Бриттен,

лорд (Эдуард) Бенджамин (Britten; 22.11.1913, Лоустофт – 4.12.1976, Олдборо). Английский композитор, дирижер, пианист. Музыкальные способности Бриттена проявились очень рано, его подростковые опыты произвели впечатление на авторитетного Фрэнка Бриджа (1879–1941), у которого Бриттен взял первые серьезные уроки. В 1930–1932 учился в лондонском Королевском музыкальном колледже у Джона Айрленда (Ireland, 1879–1962) (композиция) и Артура Бенджамина (Benjamin, 1893–1960) (фп.). Неудовлетворенный царившим в колледже духом «любительщины и провинциального фольклоризма», Бриттен почерпнул новые импульсы для своего творческого развития в опере Воццек, которую он услышал в 1934; он даже планировал продолжить обучение в Вене у Берга, однако это намерение не было осуществлено из-за противодействия его матери. В 1935 году, уже будучи автором ряда публично исполненных и изданных опусов, в том числе популярной доныне Простой симфонии (основана на материале пьес, написанных в 1922–1925), Бриттен начал сотрудничать с киностудией GPO Film Unit. Вместе с другим сотрудником студии, известным поэтом Уистеном Хью Оденом (Auden, 1907–1973), он работал не только над фильмами, но и над вокальными опусами, в которых социально-критическая направленность текстов удачно дополняется экспрессивной музыкой, изобилующей колоритными иллюстративными деталями (цикл песен Наши отцы-охотники для голоса с оркестром, песни для кабаре). Вершиной раннего творчества Бриттена явились Вариации на тему Фрэнка Бриджа для струнного оркестра. В них Бриттен демонстрирует абсолютно уверенную, поистине виртуозную технику письма для струнных, точный расчет архитектонических пропорций и редкое многообразие композиционных решений в четко установленных стилистических границах. С исполнения этого цикла на Зальцбургском фестивале 1937 года началась международная известность Бриттена. Молодой Бриттен испытал влияние Стравинского, Малера, Равеля, Прокофьева, с интересом отнесся к Шостаковичу; его ранние произведения, будучи сами по себе вполне умеренными по языку (стилистически они ничуть не радикальнее современной им продукции композиторов парижской «Шестерки»), воспринимались как нечто почти вызывающе сложное и экстравагантное на фоне британской музыки 1930-х, лидером которой был консервативный Ралф Воан-Уильямс (1872–1958). До конца жизни Бриттен сохранил неприязненное отношение к этому композитору и к представляемому им «пасторальному» направлению, а также к Бетховену и Брамсу, которые считались главными образцами для подражания во времена его молодости. Вместе с тем в творчестве самого Бриттена пасторальные мотивы играют весьма заметную роль (характерна одна из его самых известных партитур – Обряд Рождественских гимнов для детского хора с арфой), а своей приверженностью вариационной технике Бриттен напоминает Бетховена и Брамса.

В 1936 (?) году Бриттен познакомился с молодым певцом Питером Пирсом (1910–1986). Их дружба вскоре переросла в любовную связь, которая продлилась до конца жизни Бриттена, став для него постоянным источником вдохновения. В апреле 1939 года они уехали в Северную Америку и 3 года прожили в США, где Бриттен смог более свободно развивать и совершенствовать свою индивидуальную манеру – впрочем, не выходя за рамки традиционных форм и тонального языка. В статье, опубликованной в 1941, Бриттен подверг критике традиционную английскую музыку, которая, по его словам, может обладать «скромной, ни к чему не обязывающей привлекательностью», но почти не содержит «запоминающихся ритмов и интересных мелодий». Стремясь преодолеть эту традицию и насытить свою музыку контрастами и драматизмом, Бриттен отнюдь не всегда преуспевает в создании «запоминающихся ритмов и интересных мелодий». Из его произведений американского периода с этой точки зрения предпочительнее вокальные циклы Озарения и Семь сонетов Микеланджело, тогда как современные им Концерт для скрипки с оркестром, Симфония-реквием и 1-й струнный квартет выглядят заметно бледнее; недостаток рельефного тематизма в них лишь отчасти компенсируется тщательно продуманной архитектоникой и подробной тематической работой. В позднейшем творчестве Бриттена главные достижения также относятся к области вокальной музыки: на творческое воображение композитора особенно стимулирующе воздействовала многозначная поэзия, трактующая об иллюзорности окружающего мира, о ночи, сновидениях, потустороннем, конечности жизни и необратимости времени. В США Бриттен написал и свое первое произведение для театра – оперетту Пол Баньян (по популярной американской сказке), премьера которой не имела успеха.

