Маюдзуми,

Тосиро (Mayuzumi; 20.2.1929, Иокогама – 10.4.1997, Кавасаки). Японский композитор. В 1945–1951 учился в Токийском университете изящных искусств и музыки у ведущих мастеров западной эстетической ориентации Кунихико Хасимото (Hashimoto, 1904–1949), Томодзиро Икэнути (Ikenouchi, 1906–1991) и Акиры Ифукубе (Ifukube, 1914–2006). К 1950 году уже был автором нескольких темпераментных оркестровых и камерно-инструментальных партитур, насыщенных остинатными ритмами и стилизованными оборотами восточной (не только японской, но и китайской, индонезийской, индийской) и латиноамериканской музыки, а также джаза; оркестровое письмо Маюдзуми, отмеченное влиянием и , явилось новым словом в японской музыке. В 1951–1952 Маюдзуми продолжил учебу в Парижской консерватории у Тони Обена (Aubin, 1907–1981), затем вернулся домой, обогащенный знанием новейших достижений европейского авангарда. Одним из первых среди японских композиторов освоил серийную технику и алеаторику, создал первые в Японии образцы конкретной музыки и электронной музыки, экспериментировал с необычными тембровыми сочетаниями и с подготовленным фп. В конце 1950-х под впечатлением от звона храмовых колоколов в Киото обратился к углубленному изучению национального культурного наследия. Его наиболее значительные оркестровые партитуры – симфонии Нирвана (Nirvana Symphony, 1958) и Мандала (Mandala Symphony, 1960), симфоническая поэма Сансара (Samsara, 1962), балетная музыка Бугаку (Bugaku, 1962) – вдохновлены идеями буддизма и японским дворцовым ритуалом; средства европейского оркестра служат Маюдзуми для стилизованного воспроизведения тембрового богатства, отличающего храмовый колокольный звон (композитор специально анализировал его акустические характеристики, пользуясь новейшей аппаратурой) и инструментарий дворцовой музыки гагаку. Маюдзуми придерживался правых националистических взглядов, был другом и единомышленником знаменитого Юкио Мисимы (1925–1970) и написал по его роману Золотой храм (Kinkakuji) одноименную оперу на немецкое либретто Клауса Хеннеберга (пост. 1976, Западный Берлин). Стилистически это скорее европейское произведение, богато инструментованное для большого оркестра, с широко развитыми сольными вокальными и хоровыми партиями; японский элемент, почти как у Пуччини, представлен в основном пентатоникой и звучаниями больших и малых металлофонов. Из соображений «политической корректности» Золотой храм Маюдзуми не исполнялся в Японии до 1991 года. Вторая опера Маюдзуми и его последняя крупная работа, Дни богов (нем. Tage der Götter) по синтоистской священной книге VIII века Кодзики (Записки о деяниях древности), также создавалась для постановки в Европе, на этот раз в Линце (1996). Маюдзуми сочинял также музыку для театра и кино (в том числе к фильму Дж. Хьюстона Библия, 1966), оркестровые пьесы на случай, пьесы для всевозможных европейских и японских инструментов и для дворцового оркестра гагаку, патриотические кантаты, мюзиклы, эстрадные песни и др. С 1964 года вел популярную музыкальную программу на ТВ. Возглавлял Японское объединение композиторов и Японское общество по охране авторских прав.