Дюсапéн,
Паскаль (Dusapin; р. 29.5.1955, Нанси). Французский композитор. Изучал историю искусств в Сорбонне (1974–1978), в 1976 году посещал класс Мессиана в Парижской консерватории, но главными учителями Дюсапена по композиции были Ксенакис и Донатони, а сильнейшим музыкальным впечатлением юности – Аркана Вареза. С первых же шагов на профессиональном поприще Дюсапен дистанцировался от господствовавшего во французской музыке «постсериального» направления во главе с Булезом и от входившей в моду так наз. спектральной музыки. Как воспитанник Ксенакиса и приверженец Вареза он избегал каких бы то ни было «систем» и тяготел к свободным, иногда нарочито несбалансированным структурам и резким экспрессивным жестам, к противопоставлениям мощного динамического напора и почти полной неподвижности. В музыке молодого Дюсапена гетерофонное наложение сходных по мелодическому профилю линий (часто изобилующих микрохроматическими интервалами) превалирует над выстраиванием соотношений по вертикали; согласно одному из комментариев, эта музыка «более мелодична, нежели гармонична», причем ее мелодика ассоциируется с манерой Вареза, которая, в свою очередь, часто воспроизводит особенности архаических ритуальных заклинаний. Еще одна черта, сближающая раннего Дюсапена с Варезом, – предпочтение, оказываемое духовым перед струнными. Со временем (около середины 1980-х) стиль Дюсапена отчасти смягчился, экспансивность уступила место экономии средств, микрохроматика утратила прежнее значение, ее вытеснила особого рода модальность: длительное пребывание в рамках звуковысотных структур узкого диапазона (например, 2-3-2, 1-4-2, 3-1-2 и т.п.; цифры указывают на число полутонов) в сочетании с обильным использованием органных пунктов. Эта более зрелая и сдержанная манера — не исключающая, впрочем, резких контрастов, внезапных экспрессивных «вспышек» и моментов экстравертной виртуозности, – преобладает, в частности, в серии оркестровых опусов Дюсапена под общим (в данном случае парадоксальным) заглавием Solo. К концу 1990‑х в творчестве Дюсапена наметилась тенденция к объединению ранней и более поздней манер и к расширению диапазона средств, не без уклона в эклектику. Дюсапен смолоду много пишет для пения, неизменно на тексты высокого художественного и интеллектуального достоинства, обычно насыщенные метафизическими мотивами и многозначными подтекстами. Эта линия его творчества обобщена в нескольких крупных опусах концертных жанров (Ниобея, Comoedia, Dona Eis) и операх. По меньшей мере одна из опер Дюсапена, Перелá, на итальянское либретто композитора по аллегорическому роману Альдо Палацески Кодекс Перела (опубл. 1911), богата моментами ариозного сольного и ансамблевого пения, напоминающими об итальянской оперной традиции. Многочисленные сольные пьесы Дюсапена для разных инструментов — это в значительной части эскизы (использованные или неиспользованные) к более масштабным работам. До определенного момента Дюсапен избегал писать для фп. ввиду невозможности выйти за пределы темперированного строя, но со временем сочинил ряд этюдов и концерт для фп.; их фактура, предполагающая густую педализацию и изобилующая трелями, тремоло, «арабесочными» пассажами, сопоставлениями отдаленных регистров и полнозвучными аккордами, ассоциируется с импрессионизмом.
Заглавия многих произведений Дюсапена, несмотря на кажущуюся простоту, богаты всевозможными (не всегда внятными) коннотациями и потому не поддаются однозначному переводу.
Оперы и произв. родств. жанров: Ромео и Джульетта (Roméo et Juliette), либр. О. Кадио (1985–1988, пост. 1989, Монпелье); Меланхолия (La Melancholia), оператория, 4 гол., хор, инстр. анс., орк. и магн., тексты античных и ср.-век. авторов, Шекспира и анон. (1992, Париж); Медеяматериал (Medeamaterial), сопр., хор, барочный орк. и электр., либр. Х. Мюллера (1992, Брюссель); Для пения (To Be Sung), 3 сопр., чтец, инстр. анс. и электр., либр. Д. по Г. Стайн (1994, Нантерр); Перела, «человек дыма» (Perelà, ‘Uomo di fumo’), либр. Д. по А. Палацески (1998–2001, пост. 2003, Париж); Фаустус: последняя ночь (Faustus, the Last Night), либр. Д. по мотивам Трагической истории доктора Фауста К. Марло (2003–2004, пост. 2006, Берлин); Страсть (Passion), кам. опера (2008, Экс-ан-Прованс); О человек! Как сделать своего Ницше (O Mensch! Comment faire son Nietzsche, 2011, Париж); Пентесилея (Penthesilea), либр. Д. по Г. фон Клейсту (2015, Брюссель).