Бриттен и Пирс вернулись на родину в апреле 1942 (будучи убежденными пацифистами, они добились освобождения от военной службы). Произведения Бриттена, созданные в первые годы по возвращении в Англию, ассоциируются с английским барокко и отмечены известным влиянием Пёрселла (кантата Возрадуйтесь Агнцу – в жанровом отношении она родственна так наз. строфическим антемам XVII века; вокальный цикл Серенада; отчасти также Священные сонеты Джона Донна и 2-й струнный квартет, завершающиеся вариациями на остинатный бас). Творчество Пёрселла как высшее проявление английского духа в музыке оставалось для Бриттена ориентиром и в дальнейшем. К этому же периоду относится опера Питер Граймс, ознаменовавшая начало новой эпохи в истории английского музыкального театра. Бесконечно превосходя любую из созданных после Пёрселла британских опер по богатству и разнообразию музыкального содержания, размаху и связности симфонического развития, мастерству психологической характеристики персонажей, Питер Граймс следует традициям романтической оперы в том, что касается композиции целого, формы отдельных актов и сцен, использования лейтмотивов. Однако совершенно нетрадиционен центральный герой оперы – изгой и мизантроп (в подтексте – гомосексуалист), преследуемый согражданами и терзаемый психологическими комплексами, перерастающими в помешательство. Отныне противоречие между «странным», необычным индивидом и окружающими его людьми становится одной из сквозных тем творчества Бриттена. Некоторые из позднейших опер Бриттена скомпонованы более изощренно, но ни одна из них не превосходит его первую оперу по яркости и выразительности музыки. Питер Граймс остается самым репертуарным из всех произведений Бриттена для музыкального театра, а живописные Четыре морские интерлюдии и Пассакалья из этой оперы часто исполняются в виде симфонической сюиты.

В 1946 году при активном участии Бриттена была основана оперная труппа (с 1947 – Английская оперная группа (English Opera Group)), на сравнительно скромные ресурсы которой рассчитаны его работы второй половины 1940-х: оперы Поругание Лукреции и Альберт Херринг, обработка Оперы нищего (XVIII век) и детская опера Маленький трубочист. В первых двух разрабатывается еще одна кардинальная тема творчества Бриттена – покушение на невинность (в Поругании Лукреции она решена в трагическом, в Альберте Херринге – в комическом ключе). Тогда же появились и значительные произведения Бриттена для концертной эстрады: Путеводитель по оркестру для молодежи (вариации на тему Пёрселла) и Весенняя симфония. В 1948 году по инициативе Пирса и Бриттена был учрежден фестиваль в Олдборо – их новом месте жительства.

Каждая очередная опера Бриттена – опыт освоения нового содержания, новых жанровых и стилистических сфер. За бытовой комедией Альберт Херринг последовали чисто «мужская» психологическая драма Билли Бадд, исторический костюмный спектакль Глориана, символистская фантасмагория Поворот винта и волшебная сказка Сон в летнюю ночь. В опере Оуэн Уингрейв предметом художественного исследования становится конфликт между семейной традицией и личным выбором (герой оперы – отпрыск военной семьи, ставший пацифистом), а в Смерти в Венеции мучительное стремление к недостижимому идеалу. По своим масштабам три последние оперы находятся посередине между камерными Альбертом Херрингом и Поворотом винта и «большими» Билли Баддом и Глорианой (обе писались для театра Ковент-Гарден; поводом для создания Глорианы на сюжет из жизни английской королевы Елизаветы I, с аллюзиями на английскую придворную музыку рубежа XVI–XVII веков стало восшествие на престол Елизаветы II). По мере расширения жанрово-стилистического диапазона творчества Бриттена его язык обогащался элементами, выходящими за рамки тональной системы. В Повороте винта и некоторых более поздних опусах использованы 12-тоновые структуры, а в цикле небольших музыкально-литургических драм, названных церковными притчами (Река кроншнепов, Пещное действо и Блудный сын), – средневековые церковные лады и пентатоника, восходящая к традиционной дальневосточной музыке. Ориентальные черты – прежде всего ассоциации со звучанием индонезийского гамелана и японского оркестра гагаку – присутствуют и в инструментовке ряда опусов Бриттена, созданных с середины 1950-х, когда он и Пирс предприняли свое первое путешествие по Дальнему Востоку. Со временем в музыке Бриттена возрастает роль двухголосной фактуры (в том числе благодаря широкому использованию облигатных инструментов для сопровождения вокальных партий), гетерофонии, звукоизобразительных фигур, прямой иллюстративности. Развитие авангардных тенденций в британской музыке 1960-х никак не сказалось на творчестве Бриттена, чья принципиальная позиция заключалась в отрицании всякой элитарности: «Я хочу, чтобы моя музыка была полезна людям, нравилась им, украшала их жизнь».

