Райч,

(Райк, Райх) Стив(ен) (Майкл) (Reich; р. 3.10.1936, Нью-Йорк). Американский композитор, классик минимализма. С 14 лет брал уроки игры на ударных. По окончании философского факультета Корнеллского университета (1957) 2 года учился композиции у Холла Овертона – видного нью-йоркского мастера, владевшего разными стилями, в том числе джазовыми. В 1958–1961 продолжил обучение в Джульярдской школе под руководством ведущих композиторов и педагогов консервативного направления Уильяма Бергсмы и Винсента Персикетти. В 1961–1963 совершенствовался у и в Миллс-колледже (Окленд, Калифорния). Смолоду интересовался музыкой острова Бали (Индонезия) и Африки, впоследствии изучал также традиционную синагогальную кантилляцию (искусство чтения нараспев богослужебных текстов). Свои первые произведения создал в начале 1960-х в Сан-Францисском центре электронной музыки. В 1964 принял участие в премьере классического образца минимализма – пьесы In C. По возвращении в Нью-Йорк (1966) сформировал ансамбль, поначалу состоявший преимущественно из ударников. Позднее ансамбль Райча (Steve Reich and Musicians) расширился; его выступления проходят в самых разных помещениях – от кабаре и картинных галерей до больших концертных залов. Музыка Райча диатонична и, как правило, основана на долгих групповых остинато, внутри которых постепенно происходят медленные «фазовые сдвиги», создающие своеобразный мерцающий эффект (Райч именует этот прием фазированием). Для его раннего творчества характерна созданная под непосредственным влиянием западноафриканских барабанных ритмов партитура Drumming – 90-минутная разработка одной ритмической ячейки. С 1973 года его музыка становится несколько разнообразнее благодаря обогащению тембровой палитры и применению элементов гармонического, а со временем и мелодического развития; в его арсенале утверждается прием наложения фактурных слоев, остинатно пульсирующих в разных темпах, что придает музыке известную полифоничность. Многие произведения Райча имеют отчетливую философскую, религиозную, иногда и политическую подоплеку. Его особенно занимает тема угрожающих последствий развития науки и техники в XX веке. Она затрагивается в масштабной кантате Музыка пустынь и получает дальнейшее развитие в документальной видеоопере Три сказки, части которой посвящены, соответственно, катастрофе дирижабля «Гинденбург» в 1937, ядерным испытаниям на атолле Бикини в 1946–1954 и клонированию овцы в 1997. Райч активно разрабатывает также темы, имеющие отношение к истории и современному положению евреев; так, Разные поезда посвящены теме Холокоста (одни из «поездов» – те, в которых Райч ребенком путешествовал по США, другие тогда же увозили его европейских сверстников в нацистские лагеря смерти), а в видеоопере Пещера библейский рассказ об Аврааме, Сарре, Измаиле, Агари и Исааке проецируется на современные отношения израильтян и палестинцев. Неотъемлемым компонентом ряда партитур Райча служат записанные на пленку, часто препарированные шумы и особенно человеческая речь. В его высокотехнологичных видеооперах записи интервью, монологов и т.п., равно как и зрительный ряд, созданный его женой, видеохудожницей Берил Коро (Korot), по своей значимости в контексте целого ничуть не уступают собственно музыке, выполняющей в основном функцию ритмизованного фона.

