messiaen; 10.12.1908, Авиньон – 27.4.1992, Париж). Французский композитор, органист, педагог, музыкальный теоретик. Родился в семье литераторов (отец, Пьер Мессиан – переводчик Шекспира, мать – поэтесса Сесиль Соваж (Sauvage), еще до рождения сына посвятившая ему стихотворный цикл Душа в коконе (L’âme en bourgeon)). Сильнейшим впечатлением детства стало для Мессиана знакомство с оперой Дебюсси Пеллеас и Мелизанда; до конца жизни Мессиан продолжал относиться к ней как к вершине музыкального искусства. В 1919– 1930 он учился в Парижской консерватории, в том числе у Шарля-Мари Видора и Поля Дюкá и Марселя Дюпре (орган). По окончании консерватории был назначен органистом парижской церкви Троицы и очень скоро прославился как импровизатор. В 1936– 1939 входил в композиторское объединение «Молодая Франция».

С юных лет источниками вдохновения для Мессиана были Священное Писание, григорианское пение, индийские ритмы, культура экзотических стран, пение птиц, сюрреалистическая поэзия. Первая публикация Мессиана, органная пьеса Небесный пир, выдержана еще в традициях Франка, однако уже со следующего опуса, Прелюдий для фп., начал складываться его самобытный гармонический язык, основанный в значительной степени на искусственных ладах. В оркестровой и органной музыке 1930-х окончательно утвердились такие свойства зрелого стиля Мессиана, как пристрастие к сложным и нерегулярным ритмам, к ярким, насыщенным тембрам и к формообразующему «принципу витража». Большинство композиций Мессиана этого периода посвящено религиозной тематике. В них широко представлены три наиболее характерных для Мессиана рода музыки: возвышенно-созерцательный, экстатически-танцевальный и математически-абстрактный и бесстрастный, основанный на чередовании и наложении ритмических групп с точно рассчитанными числовыми параметрами. Вершина раннего творчества Мессиана – восьмичастный Квартет на конец времени, навеянный образами Апокалипсиса. Квартет был написан в немецком лагере для военнопленных (куда композитор попал после поражения Франции летом 1940 года) и впервые исполнен узниками этого лагеря. Несмотря на мрачные обстоятельства создания квартета, в большинстве его частей преобладает просветленный тон (Апокалипсис для Мессиана – книга не столько гнева и страха Божьего, сколько надежды). Светлая, радостная атмосфера характерна для большей части музыки Мессиана, что неоднократно давало повод критикам и комментаторам упрекать его в недостатке подлинно религиозной глубины и серьезности и в чрезмерной «наивности», которую он сам, впрочем, ясно сознавал и последовательно культивировал.

В 1942 году Мессиан вернулся к работе в церкви Троицы и тогда же стал профессором Парижской консерватории. На протяжении 36 лет через его классы гармонии, анализа (с 1947) и композиции (с 1966) прошло множество студентов, среди которых были лидеры послевоенного европейского авангарда Булез, Штокхаузен и Ксенакис, а также Гуйваартс, Куртаг, основоположник «конкретной музыки» Пьер Анри, Барраке, Ами, Гризе, 9532, Бенджамин и ряд других видных композиторов и инструменталистов. В годы войны у Мессиана училась и пианистка Ивонн Лорио, впоследствии ставшая его второй женой. В расчете на ее феноменальные данные создавались циклы Образы слова Аминь (с партией 2-го фп. для самого Мессиана) и Двадцать взглядов на Младенца Иисуса. Тогда же появился самый популярный из духовных вокальных опусов Мессиана – Три маленькие литургии Божественного присутствия.

Начатый в 1942 и опубликованный в 1944 трактат Мессиана Техника моего музыкального языка содержит теоретическое описание и богословское обоснование важнейших идей композитора в области организации звуковысотности и ритма. В 1940-х Мессиан начал писать также Трактат о ритме, цвете и орнитологии. Этот монументальный по замыслу труд остался неоконченным; в сохранившихся фрагментах разрабатываются, в частности, философские и естественнонаучные основы категорий «время» и «ритм», обсуждаются античные метры и система ритмов традиционной музыки Индии.

