Дютийё,
Анри (Поль Жюльен) (Dutilleux; 22.1.1916, Анже – 22.5.2013, Париж). Французский композитор. В 1933–1938 учился в Парижской консерватории, в том числе композиции у Анри Бюссера (Büsser, 1872–1973). В 1945–1963 работал в системе французского радио и ТВ, в 1961–1970 преподавал композицию в парижской Эколь-нормаль (École normale de musique), в 1970–1971 – в Парижской консерватории. Его первые опубликованные работы – романсы, сонаты для флейты и фп., для гобоя и фп. и др. – выдержаны в обычном для французской музыки второй четверти XX века умеренно-диссонантном диатоническом стиле и напоминают музыку Русселя и Пуленка; все свои опусы, созданные до Сонаты для фп. (1948), зрелый Дютийё считал неоригинальными и поверхностными. Во французской музыке своего времени занимал независимое положение, не примыкая ни к каким группировкам. Работал преимущественно в крупных инструментальных формах, тщательно и подолгу отделывая свои партитуры; каждое его новое произведение воспринималось как выдающееся событие. В четырехчастной 1-й симфонии Дютийё все еще достаточно традиционен, поскольку опирается на расширенную тональность и не избегает повторяющихся регулярных структур – таких, как остинатные ритмы и квадратные фразы; пассакалья 1-й части и вариации финала симфонии – последние у Дютийё случаи относительно точного следования классическим формальным схемам. Трехчастная 2-я симфония Двойник (ее подзаголовок отражает взаимозависимость двух исполнительских «организмов» – большого оркестра и ансамбля из 12 инструментов) стилистически родственна 1-й, но отличается в целом более плотной оркестровой фактурой и более высокой интенсивностью течения музыкального процесса, изобилует виртуозными инструментальными соло и содержит синкопированные пассажи явно джазового происхождения.
Начало следующего этапа эволюции Дютийё было ознаменовано Метаболами (от греческого μεταβολή – «перемена», «переход»). Компактная (продолжительностью ок. 17 минут) партитура складывается из пяти по-импрессионистски плавно перетекающих друг в друга разнохарактерных эпизодов; целое разворачивается как бы импровизационно, без точных повторов и резких сдвигов, но не без драматических перипетий. Об импрессионизме напоминает и изысканно детализированное оркестровое письмо Метабол с широким пространственным разведением фактурных плоскостей, многочисленными divisi струнных, деликатным колористическим использованием ударных, разнообразными пикантными тембровыми сочетаниями и декоративными («арабесочными») пассажами. В тематизме, как и у импрессионистов, существенную роль играют диатонические обороты, устремленные к местным звуковысотным опорам; благодаря им музыка приобретает несколько расплывчатый тонально-модальный колорит. Вся эта совокупность приемов служит реализации любимой идеи Дютийё о магической, околдовывающей власти музыки. В сходной «неоимпрессионистской» манере, с завуалированными переходами и постоянным обновлением материала, а иногда – преимущественно в быстрых эпизодах – и со следами былого увлечения остинатными ритмами и попарной группировкой тактов, выдержаны более поздние крупные опусы Дютийё, в том числе виолончельный концерт Целый мир вдали… и оркестровое полотно Тембры, пространства, движение (первая из этих двух посвященных Мстиславу Ростроповичу партитур вдохновлена поэзией Бодлера, вторая – картиной Ван Гога Звездная ночь), написанный для Исаака Стерна скрипичный концерт Древо сновидений (заглавию концерта Дютийё придает символический смысл, уподобляя его форму разрастающемуся дереву, а непредсказуемый ход событий – сновидениям) и посвященное Паулю Захеру Таинство мгновения в 10 фрагментах, каждый из которых аналогичен неповторимому самодостаточному «мгновению». Свой оркестровый цикл Тени времени – по существу симфонию из 5 контрастных частей attacca, с пением детских голосов в центральном медленном эпизоде Память о тенях (Mémoire des ombres) – Дютийё посвятил «Анне Франк и всем невинным детям мира».
Осн. произв. для орк.: 1-я симфония (1951); Волк (Le loup), балет (пост. 1953, Париж); 2-я симфония Двойник (Le double), симф. орк. и 12 инстр. (1959); Метаболы (Métaboles, 1964); Целый мир вдали… (Tout un monde lointain…), концерт для влч. с орк. (1970); Тембры, пространства, движение, или «Звездная ночь» (Timbres, espaces, mouvement, ou ‘La nuit étoilée’, 1978, 2/1990); Древо сновидений (L’arbre des songes), концерт для скр. с орк. (1985); Таинство мгновения (Mystère de l’instant), 24 стр., цимбалы, уд. (1989); Тени времени (The Shadows of Time), 5 эпизодов для орк. и 3 дет. гол. (1997); На один аккорд (Sur le même accord), ноктюрн для скр. с орк. (2002).
Осн. инстр. произв.: Сарабанда и шествие (Sarabande et cortège), фаг. и фп. (1942); Сонатина для фл. и фп. (1943); По воле волн (Au gré des ondes), 6 пьес для фп. (1946); Соната для гоб. и фп. (1947); Соната для фп. (1948); Хорал, каденция и фугато, трбн. и фп. (1950); Резонансы (Résonances), фп. (1965); Фигуры резонансов (Figures de résonances), 4 пьесы для 2 фп. (1970–1976); 3 прелюдии для фп. (1973–1988); Вот эта ночь (Ainsi la nuit), стр. квартет (1976); Три строфы на имя Захер (Trois strophes sur le nom de Sacher), влч. (1976); Цитаты (Les citations), диптих для гоб., клав., кб. и уд. (1985–1991).
Осн. вок. произв.: 4 песни для гол. с орк. или фп., сл. франц. поэтов (1941–1942); Застенок (La geôle), гол. с орк. или фп., сл. Ж. Кассу (1944); Три сонета Жана Кассу (Trois sonnets de Jean Cassou), бар. с орк. или фп. (1946–1954); Ночь в Сан-Франциско (San Francisco Night), м.-сопр. с фп., сл. П. Жильсона (1963); Соответствия (Correspondances), сопр. и орк., сл. П. Мухерджи, А. Солженицына, Р.М. Рильке и Ван Гога (2003); Время часы (Le temps l’horloge), сопр. и орк., сл. Ж. Тардьё, Р. Десноса и Бодлера (2006–2009).
Муз. к радиопостановкам и спект. (1944–1952).