Уствольская,

Галина Ивановна (17.6.1919, Петроград, ныне Санкт-Петербург – 22.12.2006, там же). Русский композитор. В 1939–1947 (с перерывом на годы войны) училась в Ленинградской консерватории у , который очень высоко ценил ее талант, признавал ее влияние на свое творчество и процитировал мотив из финала ее Трио (1949, не исполнялось до 1968) в двух своих партитурах – 1-й части 5-го струнного квартета (1952) и 9-й части (Ночь) вокальной Сюиты на слова Микеланджело (1974). В 1948–1975 преподавала композицию в музыкальном училище при Ленинградской консерватории. До конца 1950-х творчество Уствольской оставалось практически неизвестно, если не считать немногих произведений, созданных по советскому «социальному заказу» и впоследствии большей частью исключенных ею из авторского каталога. Между тем еще в конце 1940-х она выработала своеобразный, непростой для восприятия стиль, для которого характерны преобладание размеренного движения одинаковыми длительностями, аскетическая фактура, акцентирование динамических и регистровых контрастов, нестандартные сочетания инструментальных тембров. Основными факторами экспрессии в музыке Уствольской служат подчеркнутая жесткость диссонантных вертикалей (вплоть до многозвучных кластеров), ораторский пафос инструментальной артикуляции, гипнотизирующая повторяемость элементарных структур. Понятно, что в Советском Союзе 1940–1950-х подобная музыка не имела шансов быть исполненной. Со временем стиль Уствольской эволюционировал мало, преимущественно в сторону большей резкости и агрессивности, а также большей экстравагантности в подборе инструментальных составов; последняя особенно ярко проявилась в трех Композициях 1970-х с заглавиями, заимствованными из католической церковной традиции (но, как отмечала сама Уствольская, совершенно не религиозных по духу), и в одночастных симфониях № 2–5. На инструментальную ткань симфоний № 2–4 накладывается декламация отдельных слов из духовных текстов южногерманского монаха, книжника и музыканта Германа Расслабленного (он же Герман Парализованный, Hermannus Contractus, XI век), тогда как в 5-й симфонии чтец произносит молитву Отче наш; возможно, подзаголовок 5-й симфонии Amen указывает на решение 71-летнего композитора распрощаться с симфоническим жанром. На протяжении нескольких десятилетий Уствольская вела в Санкт-Петербурге уединенную жизнь, почти не общаясь с внешним миром, хотя ее музыка с конца 1980-х часто звучит и записывается на Западе; приверженцы Уствольской в России и за рубежом считают ее творчество образцом духовной независимости и ценят ее музыку за исключительно высокую степень напряженности, концентрированности, истовости высказывания.

Авторский каталог (осн. корпус): Концерт для фп., стр. и литавр (1946); 1-я соната для фп. (1947); Трио для клар., скр. и фп. (1949); 2-я соната для фп. (1949); Октет для 2 гобоев, 4 скрипок, литавр и фп. (1949–1950); 3-я соната для фп. (1952); Соната для скрипки и фп. (1952); 12 прелюдий для фп. (1953); 1-я симфония, с 2 дет. гол., сл. Дж. Родари (1955); 4-я соната для фп. (1957); Большой дуэт для влч. и фп. (1959); Дуэт для скр. и фп. (1964); Композиция № 1 Dona nobis pacem, фл.-пикк., туба и фп. (1970–1971); Композиция № 2 Dies irae, 8 кб., уд. и фп. (1972–1973); Композиция № 3 Benedictus, qui venit, 4 фл., 4 фаг. и фп. (1974–1975); 2-я симфония Истинная, вечная Благость!, 6 фл., 6 гоб., 6 труб, трбн., туба, 2 барабана, фп. и гол., сл. Германа Расслабленного (1979); 3-я симфония Иисусе Мессия, спаси нас!, 5 гоб., 5 труб, 1 трбн., 3 тубы, 3 барабана, фп., 5 кб. и чтец, сл. его же (1983); 4-я симфония Молитва, труба, фп., тамтам и к.-а., сл. его же (1985–1987); 5-я соната для фп. (1986); 6-я соната для фп. (1988); 5-я симфония Amen, гоб., труба, туба, скр., уд. и чтец, сл. молитвы Отче наш (1989–1990).

Др. произв., включенные в каталог: Сон Степана Разина, былина для баса с орк., сл. нар. (1948); Огни в степи, симф. поэма (1958); Подвиг героя, симф. поэма (1959); Сюита, орк. (1959).