Фалья,
(-и-Матеу) Мануэль де (Falla y Matheu; 23.11.1876, Кадис – 14.11.1946, Альта-Грасиа, Аргентина). Испанский композитор. Первоначальное музыкальное образование получил в Кадисе, затем учился в Мадриде, где его педагогом по фп. был Хосе Трагó, а по композиции – выдающийся каталонский музыкант, основоположник новой испанской композиторской школы Фелипе Педрель. В 1901–1903 сочинил пять сарсуэл (оперетт), но лишь одна из них была поставлена. В 1905 году завершил свое первое значительное произведение – оперу Короткая жизнь. По сюжету и форме это достаточно типичная «веристская» музыкальная драма с испанским колоритом; значительная часть оперы основана на ритмах и мелодических оборотах народной музыки, прежде всего старинного андалусийского «глубокого пения» (канте хондо – так именуются песни испано-цыганской традиции фламенко, исполняемые голосом характерного грудного тембра). Не добившись постановки оперы в Испании и не имея возможности реализовать на родине другие серьезные творческие планы, Фалья в 1907 переехал в Париж, где прожил 7 лет. В Париже он сблизился с Дюка , Дебюсси, Равелем, Стравинским, Альбенисом; его репутация ведущего представителя испанской школы укрепилась после постановки Короткой жизни в Опера-комик (1914). Между тем знакомство с новейшими тенденциями европейской музыки побудило Фалью к пересмотру творческих принципов. В своем творчестве следующего периода, начало которого относится к середине 1910-х, он стремился сочетать элементы канте хондо и других традиционных испанских жанров с достижениями французских композиторов в сфере гармонии (широкое использование параллельных септ- и нонаккордов, целотонового звукоряда, необычных тональных сдвигов) и оркестрового колорита. В 1914 Фалья вернулся в Мадрид и до 1919 написал свои наиболее яркие партитуры: фортепианный концерт Ночи в садах Испании и балеты с пением Колдовская любовь и Треуголка (последний балет – редакция более ранней пантомимы Коррехидор и мельничиха, осуществленная по заказу Сергея Дягилева). В том же гармонически обогащенном национальном стиле выполнены и важнейшие камерные произведения Фальи этого времени – написанные еще в Париже Семь испанских народных песен для голоса с фп. и посвященная Артуру Рубинштейну Бетическая фантазия для фп. (последний опыт Фальи по адаптации канте хондо). В 1919 Фалья отклонил предложение Дягилева написать для его антрепризы балет Пульчинелла (этот заказ был выполнен Стравинским).
В 1920 году Фалья поселился в Гранаде, где вместе с поэтом Федерико Гарсиа Лоркой возглавил движение за сохранение фламенко (в 1922 Гарсиа Лорка и Фалья организовали конкурс канте хондо). В своем следующем крупном произведении, одноактной кукольной опере Балаганчик мастера Педро по одному из эпизодов романа Сервантеса Дон Кихот, он отошел от прямой адаптации фольклорных прототипов и обратился к более экономной, графичной манере письма. Балаганчик создавался под влиянием Стравинского, особенно таких его произведений, как Сказка о солдате и Пульчинелла. Наметившийся в Балаганчике стилистический сдвиг к неоклассицизму принял более явную форму в лаконичном трехчастном Концерте для клавесина, флейты, гобоя, кларнета, скрипки и виолончели; оба произведения свидетельствуют о живом интересе Фальи к испанской музыке времени ее расцвета (XVI–XVII века). Плодом его увлечения старинной музыкой явились также его поздние обработки («экспрессивные версии») вокальных произведений Виктории и других мастеров раннего барокко. В гранадский период Фалья занимался преподавательской деятельностью; среди его учеников – братья Р. и Э. Альфтеры и ряд других видных испанских композиторов. В нестабильные 1930-е годы Фалья старался держаться в стороне от политики; в 1939 году он эмигрировал в Аргентину, где эпизодически выступал как дирижер, исполняя собственную музыку. До последних месяцев жизни работал над начатой еще в 1926 масштабной сценической кантатой Атлантида на основе эпической поэмы каталонского поэта Жасинто Вердагуера (успел сочинить примерно две трети этого произведения, которое он считал основным делом своей жизни; Атлантида была завершена К. Альфтером).