Самые значительные опусы Мессиана, созданные между 1945 и 1949 годом, составляют триптих, вдохновленный, по словам композитора, легендой о Тристане и Изольде. Это 12-частный вокальный цикл Ярави, песнь любви и смерти для сопрано и фп. (в название вынесено слово языка индейцев кечуа, означающее «любовную песнь, которая завершается лишь со смертью возлюбленных»), 10-частная Турангалила-симфония для оркестра с солирующими фп. и волнами Мартено и Пять припевов для камерного хора a cappella. Все три произведения наделены сочным чувственным и экзотическим колоритом (в обоих вокальных опусах экзотическое начало дополнительно подчеркивается использованием причудливо звучащих слов на выдуманных языках), их музыка порой балансирует на грани эстрадного китча. С другой стороны, в инструментальных циклах рубежа 1940–1950-х Четыре исследования ритма и Органная книга сказалось влияние серийных опытов Булеза и других молодых композиторов-авангардистов; одно из Четырех исследований, пьеса Лад длительностей и интенсивностей (Mode de valeurs et dintensités), явилось отправной точкой для разработки сериализма.

Следующий период творчества Мессиана отмечен преобладанием «орнитологической» тематики. Мессиан с юности изучал пение птиц, считая их «величайшими музыкантами на планете», служителями внематериальных сфер и носителями духовной радости. Подражания их голосам – или, точнее, символические образы птичьего пения, стилизованные средствами современного инструментария, – включены в ткань большинства его крупных партитур, в том числе Квартета на конец времени, Трех маленьких литургий, Турангалилы. В 1950-х одно за другим появились крупные произведения, всецело основанные на стилизации пения различных птиц из всех регионов мира: фортепианные концерты Пробуждение птиц и Экзотические птицы, цикл пьес для фп. Каталог птиц. После большой, несколько экстравагантной оркестровой пьесы Хронохромия и Семи хокку («японских эскизов») для фп. и малого оркестра Мессиан вновь обратился к воплощению религиозных идей (Цвета Града небесного для фп., духовых и ударных, Et exspecto resurrectionem mortuorum для духовых и ударных). Многообразные аспекты творчества Мессиана приведены к синтезу в двух монументальных партитурах – оратории Преображение Господа нашего Иисуса Христа и опере Святой Франциск Ассизский. Среди других поздних опусов Мессиана своими масштабами выделяются органные циклы Медитации на таинство Святой Троицы (в 9 частях) и Книга Святого Причастия (в 18 частях) и оркестровые циклы От каньонов к звездам… и Озарения потустороннего.

В 1967 году Мессиан был избран членом Института Франции. В его честь названа гора в штате Юта (США), природа которого вдохновила его на создание цикла От каньонов к звездам…

Опера Святой Франциск Ассизский (Saint François dAssise), в 3 актах, либр. М. (1983, Париж).

Орк. муз.: Забытые приношения (Les offrandes oubliées), симф. медитация (1930); Гроб сияющий (Le tombeau resplendissant, 1931); Гимн Святому Причастию (Hymne au Saint Sacrement, 1932); Вознесение (L’Ascension), 4 симф. медитации (1933); Турангалила-симфония (Turangalîla-Symphonie, 1948); Пробуждение птиц (Réveil des oiseaux), фп. и орк. (1953); Экзотические птицы (Oiseaux exotiques), фп., дух. и уд. (1956); Хронохромия (Chronochromie, 1960); Семь хокку (Sept haïkaï), «японские эскизы», фп., дух., уд. и 8 скр. (1962); Цвета Града небесного (Couleurs de la Cité céleste), фп., дух. и уд. (1963); И чаю воскрешения мертвых (Et exspecto resurrectionem mortuorum), дух. и уд. (1964); От каньонов к звездам… (Des canyons aux étoiles…), фп., влт., дух., уд. и стр. (1974); Витраж и птицы (Un vitrail et des oiseaux), фп., дух. и уд. (1986); Град вышний (La Ville dEn-haut), фп., дух., уд. (1987); Улыбка (Un sourire, 1989); Озарения потустороннего (Eclairs sur l’au-delà, 1991); Концерт четырех (Concert à quatre), фл., гоб., фп., влч. и орк. (1991, неоконч., завершен И. Лорио, Дж. Бенджамином и Х. Холлигером).