К важнейшим работам Бриттена, помимо опер, принадлежит монументальный Военный реквием. Значительное место в его наследии занимают произведения для виолончели, созданные для Мстислава Ростроповича: Соната для виолончели и фп., Симфония для виолончели с оркестром и три сольные сюиты. С мыслью о других любимых исполнителях – Дитрихе Фишере-Дискау и Галине Вишневской – писались Песни и поговорки Уильяма Блейка и цикл на слова Пушкина Эхо поэта. В ряду многочисленных произведений концертных жанров, написанных для Пирса, выделяются вокальные циклы Зимние слова, Ноктюрн и Шесть фрагментов из Гёльдерлина. Под конец жизни Бриттен вновь обратился к камерно-инструментальному жанру (3-й струнный квартет).

Бриттен выступал как дирижер и пианист-ансамблист, мастерски исполняя не только свою музыку, но и произведения других композиторов, от Пёрселла до Шостаковича (последний посвятил Бриттену свою 14-ю симфонию, тогда как Бриттен Шостаковичу – церковную притчу Блудный сын). В дискографии Бриттена-дирижера, помимо образцовых интерпретаций собственных произведений, выделяются превосходные записи Бранденбургских концертов Баха и Сцен из «Фауста» Гёте Шумана с Английским камерным оркестром; искусство Бриттена-пианиста увековечено в записях произведений Моцарта, Шуберта, Дебюсси для 2 фп. и фп. в 4 руки (со Святославом Рихтером), сонат Шуберта и Дебюсси (с Ростроповичем), вокальных циклов и отдельных песен Шуберта и Шумана (с Пирсом).

Исключительные заслуги Бриттена перед английской музыкой были отмечены многочисленными наградами. В 1976 году он первым из музыкантов удостоился титула лорда.

Оперы: Питер Граймс (Peter Grimes), в 3 актах с прологом соч. 33, либр. М. Слейтера по Дж. Крэббу (1945, Лондон); Поругание Лукреции (The Rape of Lucretia), кам., в 2 актах соч. 37, либр. Р. Данкана по А. Обэ (1946, Глайндбёрн); Альберт Херринг (Albert Herring), комич. опера в 3 актах соч. 39, либр. Э. Крозье по Г. де Мопассану (1947, Глайндбёрн); Маленький трубочист (The Little Sweep), дет. опера, 2-я часть развлекательного предст. для детей Давайте создадим оперу (Lets Make an Opera) соч. 45, либр. Крозье (1949, Олдборо); Билли Бадд (Billy Budd), в 4 актах соч. 50, либр. Крозье и Э. М. Форстера по Г. Мелвиллу (1951, Лондон, 2 (в 2 актах с прологом и эпилогом)/1960); Глориана (Gloriana), в 3 актах соч. 53, либр. У. Плоумера по Л. Стрейчи (1953, Лондон); Поворот винта (The Turn of the Screw), кам., в 2 актах с прологом соч. 54, либр. М. Пайпер по Г. Джеймсу (1954, Венеция); Ноев потоп (Noyes Fludde), одноакт. дет. опера соч. 59 по ср.век. честерскому мираклю (1958, Олдборо); Сон в летнюю ночь (A Midsummer Nights Dream), в 3 актах соч. 64, либр. Б. и Пирса по Шекспиру (1960, Олдборо); Оуэн Уингрейв (Owen Wingrave), в 2 актах соч. 85, либр. М. Пайпер по Г. Джеймсу (1971, Лондон, ТВ); Смерть в Венеции (Death in Venice), в 2 актах соч. 88, либр. Пайпер по Т. Манну (1973, Олдборо).

