Руссель,

Альбер (Шарль Поль Мари) (Roussel; 5.4.1869, Туркуэн – 23.8.1937, Руайан). Французский композитор. Служил морским офицером, в 1894 году вышел в отставку и начал серьезно заниматься композицией под руководством видного парижского композитора и органиста Эжена Жигу. В 1898 поступил в консервативное парижское учебное заведение Schola cantorum, где его педагогом был Венсан д’Энди. С 1902 (с перерывом) преподавал там же; среди его учеников – , , . Сохранив верность принципам школы д’Энди, который превыше всего ставил архитектоническую ясность и классическую логику формообразования и придавал большое значение контрапункту, Руссель не остался равнодушен к новым, импрессионистским тенденциям. Об этом свидетельствует уже написанная вскоре по окончании Schola cantorum 1-я симфония (первоначальное заглавие – Поэма о лесе) с ее преимущественно диатоническим тематизмом, обилием параллелизмов в гармонии, преобладанием светлых, мягких инструментальных красок. В 1909 Руссель совершил путешествие в Индию и Индокитай; полученные впечатления отразились в двух ярко ориентальных по мелодическому и гармоническому языку опусах – программном симфоническом триптихе Заклинания (с хором и певцами-солистами в финале) и опере-балете Падмавати на сюжет индийской легенды. Вершина предвоенного творчества Русселя и одна из его самых популярных партитур – одноактный балет Пир паучихи, вдохновленный знаменитой книгой французского ученого Ж.-А. Фабра Жизнь насекомых; балет примечателен живостью музыкальных характеристик персонажей (мелких представителей животного царства) и изысканностью оркестрового письма (здесь Руссель особенно близок импрессионизму). После начала Первой мировой войны Руссель отправился добровольцем в армию; в 1915–1917 он служил на военном транспорте и практически не сочинял. За это время пересмотрел свои творческие установки и пришел к выводу о необходимости выработать более лаконичный и четкий стиль, свободный от описательных и иллюстративных моментов (он эволюционировал во многом параллельно ). В задуманной еще в военные годы, несколько растянутой 2-й симфонии преобладает густая фактура, гармонический язык симфонии насыщен хроматизмами и местами приближается к политональности, что для музыки Русселя 1920-х в целом не характерно. Пристрастие Русселя к энергичным ритмам, рельефно очерченным темам, прозрачной полифонической фактуре и интенсивной мотивной работе может рассматриваться как развитие духа Schola cantorum. Тяготение к бодрому, не обремененному рефлексией неоклассицизму особенно сильно проявилось в позднем творчестве Русселя концертных жанров (3-я и 4-я симфонии, Струнный квартет, Симфониетта). Самая значительная из его поздних работ для музыкального театра – живописный, богато инструментованный, не лишенный симфонического размаха балет Вакх и Ариадна.

Для театра: Торговец песком (Le marchand de sable qui passe), музыка к пьесе Ж. Жана-Обри соч. 13 (1908); Пир паучихи (Le festin de l’araignée), одноакт. балет соч. 17 по Ж.-А. Фабру (1913, Париж); Падмавати (Padmâvatî), опера-балет в 2 актах соч. 18 по инд. легенде (1913–1918, пост. 1923, Париж); Рождение лиры (La naissance de la lyre), одноакт. лирич. сказка соч. 24 по Софоклу (1925, Париж); Вакх и Ариадна (Bacchus et Ariane), балет в 2 актах соч. 43 (1931, Париж); Завещание тетушки Каролины (Le testament de la tante Caroline), оперетта в 3 актах (1933, пост. 1936, Оломоуц); Эней (Aenéas), одноакт. балет с хором соч. 54 (1935, Брюссель); муз. отрывки к театр. предст.

Хор. муз.: Заклинания (Évocations) для к.-а., тен., бар., хора и орк. соч. 15, сл. М.-Д. Кальвокоресси (1911); Псалом 80 для тен., хора и орк. соч. 37 (1928); 3 произв. для хора a cappella.

Для орк.: Воскресение (Résurrection), симф. прелюд соч. 4 по Л. Толстому (1903); 1-я симфония соч. 7 Поэма о лесе (Le poème de la forêt, 1906); Весеннему празднику (Pour un fête de printemps), симф. поэма соч. 22 (1920); 2-я симфония соч. 23 B (1921); Фанфара для языческого обряда (Fanfare pour un sacre païen) для медн. дух. и барабанов (1921); Сюита соч. 33 F (1926); Концерт для мал. орк. соч. 34 (1927); Концерт для фп. с орк. соч. 36 G (1927); Маленькая сюита (Petite suite) соч. 39 (1929); 3-я симфония соч. 42 g (1930); Славный день (A Glorious Day) для дух. орк. соч. 48 (1932); Симфониетта для стр. орк. соч. 52 (1934); 4-я симфония соч. 53 A (1934); Фламандская рапсодия (Rapsodie flamande) соч. 56 (1936); Концертино для влч. с орк. соч. 57 (1936).

Для фп.: Деревенские пьесы (Rustiques), 3 пьесы соч. 5 (1906); Сюита соч. 14 fis (1910); Сонатина соч. 16 (1912); 3 пьесы соч. 49 (1933); Прелюдия и фуга соч. 46 (1934); др. пьесы.

Др. инстр. муз.: Фп. трио соч. 2 Es (1902); Дивертисмент для дух. квинтета и фп. соч. 6 (1906); 1-я соната для скр. и фп. соч. 11 d (1908); Экспромт для арфы соч. 21 (1919); Флейтисты (Joueurs de flûte), 4 пьесы для фл. и фп. соч. 27 (1924); 2-я соната для скр. и фп. соч. 28 A (1924); Сеговия (Segovia) для гит. соч. 29 (1925); Дуэт для фаг. и кб. (1925); Серенада для фл., арфы и стр. трио соч. 30 (1925); Трио для фл., альта и влч. соч. 40 (1929); Прелюдия и фугетта для орг. соч. 41 (1929); Стр. квартет соч. 45 D (1932); Andante и скерцо для фл. и фп. соч. 51 (1934); Свирель (Pipe) для флажолета и фп. (1934); Стр. трио соч. 58 (1937); Трио для гоб., клар. и фаг. (1937, неоконч.).

Романсы: ок. 40 для гол. и фп.; 2 для гол. и фл.