Осн. произв.: Собирается дождь (Its Gonna Rain), магн. (1965); Выйти (Come Out), магн. (1966); Melodica, магн. (1966); Фортепианная фаза (Piano Phase), 2 фп. (1967); Скрипичная фаза (Violin Phase), 4 скр. или скр. и магн. (1967); Маятниковая музыка (Pendulum Music), 3 или 4 микрофона, усилители и динамики (1968); Четыре органа (Four Organs), 4 эл.-орг. и маракас (1970); Фазовые модели (Phase Patterns), 4 эл.-орг. (1970); Барабанный бой (Drumming), 9 уд., 2 жен. гол. и фл.-пикк. (1971); Музыка хлопков (Clapping Music), 2 исполн. с электр. усилением (1972); Музыка для кусочков дерева (Music for Pieces of Wood), 5 пар клавес (1973); Музыка для молоточковых инструментов, голосов и органа (Music for Mallet Instruments, Voices and Organ), 4 мар., вибр. и 3 жен. гол. с электр. усилением, эл.-орг. (1973); Шесть фортепиано (Six Pianos, 1973); Музыка для 18 музыкантов (Music for 18 Musicians), 2 клар., 4 фп., 6 уд., скр., влч. и 4 жен. гол. с электр. усилением (1974–1976); Музыка для большого ансамбля (Music for a Large Ensemble), 9 дух., 7 уд., 2 фп. (4 исполн.), 2 жен. гол., 8 стр. (1978); Октет (1979, переработан в Восемь линий, 1983); Вариации для духовых, струнных и клавишных (Variations for Winds, Strings and Keyboards), 13 дух., 2 фп., 3 эл.-орг., стр. (1979); Псалмы (Tehillim), 4 жен. гол., 4 дер. дух., 6 уд., 2 эл.-орг. и стр., сл. из Псалтири на древнеевр. яз. (1981); Вермонтский контрапункт (Vermont Counterpoint), фл. и магн. или 8 фл. (1982); Восемь линий (Eight Lines), 2 фл., 2 клар., 2 фп., 2 стр. квартета (1983); Музыка пустынь (The Desert Music), хор и орк., сл. У.К. Уильямса (1984); Секстет, 4 уд. и 2 фп. (тж. синт.) (1984, 2/1985); Нью-Йоркский контрапункт (New York Counterpoint), клар. и магн. или 11 клар. (1985); Три части (Three Movements), орк. (1986); Шесть маримб (Six Marimbas, версия Шести фортепиано, 1973); Четыре раздела (The Four Sections), орк. (1987); Электрический контрапункт (Electric Counterpoint), эл.-гит. и магн. или 12 гит. и 2 электрич. бас-гит. (1987); Разные поезда (Different Trains), стр. квартет и магн. (1988); Пещера (The Cave), документальная видеоопера в 3 актах для 4 гол., 2 дух., 4 уд., 3 клавишных, стр. квартета и видеоаппаратуры, сл. из иудейских и мусульманских священных книг и из интервью (1993, Вена); Дуэт, 2 скр. и анс. стр. (1994); Нагойские маримбы (Nagoya Marimbas), 2 мар. (1994); Городская жизнь (City Life), 18 инстр. (1994); Притча (Proverb), 5 гол., 2 вибр., 2 электрич. клавиатуры, сл. Л. Витгенштейна (1995); Гинденбург (Hindenburg), 1-я часть документальной видеооперы Три сказки (Three Tales), 5 гол., уд., 2 фп., стр. квартет, видеоаппаратура, сл. из документов (1998, Чарлстон); Тройной квартет (Triple Quartet), стр. квартет и магн. или 3 стр. квартета (1999); Узнай, что над тобой (Know What Is Above You), 4 жен. гол. и 2 уд. (1999); Танцевальные модели (Dance Patterns), 2 ксил., 2 вибр., 2 фп. (2002); Бикини (Bikini) и Долли (Dolly), 2-я и 3-я части документальной видеооперы Три сказки (пост. 2002, Вена); Виолончельный контрапункт (Cello Counterpoint), влч. с электр. усилением и магн. (2003); Ты еси (Вариации) (You Are (Variations)), 6 гол. и инстр. анс., сл. евр. проповедников, Витгенштейна и из Псалтири (2004); Daniel Variations, сопр., тен. и инстр. анс., сл. из Дан. и Д. Перла (2006); Двойной секстет (Double Sextet), смеш. состав (2007); 2×5, смеш. состав (2008); Молоточковый квартет (Mallet Quartet), 2 маримбы и 2 вибрафона (2009); WTC 9/11, стр. квартет и магн. (2010); Пульс (Pulse), дух., стр., фп. и электрич. бас (2015); Бегун (Runner), большой анс. (2016); Музыка для ансамбля и оркестра (Music for Ensemble and Orchestra, 2018); Reich/Richter, большой анс. (2019).

Лит. работы: Writings on Music 1965–2000. Oxford, 2002.