Мийó,

Дариюс (Milhaud 4.9.1892, Экс-ан-Прованс – 22.6.1974, Женева). Французский композитор. Происходил из преуспевающей еврейской семьи с твердыми религиозными убеждениями. Учился в Парижской консерватории, в том числе у Шарля-Мари Видора, Андре Жедальжа и Поля . Для творческого и духовного становления Мийо чрезвычайно важным оказалось состоявшееся в 1912 знакомство с поэтом и драматургом, истовым католиком Полем Клоделем. Мийо сочинил музыкальное оформление к ряду пьес Клоделя (примечательна одна из его ранних работ, музыка к драме Хоэфоры по Эсхилу, где пение античного хора задолго до новаторски стилизовано в форме ритмизованной декламации в сопровождении ударных и сирен) и написал несколько опер на его либретто. В 1917–1918 находился в Бразилии в качестве секретаря Клоделя, назначенного французским послом. Его центральная работа бразильского периода – балет Человек и его желание на либретто Клоделя по мотивам местного фольклора. По возвращении во Францию (1919) Мийо сблизился с влиятельнейшим Жаном Кокто и стал одним из членов «Шестерки»; среди его партитур этого времени выделяется юмористический балет Бык на крыше, основанный на мелодиях и ритмах бразильских карнавальных песен и танцев. Влияние бразильской культуры сказалось и в ряде других произведений Мийо, в том числе созданных много позднее (популярны Воспоминания о Бразилии для фп. или для оркестра и сюита для 2 фп. Скарамуш с финальной Бразилейрой). Увлечение молодого Мийо гарлемским джазом отразилось в другом его юмористическом балете, Сотворение мира. Энергичная, бодрая, типично «неоклассицистская» музыка с четкой ритмикой, часто основанная на фольклоре (в том числе провансальском, французском, еврейском и американском), составляет наиболее жизнеспособную часть гигантского и весьма разнородного наследия Мийо, включающего 433 опуса всевозможных жанров. Самая заметная стилистическая черта его музыки – широкое использование политональности (преимущественно битональности) в виде наложения разнотональных диатонических линий; свежие для своего времени и все еще относительно широко исполняемые образцы «полидиатоники» Мийо – 6 маленьких камерных симфоний, 1917–1922. Склонность Мийо к эксцентрике проявилась в таких его опусах, как вокальный цикл на текст выставочного каталога Сельскохозяйственные машины, триптих миниатюрных камерных опер общей продолжительностью около получаса, первый в истории музыки концерт для ударных с оркестром, пара струнных квартетов, которые могут исполняться как по отдельности, так и одновременно в виде октета, «конкретная музыка» под названием Поэтический этюд и др.; в поздние годы Мийо прибегал к элементам алеаторики и необычайно сложным полиритмическим и политемповым наложениям. Среди опытов Мийо по воплощению серьезных идей выделяется опера Христофор Колумб (либретто Клоделя), где жизненные перипетии и внутренний мир первооткрывателя Америки показаны сквозь призму христианской символики. Несомненно, Мийо обладал уверенной техникой и достаточно точным ощущением музыкального времени, однако эти качества в значительной степени обесцениваются отсутствием у него яркой и глубокой индивидуальности и интересного собственного стиля.

В 1939–1947 Мийо жил в США, где работал в различных учебных заведениях. В 1947–1971, сохраняя за собой должность профессора Миллс-колледжа (Окленд, Калифорния), преподавал композицию в Парижской консерватории. Среди многочисленных учеников Мийо – джазовый музыкант Дэйв Брубек, , , , Жан-Клод Элуа.

Оперы: Заблудшая овца (La brebis égarée), в 3 актах, либр. Ф. Жамма (1914, пост. 1923, Париж); Эвмениды (Les euménides), в 3 актах, либр. П. Клоделя по Эсхилу (1917–1923, 1-е исполнение 1949, Брюссель, радио); Несчастья Орфея (Les malheurs dOrphée), кам., в 3 актах, либр. А. Люнеля (1926, Брюссель); Эсфирь из Карпантра (Esther de Carpentras), комич., в 2 актах, либр. его же (1926, 1-е исполнение 1937, Париж, радио, пост. 1938, Париж); Бедный матрос (Le pauvre matelot), в 3 актах, либр. Ж. Кокто (1927, Париж); трилогия оперных миниатюр на либр. А. Оппенó: Похищение Европы (Lenlèvement dEurope, 1927, Баден-Баден), Покинутая Ариадна (Labandon dAriane) и Освобождение Тесея (La délivrance de Thésée) (обе – 1928, Висбаден); Христофор Колумб (Christophe Colomb), в 2 частях, либ. П. Клоделя (1928, пост. 1930, Берлин, 2/1968, Грац); Максимилиан (Maximilien), в 3 актах, либр. Р.С. Гофмана по Ф. Верфелю (1930, пост. 1932, Париж); Медея (Médée), одноакт., либр. М. Мийо (1939, Антверпен); Боливар (Bolivar), в 3 актах, либр. ее же по Ж. Сюпервьелю (1943, пост. 1950, Париж); Давид (David), в 5 актах, либр. А. Люнеля по Библии (1953, 1-е конц. исполнение 1954, Иерусалим, пост. 1955, Милан); Фиеста (Fiesta), одноакт., либр. Б. Виана (1958, Зап. Берлин); Преступная мать (La mère coupable), в 3 актах, либр. М. Мийо по П.-О. Бомарше (1966, Женева); Святой Людовик, король Франции (Saint Louis, roi de France), опера-оратория в 2 частях, либр. П. Клоделя и А. Дублье (1970, 1-е исполнение 1972, Итал. радио, пост. Рио-де-Жанейро, 1972).