Церк. притчи (одноакт., для группы певцов и 7–8 инстр., либр. У. Плоумера, пост. в Олдборо): Река кроншнепов (Curlew River) соч. 71, по Дз. Мотомасе (1964); Пещное действо (The Burning Fiery Furnace) соч. 77, по Дан. 1–3 (1966); Блудный сын (The Prodigal Son) соч. 81, по Лк. 15 (1968).

Др. произв. для театра: Пол Баньян (Paul Bunyan), оперетта в 2 актах с прологом соч. 17, либр. У.Х. Одена (1941, Нью-Йорк, 2/1975); Принц пагод (The Prince of the Pagodas), балет в 3 актах соч. 57, либр. Дж. Крэнко (1957, Лондон); Золота тщета (The Golden Vanity), водевиль для дет. гол. и фп. соч. 78, либр. К. Грэма по староангл. балладе (1966, Олдборо).

Орк. муз.: Два портрета (Two Portraits), стр. (1930); Двойной концерт для скр. и альта с орк. (1932); Симфониетта для кам. орк. соч. 1 (1932); Простая симфония (Simple Symphony) для стр. соч. 4 (1934); Русские похороны (Russian Funeral) для медн. дух. и уд. (1936); Вариации на тему Фрэнка Бриджа (Variations on a Theme of Frank Bridge) для стр. соч. 10 (1937); Концерт для фп. с орк. соч. 13 (1938, 2/1945); Концерт для скр. с орк. соч. 15 (1939, окончат. ред. 1965); Молодой Аполлон (Young Apollo) для фп. и стр. соч. 16 (1939); Канадский карнавал (Canadian Carnival) соч. 19 (1939); Симфония-реквием (Sinfonia da Requiem) соч. 20 (1940); Развлечения (Diversions) для фп. (левой руки) с орк. соч. 21 (1940, окончат. ред. 1955); Американская увертюра (An American Overture, 1941); Шотландская баллада (Scottish Ballad) для 2 фп. с орк. соч. 26 (1941); Прелюдия и фуга для 18 стр. соч. 29 (1943); Четыре морские интерлюдии (Four Sea Interludes) соч. 33а и Пассакалья соч. 33б из оперы Питер Граймс (1945); Путеводитель по оркестру для молодежи: вариации и фуга на тему Генри Пёрселла (The Young Persons Guide to the Orchestra: Variations and Fugue on a Theme of Henry Purcell) соч. 34 (1945); Увертюра на случай (Occasional Overture) соч. 38 (1946); Симфония для влч. с орк. соч. 68 (1963); Строительство дома (The Building of the House), увертюра соч. 79, с хором ad lib. (1967); Сюита на темы англ. нар. песен соч. 90 (1974); Слезы: размышления на песню Дж. Дауленда для альта и стр. соч. 48а (1976, обр. произв. для альта и фп. 1950 года).

Для 1–4 инстр.: ранние произв. для фп., стр. квартета и др. кам.-инстр. анс. (до 1933); Фантазия для гоб. и стр. трио соч. 2 (1932); Каникулярный дневник (Holiday Diary), сюита для фп. соч. 5 (1934); Две пьесы о насекомых (Two Insect Pieces) для гоб. и фп. (1935); Сюита для скр. и фп. соч. 6 (1935); 2 колыбельные для 2 фп. (1936); Временные вариации (Temporal Variations) для гоб. и фп. (1936); Побудка (Reveille), конц. этюд для скр. и фп. (1937); Moderato и Ноктюрн для фп. (1940); Интродукция и рондо-бурлеска (Introduction and Rondo alla burlesca) и Элегическая мазурка (Mazurka elegiaca) для 2 фп. соч. 23а и б (1940—41); 1-й стр. квартет соч. 25 D (1941); 2-й стр. квартет соч. 36 C (1945); Прелюдия и фуга на тему Виктории для орг. (1946); Слезы: размышления на песню Дж. Дауленда (Lachrymae: Reflections on a Song of John Dowland) для альта и фп. соч. 48 (1950); Шесть метаморфоз по Овидию (Six Metamorphoses after Ovid) для гоб. соч. 49 (1951); Скерцо и Альпийская сюита (Alpine Suite) для 3 блокфл. (1955); Фанфара для св. Эдмундсбёри (Fanfare for St Edmundsbury) для 3 труб (1959); Соната для влч. и фп. соч. 65 C (1961); Ноктюрн для фп. (1963); Ноктюрн (Nocturnal) по Дж. Дауленду для гит. соч. 70 (1963); 1-я сюита для влч. соч. 72 (1964); вариации Близнецы (Gemini Variations) на тему З. Кодая для фл., скр. и фп. в 4 руки (всего 2 исполн.) соч. 73 (1965); 2-я сюита для влч. соч. 80 (1967); Сюита для арфы соч. 83 (1969); 3-я сюита для влч. соч. 87 (1971, 2/1974); 3-й стр. квартет соч. 94 (1975); тема Захер (Sacher) для влч. (1976).

