Бузони,

Ферруччо (Данте Микеланджело Бенвенуто) (Busoni; 1.4.1866, Эмполи – 27.7.1924, Берлин). Композитор, пианист, дирижер, педагог, литератор. Сын музыкантов, немки и итальянца, принадлежал в равной степени к обеим культурам. Сочинял и концертировал с 7–8 лет. В 1876 году семья Бузони обосновалась в Граце, где он в 1880–1881 занимался у видного композитора и педагога Реми (Rémy, псевдоним Вильгельма Майера; Mayer, 1831–1898). Продолжил образование в Лейпциге (1885–1888), затем некоторое время преподавал игру на фп. в Хельсинки, где с ним общался молодой . В 1890 году стал победителем санкт-петербургского конкурса Антона Рубинштейна как композитор. После недолгого периода работы в Москве переехал в США, а в 1894 обосновался в Берлине. Вел классы исполнительского мастерства в Веймаре (1900–1901), Вене (1907–1908), Базеле (1910). Среди учеников Бузони – видные пианисты Эгон Петри, Эдвард Штойерман, Клара Хаскил. В 1913 возглавил Болонский музыкальный лицей, но вскоре подал в отставку, поскольку его новаторские устремления не нашли отклика в Италии. В конце 1915 года, после длительного турне по США, поселился в Швейцарии. В 1920-м вернулся в Берлин, чтобы занять должность профессора композиции Прусской академии искусств; среди его учеников этого периода – композитор, в будущем известный педагог Владимир Фогель, дирижер и композитор Димитри Митропулос, композитор, будущий автор «Трехгрошовой оперы» Курт .

Широкая публика знала и знает Бузони прежде всего как пианиста-виртуоза (выступал до 1922) и автора бравурных фортепианных транскрипций и парафраз, из которых наибольшей популярностью доныне пользуется переложение Чаконы Баха. Следуя примеру Антона Рубинштейна, Бузони устраивал циклы «исторических концертов», в которых исполнял музыку разных эпох, уделяя преимущественное внимание Баху, Листу и Моцарту. Как дирижер, организатор музыкальной жизни и музыкальный писатель, Бузони проявлял более последовательный интерес к новому. В программах симфонических концертов, которые он давал в Берлине между 1902 и 1909, фигурировали произведения Дебюсси, Бартока, Сибелиуса, других композиторов-современников. Постоянный контакт с новой музыкой способствовал расширению стилистического и жанрового диапазона собственного творчества Бузони Вершина его первого периода – огромный по объему, тяжеловесный пятичастный Фортепианный концерт с хоровым финалом на текст Гимна Аллаху датского драматурга Адама Эленшлегера; здесь Бузони еще предстает эпигоном листовского «трансцендентного» пианизма. Немного времени спустя Бузони проявил себя подлинным модернистом, опубликовав небольшую книгу Entwurf einer neuen Ästhetik der Tonkunst (Эскиз новой эстетики музыкального искусства), где предугаданы, в частности, микрохроматические интервалы и электронная музыка. Центральная мысль книги гласит: «Музыка рождена свободной, и ее предназначение – вернуть себе свободу». Важнейшим проявлением «несвободы» музыки, по мнению Бузони, выступает императив следования традиционным, устоявшимся архитектоническим схемам; Бузони призывает вернуться к «естественному развертыванию мотивов», не скованному «архитектоническими, акустическими и эстетическими догмами». Под непосредственным влиянием Бузони формировались взгляды некоторых представителей «левого» крыла музыки первых десятилетий XX века, в том числе и , однако сам Бузони в своем творчестве так и не стал революционером и лишь изредка и в умеренных дозах отдавал должное новейшим тенденциям. Отдельные произведения для фп., созданные после публикации книги (Элегии, Контрапунктическая фантазия на темы из Искусства фуги Баха, 1-я и особенно 2-я сонатина), свидетельствуют о том, что Бузони не остался равнодушен к опытам высоко ценимого им по расширению границ тональности. Свое представление об органическом, «естественном» развертывании музыкальных идей Бузони впечатляюще воплотил в Элегической колыбельной – самой известной и, вероятно, самой утонченной и совершенной по выполнению из всех его оркестровых партитур (Бузони посвятил ее памяти матери).

В 1922 году, в открытом письме редактору музыкального журнала Melos, Бузони сформулировал еще одну важную эстетическую концепцию, которую он назвал «младоклассичностью» (нем. junge Klassizität). Неодобрительно относясь к традиции субъективной программности, заложенной Бетховеном в его 9-й симфонии и развитой Вагнером, Бузони призывал к синтезу всего лучшего, что было создано в рамках «чистой», абсолютной музыки со времен Баха и Моцарта. Сложный комплекс разнонаправленных творческих устремлений — «младоклассичности» и «модернизма», итальянской легкости и немецкой основательности, листовской порывистости и моцартовской уравновешенности – воплотился в коротких операх Бузони Арлекин и Турандот, восходящих к гротескной итальянской комедии масок (commedia dell’arte), и неоконченной большой философской опере Доктор Фауст. Герой последней – другое «Я» самого композитора – неутомимо стремится к приумножению знания и опыта, жертвуя целостностью собственной личности и обретая покой лишь после того, как из посеянных им духовных семян рождается новое. Либретто этих опер, написанные самим Бузони на немецком языке, свидетельствуют о его блестящем литературном даре и поэтическом мастерстве, а их музыка местами отличается незаурядной выразительной силой; лишь некоторый недостаток мелодического обаяния мешает им занять почетное место в ряду оперных шедевров ХХ века.

