Саариахо,
Кайя (Saariaho; р. 14.10.1952, Хельсинки). Финский композитор. Первоначально готовилась стать художницей. В 1976–1981 училась в Хельсинкской академии музыки у одного из виднейших финских композиторов Пааво Хейнинена, в 1981–1982 совершенствовалась во Фрайбургской ВМШ у Фернихоу и Хубера и на курсах компьютерной музыки в парижском Институте музыкальных и акустических исследований (IRCAM). С 1982 года живет в Париже. Раннее (до начала 1980-х) творчество Саариахо – это преимущественно вокальные и камерно-инструментальные пьесы, выполненные в умеренно «авангардной» манере. Далее, до начала 1990-х, Саариахо работала в русле так наз. спектральной музыки, часто прибегая к нетрадиционным (на грани шума) способам инструментального звукоизвлечения, сочетая «живые» звучания с электронными и тем самым добиваясь необычных, порой весьма богатых тембровых эффектов. Среди ее значительных работ этого периода – оркестровый диптих, состоящий из 20-минутных пьес От кристалла и …к дыму (могут исполняться по отдельности), и бессюжетный одноактный балет Земля. Обе партитуры вдохновлены внемузыкальными стимулами: в диптихе моделируются явления живой природы (его заглавие отсылает к труду современного французского биофизика и мыслителя Анри Атлана Между кристаллом и дымом: опыт о живом организме), в балете – различные архетипические ситуации. К натурфилософии или к метафизике человеческого бытия восходят и другие значительные концепции Саариахо. Со временем ее музыка, оставаясь достаточно изощренной в тембровом и гармоническом отношениях и не теряя стилистической однородности (Саариахо далека от неоромантизма и полистилистики), стала более «коммуникабельной», в ней возросла роль выразительных мелодических линий, диатоники, регулярных ритмов, четко очерченных жестов и резких сдвигов. Новая тенденция наметилась в масштабном, посвященном Гидону Кремеру двухчастном скрипичном концерте Замок Грааля; его концепция вдохновлена интеллектуальными романами французского писателя Жака Рубо (Roubaud) на темы, почерпнутые из легенд о рыцарях Круглого стола. Другие ключевые, художественно впечатляющие опусы того же периода (середина 1990-х) – вокальный цикл Замок души на ведические (древнеиндийские) и древнеегипетские магические тексты и сольная вокальная поэма После (Lonh) на слова трубадура и крестоносца XII века Джауфре Рюделя в провансальском оригинале. Оба они явились своего рода подготовительными эскизами к опере Любовь издалека на либретто другого видного современного французского писателя Амина Маалуфа. Основанная на легендарной истории любви Джауфре Рюделя к графине Триполитанской, опера Саариахо стала сенсацией последнего в XX веке Зальцбургского фестиваля и продолжает ставиться в театрах ряда стран. Некоторые из крупных работ Саариахо посвящены трагическим судьбам женщин XX века: героиней оратории Страсти Симоны выступает религиозная мыслительница, подвижница и мистик Симона Вейль (1909–1943), еще при жизни окруженная ореолом святости; героиней оперы Мать Адриана – пережившая войну крестьянка из неназванной страны, в которой угадывается Босния. Полнокровная, динамичная, темброво и гармонически богатая и вместе с тем утонченная манера Саариахо получает интересное развитие в таких «натурфилософских» оркестровых партитурах, как трехчастная симфоническая поэма Орион и пятичастный виолончельный концерт Notes on Light (возможный перевод – Музыка о свете), вдохновленный зрелищем северного сияния.
