Штокхаузен,
Карлхайнц (Stockhausen; 22.8.1928, Мёдрат, близ Кёльна – 5.12.2007, Кюртен). Немецкий композитор. Личность Штокхаузена сформировалась под влиянием трагических переживаний отрочества: его отец погиб на Восточном фронте, душевнобольная мать стала жертвой гитлеровской программы «эвтаназии». Если верить Штокхаузену, его нелюбовь к размеренным ритмам и другим атрибутам добропорядочной «правильной» музыки – частное проявление зародившейся в те годы реакции против всего, что так или иначе ассоциировалось с гитлеровским режимом.
В 1947–1951 Штокхаузен учился в Кёльнской ВМШ, в том числе у Франка Мартена. Его творческие поиски стимулировало знакомство с Мессианом и его пьесой Лад длительностей и интенсивностей в Дармштадте (1951). Под влиянием Мессиана, а также Гуйваартса, он предпринял опыты по созданию крупных ансамблевых партитур методами сериализма и пуантилизма (Перекрестная игра, Контра-пункты). Много лет спустя Штокхаузен объявил их первенцами эры «создания новых звуковых миров». Едва ли не с первых шагов на композиторском поприще творчество Штокхаузена было одушевлено стремлением к новизне – будь то новизна композиционного решения, абстрактной идеи, способа письменной фиксации партитуры или электронных средств, используемых для ее реализации, – и к конструированию миров, то есть бесконечно глубоких, внутренне органичных и грандиозных (несмотря на возможную краткость) сущностей. Штокхаузен рассматривал свое творчество как строго последовательное решение все новых и новых композиционных задач; каждое следующее произведение с необходимостью проистекает из предыдущих.
В 1952–1953 Штокхаузен продолжил общение с Мессианом, занимаясь под его руководством в Парижской консерватории; тогда же посещал занятия в классе Мийо (которые не произвели на него особого впечатления), познакомился с Булезом и Пьером Шеффером и испытал силы в изобретенной последним «конкретной музыке». По возвращении в ФРГ (1953) изучал фонетику и теорию коммуникации у Вернера Майера-Эпплера в Боннском университете и развернул работу в Студии электронной музыки Западногерманского радио (Кёльн) под руководством Герберта Аймерта. Созданная в этой студии Песнь отроков для детского голоса, преобразованного электронным способом, принесла ему широкую известность; она заслуженно считается одним из первых (наряду с Электронной поэмой Вареза) и немногих образцов электронной музыки, наделенных художественной ценностью. Параллельно Штокхаузен разрабатывал различные модификации серийной техники в своих пьесах для фп. (Klavierstücke), Мерах времени для духового квинтета и Группах для 3 оркестров. Ткань этих произведений не столько складывается из отдельных «точек» (как в пуантилистических композициях), сколько является результатом взаимодействия звуковых конгломератов различного масштаба – от малых и разреженных до относительно крупных и плотных. В большой (продолжительностью около получаса), виртуозной, изобилующей кластерами 10-й пьесе для фп. (Klavierstück X) и Группах это взаимодействие приобретает захватывающе драматические формы; на фоне остального творчества Штокхаузена эти два опуса выглядят наиболее близкими европейской «нарративной» симфонической традиции. С другой стороны, написанная в тот же период 11-я пьеса для фп. (Klavierstück XI) стала первым в европейской музыке образцом мобильной или открытой формы.
С 1953 года Штокхаузен преподавал в Дармштадте, позднее также в Кёльне, Базеле и других центрах. Его влияние распространилось на европейских композиторов разных поколений, в том числе на его старших современников Булеза (главного соперника Штокхаузена в гонке за лидерство в авангарде) и Берио. Многочисленные печатные и устные выступления Штокхаузена отражают его интерес к органическим процессам и абстрактным пропорциям, к устройству и взаимосвязям макро- и микромира, к проблеме внутреннего единства различных параметров звука, к разнообразным аспектам музыкального пространства и времени.