Оперы (либр. Б.): Выбор невесты (Die Brautwahl), по Э.Т.А. Гофману, в 3 актах (1908–1911, пост. 1912, Гамбург); Арлекин, или Окна (Arlecchino, oder Die Fenster) соч. 50, одноакт. (1916, пост. 1917, Цюрих); Турандот (Turandot), по К. Гоцци, в 2 актах (1917, там же); Доктор Фауст (Doktor Faust), в 8 сценах (1916–1924, неоконч., завершена Филиппом Ярнахом (Jarnach), пост. 1925, Дрезден).

Орк. муз. (осн. произв.): Концертштюк для фп. с орк. соч. 31a (1890); 2-я сюита для орк. Воинственная (Geharnischte Suite) соч. 34а (1895, 2-я ред. 1903); Концерт для скр. с орк. соч. 35a (1897); Увертюра к комедии (Lustspielouvertüre) соч. 38 (1897); Концерт для фп. с орк. соч. 39, с муж. хором в финале, сл. А. Эленшлегера (1904); Турандот (Turandot), сюита из муз. к пьесе К. Гоцци соч. 41 (1905); Элегия № 1 Элегическая колыбельная (Berceuse élégiaque) соч. 42 (1909); Элегия № 2 Симфонический ноктюрн (Nocturne symphonique) соч. 43 (1913); Индейская фантазия (Indianische Fantasie) для фп. с орк. соч. 44 (1914); Элегия № 3 Рондо-арлекинеска (Rondò arlecchinesco) соч. 46 (1915); Элегия № 4 Индейский дневник-2: Хороводная песнь духов (Indianisches Tagebuch, II: Gesang vom Reigen der Geister) соч. 47 (1915); Концертино для клар. и мал. орк. соч. 48 (1918); Элегии № 5 и 6 Сарабанда и шествие: два этюда к «Доктору Фаусту» (Sarabande und Cortège: Zwei Studien zu «Doktor Faust») соч. 51 (1918–1919); Дивертисмент для фл. с орк. соч. 52 (1920); Танцевальный вальс (Tanzwalzer) соч. 53 (1920); Романс и скерцо (Romanza e scherzoso) для фп. с орк. соч. 54 (1921).

Кам.-инстр. муз. (осн. произв.): Стр. квартет соч. 26 d (ок. 1887); 1-я соната для скр. и фп. соч. 29 e (ок. 1890); 2-я соната для скр. и фп. соч. 36a e (1900).

Фп. муз. (осн. произв.): 24 прелюдии соч. 37 (1881); 6 этюдов соч. 16 (1883); Вариации и фуга в свободной форме на Прелюдию c-moll Шопена (Variationen und Fuge in freier Form über Fr. Chopins c-moll Präludium) соч. 22 (1884, 2/1922, под назв. Десять вариаций (Zehn Variationen)); 2 пьесы соч. 30a (1890, 2/1914, под назв. Две танцевальные пьесы (Zwei Tanzstücke)); Балетная сцена № 4 (Ballettszene no. 4) соч. 33a (1894, 2/1913, под назв. Вальс и галоп (Walzer und Galopp)); 6 пьес соч. 33b (1895–1896); Элегии (Elegien), 6 пьес (1907); Контрапунктическая фантазия (Fantasia contrappuntistica) на осн. последней, неоконч. фуги из Искусства фуги Баха (полная ред. 1910, сокращенная ред. 1912, ред. для 2 фп. 1922); [1-я] сонатина (1910); 2-я сонатина (Sonatina seconda, 1912); Индейский дневник-1 (Indianisches Tagebuch, I, 1915); [3-я] сонатина для детей (ad usum infantis, 1915); Импровизация на хорал Баха Wie wohl ist mir, 2 фп. (1916); Фантазия и фуга a-moll и Канонические вариации и фуга по Баху (1916–1917); [4-я] сонатина на день Рождества Христова 1917 (in diem Nativitatis Christi MCMXVII); Клавирное упражнение (Klavierübung, 1917–1922); [5-я] сонатина в честь Иоанна Себастьяна Великого (in signo Joannis Sebastiani Magni, 1918); Маленький концертный дуэт (Duettino concertante) на тему финала 19-го фп. концерта Моцарта (1919); [6-я] сонатина на темы оперы Кармен (1920); Токката (1920).

Фп. транскрипции произв. Баха, а тж. Моцарта, Вагнера (траурный марш из Заката богов), Брамса, Шёнберга (фп. пьеса соч. 11 № 2) и др.; каденции к фп. концертам Моцарта, скр. концертам Бетховена и Брамса.

Песни для гол. с орк. и для гол. с фп., хоры.

Редакции фп. произв. Баха, Бетховена, Листа и др.

Лит. работы: эссе, в том чтсле: Entwurf einer neuen Ästhetik der Tonkunst. Trieste, 1907. 2/1916. Рус. пер.: Эскиз новой эстетики музыкального искусства. СПб., 1912; Von der Einheit der Musik («О единстве музыки»). Berlin, 1922; афоризмы, оперные либр., стихи.