Муз. театр: Земля (Maa), муз. для танца в 7 частях, 8 инстр. и электр. (1991, Хельсинки); Любовь издалека (L’amour de loin), опера в 5 актах, либр. А. Маалуфа по Джауфре Рюделю (2000, Зальцбург); Мать Адриана (Adriana Mater), опера в 7 картинах, либр. его же (2006, Париж); Эмилия (Emilie), моноопера в 9 картинах, либр. его же (2010, Лион); Только звук остается (Only the Sound Remains), опера в 2 частях по драмам театра Но в англ. пер. (Амстердам, 2016); Невинность (Innocence), опера, либр. С. Оксанен (2021).
Орк. муз.: Ослепления (Verblendungen), орк. и магн. (1982–1984); От кристалла (Du cristal, 1989–1990); …к дыму (…à la fumée), альт. фл., влч. (оба с электр. усилением) и орк. (1990); Театр Грааля (Graal théâtre), концерт для скр. с орк. (1994, ред. с кам. орк. 1997); Размышление о «Нимфее» (Nymphea Reflection), стр. (2001); Крыло сновидения (Aile du songe), концерт для фл. и орк. (2001); Орион (Orion, 2002); Notes on Light, концерт для влч. с орк. (2006); Волшебный фонарь (Laterna magica, 2008); Свет и тяжесть (Lumière et pesanteur, 2009); Terra Memoria, стр. орк., версия стр. квартета 2007 года (2009); Подлинное чувство человека (D’Om le Vrai Sens), клар. и орк. (2010); Циркулярная карта (Circle Map), с электроникой (2012); Зимнее небо (Ciel d’hiver, 2013); Тени земли (Maan varjot), орган и орк. (2013); Trans, арфа и орк. (2015); Vista (2019); миниатюры.
Др. инстр. муз.: Полотно (Canvas), фл. (1978); В сновидении (Im Traume), влч. и фп. (1980); Лаконичность крыла (Laconisme de l’aile), фл., с чтением текста Сен-Жон Перса (1982); Тайный сад-2 (Jardin secret II), клав. и магн. (1984–1986); Вольтова дуга (Lichtbogen), фл., арфа, фп., уд., стр. квартет, кб. и электр. (1985–1986); Ио (Io), 16 инстр., магн. и электр. (1986–1987); Нимфея (Тайный сад-3) (Nymphea. Jardin secret III), стр. квартет и электр. (1987); Лепестки (Petals), влч., электр. ad lib. (1988); Для луны (Oi kuu), бас-клар. и влч. (1990, ред. для бас. фл. и влч. 1993); Береговые ориентиры (Amers), влч. с электр. усилением и 11 инстр. (1992); NoaNoa, фл. с электр. усилением (1992); Вблизи (Près), влч. с электр. усилением (1992); Solar, 12 инстр. (1993); Три реки (Trois rivières), 4 уд. и электр. (1993); Ноктюрн (Nocturne) памяти В. Лютославского, скр. (1994); Шесть японских садов (Six Japanese Gardens), уд. и электр. (1995); Folia, кб., электр. ad lib. (1995); Spins and Spells, влч. (1996); Снега (Neiges), 8 влч. (1998); Цвета ветра (Couleurs du vent), альт. фл. (1998); Прах (Cendres), альт. фл., влч. и фп. (1998); Звездное небо (Ciel étoilé), уд. и кб. (1999); Семь бабочек (Sept papillons), влч. (2000); Три реки: Дельта (Trois rivières: Delta), уд. и электр. (2001); Земное (Terrestre), фл., уд., арфа, скр. и влч. (2002); Я ощущаю второе сердце (Je sens un deuxième coeur), фп., альт и влч. (2003); Сладкая мука (Dolce tormento), фл.-пикк. (2004); Ночной ветер (Vent nocturne), альт с электр. усилением (2006); Terra Memoria, стр. квартет (2007); Serenatas, фп., влч. и уд. (2008); Cloud Trio, стр. трио (2009); Прикосновение (Tocar), скр. и фп. (2010); Свет и вещество (Light and Matter), фп. трио (2014); Свет неподвижный и движущийся (Light Still and Moving), фл. и кантеле (2016); Figura, клар., фп. и стр. квартет (2016); Concordia, скр. и влч. (2017); конц. версии фрагм. произв. для театра; разл. миниатюры.