Творчество Фальи часто рассматривается в одном ряду с творчеством Исаака Альбениса и Энрике Гранадоса – первых испанских композиторов нового времени, сумевших завоевать международное признание. Вместе с тем наследие Фальи отличается бóльшим стилистическим разнообразием. Хотя своей популярностью он обязан прежде всего произведениям ярко выраженного национального характера (Танец из 2-го акта Короткой жизни, Хота и Поло из Семи испанских народных песен, Ритуальный танец огня из балета Колдовская любовь, Ночи в садах Испании, оркестровая сюита из Треуголки), его позднейшие, более изысканные партитуры представляют не меньшую историческую ценность как редкие образцы «космополитического» письма в испанской музыке первой половины ХХ века.
Для театра: 5 сарсуэл, в том числе в соавт. с Амадеу Вивесом (1901–1903); Короткая жизнь (La vida breve), опера (лирическая драма) в 2 актах, либр. К. Фернандеса Шоу (1905, 2/1913, пост. 1913, Ницца); Колдовская любовь (El amor brujo), одноакт. хитанерия (цыганская пьеса), либр. Г. Мартинеса Сьерры и М. Лехарраги (1915, Мадрид; ред. в виде балета 1916–1917, пост. 1925, Париж); Коррехидор и мельничиха (El corregidor y la molinera), пантомима в 2 карт., либр. их же по П. де Аларкону (1917, Мадрид); Треуголка (El sombrero de tres picos), одноакт. балет на осн. предыд. произв. (1919, Лондон); Балаганчик мастера Педро (El retablo de maese Pedro), одноакт. кукольная опера, либр. Ф. по Сервантесу (1919–1923, пост. 1923, Париж); Атлантида (Atlántida), сценич. кантата в 3 частях с прологом, сл. Ж. Вердагуера (1926–1946, неоконч., завершена Э. Альфтером, 1-е исполнение 1961, Барселона); муз. к театр. постановкам (частично уничтожена Ф.).
Орк. муз.: Ночи в садах Испании (Noches en los jardines de España), симф. впечатления для фп. с орк. (1909–1915); сюиты из балетов Колдовская любовь (1916) и Треуголка (1916–1921); Посвящения памяти, 1920–1941 (Homenajes, 1920–1941), 4 пьесы: Фанфара на имя Э.Ф. Арбос (Fanfare sobre el nombre de E.F. Arbós), медн. дух. и уд. (1934), Клоду Дебюсси: гитарная элегия (A Claude Debussy: elegía de la guitarra, оркестровка произв. для гит. 1920 года), Полю Дюка: надежда жизни (A Paul Dukas: Spes vitae, оркестровка произв. для фп. 1935 года), Педреллиана (Pedrelliana, по муз. оперы Педреля Сводня (La Celestina)).
Вок. муз.: 3 романса на сл. Т. Готье, гол. с фп. (1909–1910); Семь испанских народных песен (Siete canciones populares españolas), гол. с фп. (1914); Психея (Psyché), гол., фл., стр. трио и арфа, сл. Ж. Жана-Обри (1924); Мальоркская баллада (Balada de Mallorca) по 2-й балладе Ф. Шопена, хор, сл. Ж. Вердагуера (1933); Сонет Кордове (Soneto a Córdoba), гол. и арфа или фп., сл. Л. де Гонгоры (1927); др. песни, романсы и хор. произв.
Для 1–6 инстр.: ранние пьесы для фп. (1896–1901) и для влч. и фп. (1897–1898); Концертное Allegro (Allegro de concierto), фп. (1904); Четыре испанские пьесы (4 piezas españolas), фп. (1906–1908); 2 отрывка из балета Колдовская любовь, обр. для стр. квартета, кб. и фп. (1915, 2/1926); Бетическая фантазия (Fantasia baetica), фп. (1919); Посвящение (Homenaje) памяти К. Дебюсси, гит. или фп. (1920); Праздничная фанфара (Fanfare pour une fête), 2 трубы, литавры, большой барабан (1921); Концерт для клав. (или фп.), фл., гоб., клар., скр. и влч. (1923–1926); На могилу Поля Дюка (Pour le tombeau de Paul Dukas), фп. (1935); др. обр. собств. произв.
Обр. произв. др. комп., в том числе «экспрессивные версии» произв. мастеров исп. барокко (1932–1942).
Ст. о муз.