Фейнберг,
Самуил Евгеньевич (26.5.1890, Одесса – 22.10.1962, Москва). Русский и советский пианист и композитор. В 1911 году окончил Московскую консерваторию по классу фп. Александра Гольденвейзера; наставником Фейнберга по композиции был видный теоретик Николай Жиляев. К началу 1920-х Фейнберг был автором ряда опусов, преимущественно для фп., отмеченных влиянием Скрябина. Сравнительно широкую известность приобрела его 6-я соната (1923), вдохновленная «декадентским» трактатом Освальда Шпенглера Закат Европы (важнейший лейтмотив сонаты – упомянутый у Шпенглера звон курантов, символизирующий неотвратимость конца эпохи). В 1925 году Фейнберг показал сонату на венецианском фестивале Международного общества современной музыки, тогда же ее напечатало венское издательство Universal Edition. «Шпенглерианские» идеи развиваются и в посмертно опубликованном трактате Фейнберга Судьба музыкальной формы. С 1924 Фейнберг принимал активное участие в деятельности Ассоциации современной музыки (АСМ), в его концертных программах этого периода фигурировала новая музыка, в том числе произведения Мясковского и Прокофьева (в 1925 Фейнберг впервые в СССР сыграл 3-й концерт Прокофьева для фп. с оркестром). Нападки со стороны так наз. пролетарских музыкантов заставили его к началу 1930-х изменить свою творческую стратегию. Отныне он, подобно многим другим АСМовцам, отошел от «модернизма» (который даже в его самых смелых работах не выходил за рамки расширенной тональности 50-х опусов Скрябина) и стал писать в безопасном традиционном ключе, часто на основе фольклора. В пианистическом репертуаре Фейнберга были широко представлены Бетховен, Шуман, Шопен и Скрябин, но его известность как пианиста зиждется прежде всего на интерпретации Хорошо темперированного клавира Баха. Впервые он публично исполнил весь цикл в 1914, а на склоне лет записал его на пластинки. Фейнберг играет Баха в манере, которую принято считать романтической: полным певучим звуком, rubato, с обильным использованием педали и несколько навязчивым подчеркиванием вступлений тем (стилистически работа Фейнберга родственна знаменитой записи Эдвина Фишера 1930-х годов). С 1922 года преподавал в Московской консерватории; самый известный из его учеников – Виктор Мержанов. Педагогические принципы Ф. обобщены в его посмертно изданных книгах.
Осн. произв.: 3 концерта для фп. с орк. (1932, 1944, 1947; 2/1951); 12 сонат для фп. (1915, 1916, 1917, 1918, 1921, 1923, 1925, 1928–1932, 1939, 1940, 1952, 1962); 2 сюиты для фп. (1922, 1936); 2 фантазии для фп. (1917, 1919), др. пьесы для фп.; романсы для гол. с фп.; фп. транскрипции произв. Баха, Чайковского и др.; каденции к фп. концертам Моцарта (№ 21) и Бетховена (№ 4).
Кн.: Пианизм как искусство. М., 1965; Мастерство пианиста. М., 1978; С.Е. Фейнберг: пианист, композитор, исследователь / Под ред. И. Лихачевой. М., 1984 (включает ранний трактат Ф. «Судьба музыкальной формы»).