Вок. муз. конц. жанров: Невеста (Bruden), вок. цикл, сопр., 2 фл. и 2 уд., сл. Э. Сёдерган (1977); Цзинь (Jing), сопр. и влч., сл. Ли Цинчжао (XII век) в фин. пер. (1979); Нет и не (Nej och inte), 3 песни, 4 жен. гол. или жен. хор, сл. Г. Бьёрлинга (1979); Прелюдия – признание – постлюдия (Preludi – Tunnustus – Postludi), сопр. и подгот. фп., сл. М. Валтари (1980); Этюд для жизни (Study for Life), жен. гол. и магн., с танцем и светом, сл. Т.С. Элиота (1980); 3 прелюда, сопр. и орг., тексты из Библии (1980); …гляди, птицы (…sah den Vögeln), сопр., фл., гоб., влч., подгот. фп. и электр., коллаж текстов (1981); Ты ушла, убежала (Du gick, flög), сопр. и фп., сл. Г. Бьёрлинга (1982); Прощание (Adjö), сопр., фл. и гит., сл. С. фон Шульц (1982–1985); Из грамматики снов (From the Grammar of Dreams), 2 жен. гол., сл. С. Плат (1988); Грамматика снов (Grammaire des rêves), 2 жен. гол., 2 фл., альт, влч. и арфа (1988); Ночи, прощания (Nuits, adieux), 4 гол. и электр., сл. Бальзака и Ж. Рубо (1991, версия для 4 гол. и хора 1996); Панорама (Die Aussicht), сопр., фл., гит., скр. и влч., сл. Ф. Гёльдерлина (1996); Замок души (Château de l’âme), сопр., 8 жен. гол. и орк., сл. из древнеинд. и древнеегип. поэзии во франц. пер. (1996); После (Lonh), сопр. и электр., сл. Джауфре Рюделя (1996); За морем (Oltra mar), 7 прелюдий, хор и орк., сл. разных авторов (1998–1999); Четыре послания (Quatre messages), 2 сопр., фл. и арфа (1999); Послание для Жерара [Гризе] (Message pour Gérard), м.-сопр. и 8 инстр. (2000); День года (Tag des Jahres), 6 гол. и электр., сл. Гёльдерлина (2001); Изменчивый свет (Changing Light), сопр. и скр., сл. из евр. молитвенника в англ. пер. (2002); Четыре мгновения (Quatre instants), сопр. с фп. или орк., сл. А. Маалуфа (2002); Книга песен из «Бури» (The Tempest Songbook), 5 песен, сопр., бар. и инстр. анс., сл. В. Шекспира (1992–2004); 3 песни на сл. Э. Лейно, сопр. и фп. (2000–2006); Страсти Симоны (La passion de Simone), оратория («муз. путь в 15 остановках»), сопр., хор и орк., сл. Маалуфа (2005–2006); Мираж (Mirage), сопр., влч. и орк., сл. заклинания мексиканской целительницы в англ. пер. (2007); Мрачно (Sombre), гол., бас. фл., уд., арфа и кб., сл. Э. Паунда (2012); Истинный огонь (True Fire), бар. и орк., сл. Р. У. Эмерсона, Ш. Хини, из индейского фольклора и М. Дарвиша (2014); Saarikovski Songs, сл. П. Саариковски, сопр. и фп. (2017); конц. обр. фрагм. произв. для театра; хор. миниатюры; миниатюры для 1 или неск. гол. с фп. и с др. инстр.
Прикладная муз.; электр. муз., в том числе Тайный сад-1 (Jardin secret I, 1985); Натюрморт (Stilleben, радиопьеса, 1987–1989); Дама с единорогом (La dame à la licorne, 1993); Призма (Prisma, 1997–1999).