Балеты: всего 17, в том числе Человек и его желание (Lhomme et son désir), либр. П. Клоделя (1918, пост. 1921, Париж); Бык на крыше (Le boeuf sur le toit), либр. Ж. Кокто (1919, пост. 1920, Париж); Сотворение мира (La création du monde), либр. Б. Сандрара (1923, Париж); Салат (Salade), с пением (1924, Париж); Синий поезд (Голубой экспресс, Le train bleu), либр. Ж. Кокто (1924, Париж); Моисей (Moïse, 1940, пост. 1957, Перуджа).

Прикл. муз.: к 45 театр. постановкам, в том числе к драмам П. Клоделя Агамемнон (Agamemnon, по Эсхилу, 1913), Хоэфоры (Les choëphores, по Эсхилу, 1915–1916); Протей (Protée, 1919), к 26 фильмам, в том числе к Мадам Бовари (Madame Bovary) Ж. Ренуара (1933); к 6 радиопостановкам.

Для орк.: 6 кам. симфоний (1917, 1918, 1921, 1921, 1922); 12 симфоний (1939, 1944, 1946 с хором, сл. гимна Te Deum, 1947, 1953, 1955, 1955, 1957, 1959, 1960, 1960, 1962); 21 концерт, в том числе 3 для скр. (1927, 1946, 1958), 2 для альта (1929, 1955), для уд. и кам. орк. (1930), 5 для фп. (1933, 1941, 1946, 1949, 1955), 2 для влч. (1934, 1945), для фл. и скр. (1939), для 2 фп. (1941), для клар. (1941), для мар. и вибр. (1947), для арфы (1953), для гобоя (1957), для 2 фп. и уд. (1961), для клав. (1964); Карнавал в Эксе (Le carnaval d’Aix), фп. с орк. (1926, по муз. балета Салат, 1924); Весеннее концертино (Concertino de printemps), скр. с кам. орк. (1934); Провансальская сюита (Suite provençale, 1936); Пасторальная фантазия (Fantaisie pastorale), фп. с орк. (1938); Кентуккиана (Kentuckiana, 1948); Цизальпинская сюита (Suite cisalpine), влч. с орк. (1954); Концертная симфония, фаг., влт., труба и кб. с орк. (1959); др. увертюры, концерты, концертино, фанфары; 5 произв. для дух. орк., в том числе Французская сюита (Suite française, 1944); сюиты на осн. театр. муз.; оркестровки собств. произв. для фп.

Хор. муз.: ок. 40 произв., в том числе 3-я симфония (см. выше), синагогальная Священная служба (Service sacré) с бар., чтецом и орк. (1947), Огненный замок (Le château de feu), кантата с орк., сл. Ж. Кассу (1954), Мир на земле (Pacem in terris), хор. симфония с к.-а., бар. и орк., сл. энциклики Иоанна XXIII (1963).

Для 1 и неск. гол. с сопров.: сотни произв., в том числе Алиса (Alissa), вок. цикл для сопр. с фп., сл. А. Жида (1913, 2/1930), Сельскохозяйственные машины (Machines agricoles), гол. и 7 инстр. (1919), Каталог цветов (Catalogue de fleurs) для гол. с фп. или 7 инстр., сл. Л. Доде (1920), ок. 30 тетрадей песен и романсов, в том числе Еврейские стихотворения (Poèmes juifs, 1916), отд. песни и романсы.

Кам.-инстр. и фп. муз.: 18 стр. квартетов (1912–1950, № 14 и 15 (1948–1949) могут исполняться тж. вместе, как октет); ок. 25 др. произв. для 3–11 исполн.; ок. 30 произв. для 2 исполн., в том числе 14 сонат и сонатин, сюита Скарамуш (Scaramouche), 2 фп. (1937), Карнавал в Новом Орлеане (Carnaval à Nouvelle-Orléans), 2 фп. (1947); ок. 25 произв. для 1 фп., в т. ч. 2 сонаты (1916, 1949), Воспоминания о Бразилии (Saudades do Brasil, 1921, есть тж. авт. орк. версия), Три рэг-каприса (Trois rag caprices, 1922, есть тж. авт. орк. версия), сонатина (1956).

Прочее: 4 произв. для орг., в том числе соната (1931); Поэтический этюд (Étude poétique), электр. муз. (1954); Сеговиана (Ségoviana), гит. (1957); ок. 10 произв. для детей; обр. произв. Ж. Орика, Ф. Пуленка, Э. Сати; муз.-критич. ст.; автобиогр. Notes sans musique («Заметки без музыки»). Paris, 1949, 3-е изд. под назв.: Ma vie heureuse («Моя счастливая жизнь»). Paris, 1973 (рус. пер.: М., 1999).