Для хора a cappella: Гимн Деве (A Hymn to the Virgin), сл. анон. (1930, 2/1934); Рождество Христово (Christs Nativity), сюита, сл. разных авт. (1931); Родился Младенец (A Boy was Born), хор. вариации соч. 3, сл. анон. и К. Россетти (1933); Поддержите демократию (Advance Democracy), сл. Р. Суинглера (1938); AMDG, сл. Дж. М. Хопкинса (1939); Гимн св. Цецилии (Hymn to St Cecilia) соч. 27, сл. У.Х. Одена (1942); Пять песен о цветах (Five Flower Songs) соч. 47, сл. разных авт. (1950); Голоса для дня нынешнего (Voices for Today) с орг. ad lib. соч. 75, сл. Вергилия и др. (1965); Священное и мирское (Sacred and Profane), 8 стихотв. из ср.век. поэзии (1975).

Для хора (в т. ч. с солистами) и орг.: Jubilate Deo (1934); Te Deum (1934); Возрадуйтесь Агнцу (Rejoice in the Lamb), праздничная кантата соч. 30, сл. К. Смарта (1943); Праздничный Te Deum (Festival Te Deum) соч. 32 (1944); Свадебный гимн (A Wedding Anthem) соч. 46, сл. Р. Данкана (1949); Гимн св. Петру (Hymn to St Peter) соч. 56а (1955); Антифон соч. 56б, сл. Дж. Герберта (1956); Короткая месса (Missa brevis), дет. хор, соч. 63 (1959); Jubilate Deo (1961); Venite exultemus Domino (1961); Гимн св. Колумбы (A Hymn of St Columba, 1962).

Для хора с фп.: песни (1932–1933); Под вечер в пятницу (Friday Afternoons), 12 дет. песен соч. 7, сл. разных авт. (1935); Причуда (Fancie), унисонный хор, сл. Шекспира (1961); Быки (The Oxen), жен. хор, сл. Т. Харди (1967).

Др. хор. муз.: Te Deum, версия для хора со стр. орк. и фп. (1934); Пацифистский марш (Pacifist March) для 2-гол. хора с орк., сл. Р. Данкана (1937); Баллада о героях (Ballad of Heroes) для сопр. или тен., хора и орк. соч. 14, сл. Р. Суинглера и У.Х. Одена (1939); Обряд Рождественских гимнов (A Ceremony of Carols) для дет. хора с арфой соч. 28, сл. разных авт. и анон. (1942); Св. Николай (St Nicolas) для тен., дет. голосов, хора, фп. в 4 руки, уд., орг. и стр. орк. соч. 42, сл. Э. Крозье (1948); Весенняя симфония (Spring Symphony) для сопр., к.-а., тен., смеш. и дет. хоров и орк. соч. 44, сл. из англ. поэзии (1949); Академическая кантата, базельское песнопение (Cantata academica, carmen basiliense) для сопр., к.-а., тен., баса, хора и орк. соч. 62, сл. хартии Базельского университета и др. (1959); Военный реквием (War Requiem) для сопр., тен., бар., смеш. и дет. хоров, кам. и симф. орк. и орг. соч. 66, текст лат. Реквиема и стихи У. Оуэна (1961); Псалом 150 для дет. хора и инстр. анс. соч. 67 (1962); Кантата милосердия (Cantata misericordium) для тен., бар., кам. хора, стр. квартета, стр. орк., фп., арфы и литавр соч. 69, сл. П. Уилкинсона (1963); Детский крестовый поход (Childrens Crusade) для дет. гол., уд., 2 фп. и орг. соч. 82, сл. Б. Брехта в англ. пер. (1968); Приветственная ода (Welcome Ode) для дет. хора и школьного орк. соч. 95, сл. Т. Деккера, Дж. Форда, Г. Филдинга и анон. (1976); Прославим великих мужей (Praise we Great Men) для сопр., м.-сопр., тен., баса, хора и орк., сл. Э. Ситуэлл, неоконч. (1976).