Др. вок. муз.: Свет (Lumen), сопр. и 6 инстр., сл. Лукреция (1977); Итак (Igitur), сопр. и 13 инстр., сл. его же (1977); Человек в узах (L’homme aux liens), 2 сопр. и 3 скр., сл. его же (1978); Shin'-gyō, япон. сутра для сопр. и фл.-пикк. (1981); Ниоба, или скала Сипил (Niobé, ou le Rocher de Sypile), сопр., 12 гол. и 8 дух., тексты из античной поэзии во франц. пер. (1982); Рождаю (Semino), 6 гол., сл. Парменида (1985); К Богу (To God), сопр. и клар., сл. У. Блейка (1985);, 2 сопр. и 3 дух., сл. О. Кадио (1986); Анаколуф (Anacoluthe), сопр., кб.-клар. и кб., сл. его же (1987); Il-li-ko, сопр., сл. его же (1987); Красная скала (Red Rock), 4 гол., бас-клар. ad lib., фрагм. оперы Ромео и Джульетта (1987); Aks, м.-сопр. и 7 инстр., сл. анон., на провансальском (1987); For O., 2 сопр. и 2 бас-клар., сл. С. Дэниэла (1988); Воображенье столь многообразно (So Full of Shapes is Fancy), сопр. и бас-клар., сл. Шекспира (1990); Comoedia, сопр. и 6 инстр., сл. Данте (1993); Песнь (Canto), сопр., клар. и влч., сл. Дж. Леопарди (1994); Two Walking, 5 пьес для 2 сопр., сл. Г. Стайн (1994); Горчичное семя (Granum sinapis), 8 пьес для хора, сл. Мастера Экхарта (1992—97); Тени смерти (Umbrae mortis), хор (1997); Dona Eis, хор и 7 дух., сл. из католич. Реквиема и Кадио (1998); О Берио (Ô Berio), сопр. и 13 инстр. (2006).
Для орк. и больших инстр. анс.: Воспоминание о тишине (Souvenir du silence), 13 стр. (1976); Тимей (Timée), орк. (1978); Бал (Le bal), 15 инстр. (1978); Река (La rivière), орк. (1979, 2/1980); Три ступеньки (Tre scalini), орк. (1981); L’Aven, фл. и орк. (1981); Assaï, орк. (1984); Haro, орк. (1985); Aria, концерт для клар. и 13 инстр. (1991); Coda, 13 инстр. (1992); Go (Solo No. 1), орк. (1992); Khôra, стр. орк. (1993, 2/1996); Extenso (Solo No. 2), орк. (1994); Watt, трбн. и орк. (1994); Apex (Solo No. 3), орк. (1995); Quad, концерт для скр. и 15 инстр., памяти Жиля Делёза (1996); Celo, концерт для влч. и орк. (1996); Clam (Solo No. 4), орк. (1998); Галим (покой, полный утех) (Galim (requies plena oblectationis), фл. и 25 стр. (1998); В тупик (À quia), концерт для фп. и орк. (2002); Exeo (Solo No. 5), орк. (2003); Reverso (Solo No. 6), орк. (2007); 6-й квартет Hinterland, hapax, стр. квартет и орк. (2009); Uncut (Solo No. 7), орк. (2009); Утро на Лонг-Айленде (Morning in Long Island), 1-й концерт для орк. (2010); Восхождение (Aufgang), концерт для скр. и орк. (2011); Outscape, концерт для влч. и орк. (2016).
Др. инстр. муз. (до 12 исполн.): Inside, альт (1980); Музыка-пленница (Musique captive), 9 дух. (1980); Музыка-беглянка (Musique fugitive), стр. трио (1980); Incisa, влч. (1982); Кулак (Fist), 8 инстр. (1982); Hop', 4 анс. по 3 инстр. (1984); Разговор (La conversation), 10 пьес для 8 инстр. (1984); If, клар. (1984); Item, влч. (1985); Itou, бас-клар. (1985); Ici, фл. (1986); 1-й стр. квартет (1986, 2/1992–1996); Indeed, трбн. (1987); Laps, клар. и кб. (1987); Iti, скр. (1987); Sly, 4 трбн. (1987); Внутрь и наружу (In and Out), кб. (1989); Рыбы (I pesci), фл. (1989); 2-й стр. квартет Часовые пояса (Time Zones), (1989–1990); Attacca, 2 трубы и литавры (1991); Stanze (dyade), 5 медн. дух. (1991); Ohimé, скр. и альт (1992); Invece, влч. (1992); 3-й стр. квартет (1993); Ipso, клар. (1994); Петля (Loop), 8 влч. (1995); Ohé, клар. и влч. (1996); Immer, влч. (1996); Trio Rombach, фп., клар. или скр. и влч. (1997); 4-й стр. квартет (1997); Cascando, 7 дух. и кб. (1997); 7 этюдов, фп. (1998–2001); In nomine, альт (2000); 5-й стр. квартет (2006); 7-й стр. квартет Открытое время (Open Time, 2009); Микрограммы (Microgrammes), стр. трио (2010); Хватит уже! (Jetzt Genau!), концертино для фп. и 6 инстр. (2012).
Прикладная муз.; произв. для детей.
Эссе: Composer. Musique, paradoxes et flux («Сочинять. Музыка, парадокс и поток»). Paris, 2007.