Хор. муз.: O sacrum convivium!, мотет a cappella (1937); Три маленькие литургии Божественного присутствия (Trois petites liturgies de la Présence Divine), унисонный жен. хор, фп., волны Мартено, стр. и уд., сл. М. (1944); Песнь депортированных (Chant des déportés), хор и орк., сл. М. (1945); Пять припевов (Cinq rechants), кам. хор a cappella, сл. М. (1949); Преображение Господа нашего Иисуса Христа (La Transfiguration de notre Seigneur Jésus-Christ), оратория для хора, 7 солирующих инстр. и орк., сл. из Библии, св. Фомы Аквинского, литургич. книг (1969).

Для гол. (сопр.) с фп. (сл. М.): юношеские романсы; Поэмы для Ми (Poèmes pour Mi), вок. цикл в 9 частях (1936, оркестрован в 1937); Песни земли и неба (Chants de terre et de ciel), вок. цикл в 6 частях (1938); Ярави, песнь любви и смерти (Harawi, chant d’amour et de la mort), вок. цикл в 12 частях (1945).

Фп. муз.: Прелюдии (8 пьес, 1929); Образы слова Аминь (Visions de l’Amen), 2 фп. (1943); Двадцать взглядов на Младенца Иисуса (Vingt regards sur lEnfant Jésus, 1944); Кантейоджайя (Cantéyodjayâ, 1949); Четыре исследования ритма (Quatre études de rythme, 1949–1950); Каталог птиц (Catalogue d’oiseaux, 1956–1958); Садовая славка (La fauvette des jardins, 1970); др. пьесы.

Для орг.: Небесный пир (Le banquet céleste, 1928); Диптих (Diptyque, 1930); Явление вечной Церкви (Apparition de lEglise éternelle, 1931); Вознесение (LAscension), по одноим. орк. произв. (1934); Рождество Господне (La Nativité du Seigneur), 9 медитаций (1935); Тела нетленные (Les corps glorieux, 1939); Месса Пятидесятницы (Messe de la Pentecôte, 1950); Органная книга (Livre d’orgue, 1951); Медитации на таинство Святой Троицы (Méditations sur le mystère de la Sainte Trinité, 1969); Книга Святого Причастия (Le Livre du Saint Sacrement, 1984); др. пьесы.

Др. произв.: Тема с вариациями, скр. и фп. (1932); Праздник прекрасных вод (Fête des belles eaux), 6 волн Мартено (1937); 2 монодии в четвертитонах (2 monodies en quarts de ton), волны Мартено (1938); Квартет на конец времени (Quatuor pour la fin du temps), клар., скр., влч., фп. (1941); муз. к пост. драмы Эдип, волны Мартено (1942); Черный дрозд (Le merle noir), фл. и фп. (1951).

Кн.: Technique de mon langage musical. Paris, 1944 (рус. пер.: Техника моего музыкального языка. М., 1994); Traité de rythme («Трактат о ритме», частично опубл. 1948, остальное посмерт. как: Traité de rythme, de couleur, et d’ornitologie – «Трактат о ритме, цвете и орнитологии»). Paris, 1994–1996); собрания бесед с А. Голеа (Goléa A. Rencontres avec Olivier Messiaen. Paris, 1961) и К. Самюэлем (Samuel C. Entretiens avec Olivier Messiaen. Paris, 1967; Messiaen O. Musique et couleur: nouveaux / Еntretiens avec Claude Samuel. Paris, 1986).