Тарнопольский,

Владимир Григорьевич (р. 30.4.1955, Днепропетровск). Русский композитор. Учился в Московской консерватории, в том числе композиции у Николая Сидельникова и и теоретическим предметам у Юрия Холопова. Тарнопольский – один из немногих современных российских композиторов своего поколения, успешно работающих в серьезных академических жанрах, сохраняя верность сложному «поставангардному» письму (в своем противодействии моде на нарочитое упрощение языка он выступает последователем Денисова). Партитуры Тарнопольского, особенно сочиненные до начала 1990-х, часто насыщены «культурологическими» (по выражению самого композитора) ассоциациями, отсылая к художественным ценностям, созданным на более ранних этапах развития европейской цивилизации. Среди его «культурологических» по преимуществу композиций центральное место занимают Psalmus poenitentialis (Покаянный псалом), Jesu, deine tiefe Wunden (Иисус, Твои глубокие раны) и Троïсти музики («тройственная музыка» – название украинского народного ансамбля трех инструменталистов), основанные, соответственно, на архетипах католической, протестантской и православной религиозных традиций. Характерно также инструментальное трио Отзвуки ушедшего дня, вдохновленное повествовательной техникой Джеймса Джойса: в музыкальном «потоке сознания», из плазмы «сонористических» звучаний время от времени всплывают знакомые мотивы и обороты, исполнители внезапно произносят слова, наделенные широким ассоциативным полем. С начала 1990-х чреватая полистилистикой «культурология» утрачивает для Тарнопольского прежнее значение, его манера становится более однородной, а заявленная в Отзвуках… тема необратимого движения времени – едва ли не главным лейтмотивом его творчества. Сознавая свою принадлежность завершающему, «декадентскому» этапу истории музыки и, соответственно, известную анахроничность своей установки на создание искусства, насыщенного серьезным духовным содержанием, Тарнопольский последовательно разрабатывает эту тему с ее многообразными эсхатологическими коннотациями, о чем свидетельствуют хотя бы заглавия ряда его значительнейших опусов: Кассандра, Дыхание исчерпанного времени, Когда время выходит из берегов. Важнейшим методом воплощения метафизики времени выступает то, что сам Тарнопольский именует «строительством звука» – формирование звукового потока, где конфигурации, структурированные по высоте и ритму, кристаллизуются по мере развертывания звукового поля с зыбкими, неясными контурами, а музыкальное время артикулируется тонкими переходами от одного состояния звуковой материи к другому, попытками сохранить структуру, задержать ее неизбежный распад. Впечатляющий образец подобной работы со звуком – посвященный памяти скрипача Олега Кагана одночастный виолончельный концерт …le vent des mots quil na pas dits (…ветер слов, которых он не сказал), в заглавии которого, взятом из Надгробного тоста Стефана Малларме, обозначена центральная для автора диалектика мимолетности, неуловимости («ветра») и относительной оформленности, смысловой определенности («слов»). В ряде произведений Тарнопольского, преимущественно связанных со словесными текстами, проявляется его саркастический юмор.

Тарнопольский – авторитетный педагог и пропагандист новой музыки; с 1992 он преподает композицию в Московской консерватории, где основал Центр современной музыки, инструментальный ансамбль «Студия новой музыки» и ежегодный фестиваль новой музыки Московский форум (проводится с 1994).

Для театра: Три грации, одноакт. опера-пародия, текст К. М. фон Вебера (1987); Ох, эти русские… или Волшебный напиток (Ah, ces Russesou La boisson magique), одноакт. опера-фарс, либр. И. Масленниковой (пост. 1993, Эвиан); В театр (Ins Theater), балет с пением, 3 вок. группы и орк., сл. Э. Яндля (1998, Амстердам); Когда время выходит из берегов (Wenn die Zeit über die Ufer tritt), опера в 3 сценах, либр. Р.Г. Монау по мотивам Трех сестер Чехова (1999, Мюнхен); Золушка (Cinderella), сценич. кантата для чтецов, дет. хора, дет. орк. и кам. анс., сл. Р. Даля (2003, Лондон); По ту сторону тени (Jenseits der Schatten), мультимедиа-опера, либр. Т. и Монау по Платону с текстами Данте, Леонардо да Винчи и Ницше (2006, Бонн); Boxing Pushkin, сцена из коллективной оперы (2007, Арнем).

Др. муз. со словесными текстами (осн. произв.): Музыка памяти Шостаковича, коллаж для чтеца и кам. орк., сл. А. Ахматовой, М. Матусовского, А. Межирова и Дж. Паттерсона (1983); Ванфрид (Wahnfried), невидимый хор, скр., 6 вагнеровских туб, 5 фл. (или фл. и клар.), уд. и фп., сл. Р. Вагнера (1984); Покаянный псалом (Psalmus poenitentialis), концерт для хора, скр., орг. и уд., лат. текст Псалма 31 (1986); Бруклинский мост, или Мое открытие Америки, кантата для сопр., тен. и орк. или инстр. анс., сл. Маяковского (1988); По прочтении музыкальных набросков Мусоргского, концерт для хора, солистов, чтеца и кам. орк. (1989); Троïсти музики, фп. трио с пением Гимна нищете Христовой Г. Сковороды (1989); Amoretto, сопр., 2 клар., альт, влч. и кб., сл. Э. Спенсера (1992); Полный безумия мир (Welt voll Irrsinn), чтецы (магн.), дух., уд., эл- гит. и фп. или синт., сл. К. Швиттерса (1993); Сцены из действительной жизни (Szenen aus den wirklichen Leben), сопр., фл., влт. и фп., сл. Э. Яндля (1995); Пейзаж после битвы (Landschaft nach der Schlacht), бар., муж. хор ad lib., инстр. анс., сл. Р.М. Рильке (1995); Чевенгур, сопр. и инстр. анс., сл. А. Платонова (2001).

Инстр. муз. (осн. произв.): Симфонический пролог, орк. (1978); Концерт для влч. с орк. (1980); Симфония, орк. (1982); Иисус, Твои глубокие раны (Jesu, deine tiefe Wunden), хоральная прелюдия для стр. трио, уд. и инстр. анс. (1987); Отзвуки ушедшего дня, фантазия для клар., влч. и фп. по Улиссу Дж. Джойса (1989); Впечатление–Выражение (EindruckAusdruck), в честь В. Кандинского, фп. (1989, версии для фп. и 16 инстр. 1992, для фп. и 5 инстр. 1996); Для струнных (Per archi) памяти Ноно, квартет уд. (1990); Кассандра, инстр. анс. (1991); O, Pärt op art, инсталляция трезвучия, клар., стр. трио и фп. (1992); Вариации на тему Танеева «Иду в неведомый мне путь», 2 скр. и кам. орк., памяти Н. Сидельникова (1992); Дыхание исчерпанного времени, орк. и электроника (1994); le vent des mots quil na pas dits (…ветер слов, которых он не сказал), влч. и орк., памяти О. Кагана (1996); Блуждающие огни, орк. (2003); Маятник Фуко, кам. орк. (2004); Eastanbul, кам. орк. (2009); Last and Lost, кам. анс. (2010); Tabula Russia, орк. (2015).