Тертерян,

Авет (Рубенович) (29.7.1929, Баку – 11.12.1994, Екатеринбург). Армянский композитор. В 1952–1957 учился в Ереванской консерватории у ведущего композитора и педагога Эдварда Мирзояна, там же с 1970 преподавал инструментовку. До второй половины 1960-х сочинял вокально-оркестровые циклы и камерно-инструментальные ансамбли в достаточно традиционной национальной манере. В революционно-патриотической опере Огненное кольцо (на сюжет рассказа Б. Лавренева Сорок первый) использовал элементы додекафонии и сонористики. Сонористический принцип выдвижения звучности (тембра) на роль первостепенного фактора музыки играет принципиальную роль в симфониях Тертеряна, составляющих самую ценную часть его наследия. Все они композиционно просты и основаны на элементарном тематизме (длительно тянущиеся звуки и кластеры, диатонические мотивы из очень небольшого числа звуков), восходящем к исконной армянской монодической традиции: любые созвучия, в том числе кластеры, чаще всего предстают «утолщениями» исходного одноголосия или (как в 5-й симфонии) отдельного тянущегося звука – оси, вокруг которой формируется целостное произведение. Неевропейская, ориентальная сущность симфоний Тертеряна, особенно начиная с 4-й, подчеркивается созерцательным, статичным характером их музыки; тематические импульсы развиваются медленными волнами, на гребнях которых возникают мощные «апокалиптические» кульминации. Архаический колорит часто дополнительно усиливается благодаря подключению необычных или экзотических тембров. Таковы, в частности, модальная псалмодия без слов, исполняемая необработанным мужским голосом в средней части 2-й симфонии, соло тростевого инструмента дудук на педали второго дудука во 2-й части 3-й симфонии, две пронзительные зурны (инструменты типа гобоя) в ее же финале; в 5-й симфонии солирует смычковый инструмент кеманча, а церковное кадило бурвар используется как ударный инструмент, в 7-й существенную функцию выполняет ориентальный бубен дап, в 8-й отдаленным фоном проходит линия дуэта женских голосов (без слов). Начиная с 4-й, все симфонии Тертеряна одночастны, при их исполнении часто предусматриваются сценические и пространственные эффекты, иногда предполагающие использование предварительно записанного материала, – как, например, в 5-й симфонии с записью звучания церковных колоколов, или в 6-й симфонии с записью хоровой речитации букв армянского алфавита. В лапидарном, лишенном излишеств и украшений стиле выдержаны и другие значительные опусы Тертеряна – балет Монологи Ричарда III, опера Землетрясение (по новелле немецкого романтика Г. фон Клейста Землетрясение в Чили) и 2-й струнный квартет.

Муз. театр: Огненное кольцо (Krake oghak), опера в 2 актах, либр. В. Шахназаряна по Б. Лавреневу и Е. Чаренцу (1967, Ереван, 2/1977, там же); Монологи Ричарда III, балет в 2 актах, либр. В. Галстяна по Шекспиру (1979); Землетрясение (Das Beben), опера в 2 частях, 7 картинах, либр. Г. Штехер и Т. по Г. фон Клейсту (1984, пост. 2003, Мюнхен).

Симфонии: № 1, медн. дух., уд., фп., орг., бас-гит. (1969); № 2, муж. гол., хор, орк. (1972); № 3, 2 дудука, 2 зурны, орк. (1975); № 4, орк., клав. за сценой (1976); № 5, кеманча, орк., кадило (1978); № 6, хор, кам. орк., магн. (1981); № 7, дап, орк., магн. (1989); № 8, 2 жен. гол., орк., магн. (1989).

Др. произв.: Соната для влч. и фп. (1956); Родина (Hayrenikʽ), вок. цикл для сопр., бар. и орк., сл. О. Шираза (1957); Революция (Heghapʽokhutʽyun), вок. цикл для сопр., бар. и орк., сл. Е. Чаренца (1960); 1-й стр. квартет (1963); 2-й стр. квартет (1991); песни, хоры; муз. для театра и кино.