Для гол. с орк.: 4 франц. песни, сл. В. Гюго и П. Верлена (1928); Наши отцы-охотники (Our Hunting Fathers), симф. цикл для выс. гол. соч. 8, сл. У.Х. Одена, анон. и Т. Равенскрофта (1936); Озарения (Les illuminations) для выс. гол. и стр. орк. соч. 18, сл. А. Рембо (1939); Серенада (Serenade) для тен., влт. и стр. орк. соч. 31, сл. англ. поэтов (1943); Ноктюрн (Nocturne) для тен., 7 облигатных инстр. и стр. орк. соч. 60, сл. англ. поэтов (1958); Федра (Phaedra), драм. кантата для м.-сопр., стр., уд., влч. и клав. соч. 93, сл. Р. Лоуэлла по Расину (1975).

Для гол. или неск. гол. с инстр.: ранние песни для гол. с фп. (до 1936); На этом острове (On this Island), 5 песен для выс. гол. с фп. соч. 11, сл. У.Х. Одена (1937); др. песни для гол. с фп. на сл. Одена и др. (1937–1942); Семь сонетов Микеланджело (Seven Sonnets of Michelangelo) для тен. с фп. соч. 22 (1940); Священные сонеты Джона Донна (The Holy Sonnets of John Donne), 9 песен для тен. с фп. соч. 35 (1945); Кантик № 1 (Canticle I) для тен. с фп. соч. 40, сл. Ф. Куорлса (1947); Волшебство колыбельных (A Charm of Lullabies), 5 песен для м.-сопр. с фп. соч. 41, сл. разных поэтов (1947); Кантик № 2 «Авраам и Исаак» (Abraham and Isaac) для к.-а. и тен. с фп. соч. 51, сл. ср.-век. честерского миракля (1952); Зимние слова (Winter Words), 8 песен для выс. гол. с фп. соч. 52, сл. Т. Харди (1953); Кантик № 3 для тен., влт. и фп. соч. 55, сл. Э. Ситуэлл (1954); 3 песни для тен., влт. и фп., сл. Ситуэлл (1956); Китайские песни (Songs from the Chinese), 6 песен для тен. с гит. соч. 58, пер. А. Уэйли (1957); Шесть фрагментов из Гёльдерлина (Sechs Hölderlin-Fragmente) для тен. с фп. соч. 61 (1958); Песни и поговорки Уильяма Блейка (Songs and Proverbs of William Blake), 7 песен для бар. с фп. соч. 74 (1965); Эхо поэта (The Poets Echo), 6 песен для выс. гол. с фп. соч. 76, сл. А.С. Пушкина (1965); Кто эти дети? (Who are these Children?), 12 песен для тен. с фп. соч. 84, сл. У. Соутара (1969); Кантик № 4 «Путешествие волхвов» (The Journey of the Magi) для к.-тен., тен. и бар. с фп. соч. 86, сл. Т.С. Элиота (1971); Кантик № 5 «Смерть св. Нарцисса» (The Death of Saint Narcissus) для тен. с арфой соч. 89, сл. его же (1974); Подарок на день рождения (A Birthday Hansel), 7 песен для тен. с арфой соч. 92, сл. Р. Бёрнса (1975).

Муз. к фильмам (1935–1938), радиопередачам (1937–1946), театр. спект. (1935–1955).

Обр. англ., франц., шотл., ирл. нар. песен для гол. с фп., гол. с гит., гол. с арфой, гол. с орк. (1941–1976).

Обр. произв. др. комп., в том числе Музыкальных вечеров (Soirées musicales) Россини (1936), произв. Пёрселла (1939–1971), Оперы нищего (The Beggars Opera) Гея – Пепуша (XVIII век) (1948); каденции к концертам Гайдна и Моцарта.

Ст. о муз. в сб.: Britten on Music. Oxford, 2003.