Примерно с 1958 (года первого визита Штокхаузена в США) его музыка становится менее насыщенной как по плотности событий, так и по степени детализации нотной записи (Каре для 4 хоров и 4 оркестров, Контакты для фп., ударных и магнитофона, Моменты для сопрано, хора и инструментов). Этот сдвиг произошел под влиянием Кейджа и благодаря опыту работы в области электронной музыки. Звуковое событие («момент») перестает быть для Штокхаузена всего лишь элементом более крупной структуры и становится самодовлеющей сущностью, распознаваемой благодаря индивидуальному и неповторимому набору признаков. Одним из таких признаков служит длительность момента, которая может быть сколь угодно велика или мала; интенсивное переживание настоящего момента, безотносительно к прошлому и будущему, должно, по мысли Штокхаузена, создать у слушателя ощущение вечности. Характерно, что к этому времени Штокхаузен отдалился от католицизма (который исповедовал с первых послевоенных лет) и начал увлекаться восточными философскими и космогоническими учениями.
Очередной этап эволюции Штокхаузена был отмечен несколькими произведениями в жанре live electronics, предполагающем использование электронной аппаратуры для преобразования звуков и получения новых звучаний по ходу «живого» исполнения (Микрофония-1, Процессия, Короткие волны и др.). Эти произведения создавались для сформированного в 1964 ансамбля, во главе которого Штокхаузен совершил ряд гастрольных поездок – в частности, 6 месяцев ежедневно по нескольку часов подряд выступал на Всемирной выставке «Экспо-1970» в Осаке (сферическую аудиторию павильона ФРГ на этой выставке он считал идеальным местом для исполнения своей музыки). В цикле Из семи дней Штокхаузен приходит к чисто словесной «нотации»: музыкальный текст в собственном смысле заменяется короткими стихотворениями в прозе, призванными поощрить интуицию исполнителей. На основе магнитофонных записей, сделанных в разных странах мира, скомпонованы два крупных опуса второй половины 1960-х – Телемузыка (сочинялась в Японии) и Гимны; в них Штокхаузен реализует идею «всемирной музыки» (Weltmusik), вбирающей в себя все музыкальные цивилизации мира. Склонность Штокхаузена к медитации в квазивосточном духе достигает крайнего выражения в самом грандиозном из его музыкальных «моментов» – Stimmung. Звуковысотный материал этой без малого 75-минутной вокальной пьесы ограничивается одним нонаккордом с обертонами.
К середине 1960-х Штокхаузен широко воспринимался в западном мире не столько как академический композитор-авангардист, сколько как деятель молодой антибуржуазной контркультуры, бросивший смелый вызов окостенелому укладу музыкальной жизни, преодолевший догмы европоцентризма и освободивший музыку от гнета всяческих «систем»; о тогдашней популярности Штокхаузена среди молодых нонконформистов свидетельствует включение его фотографии в ряд изображений на обложке знаменитой пластинки группы Битлз Sergeant Pepper’s Lonely Hearts Club Band (1967). Однако сам Штокхаузен ни в то время, ни позднее не допускал в свое творчество элементы поп-музыки. Напротив, он критиковал поп-музыкантов за то, что они лишены воображения, повторяются, не развивают свои идеи и к тому же слишком зависят от электронной аппаратуры. Академические же музыканты вызывали его недовольство своим «реакционным» отношением к тем возможностям, которые открывает перед музыкой технический прогресс.
В Мантре для 2 фп. с электронным преобразованием Штокхаузен отошел от «момент-формы». Произведение длится около часа, записано обычной нотацией и основано на преобразованиях одной мелодической формулы – «мантры», – «выращенной» из 13-звучной серии [a-h-gis-e-f-d-g-es-des-c-b-ges-a]. В рамках формулы каждому звуку серии придается определенный набор параметров (длительность, динамический оттенок, способ артикуляции, количество повторений), между звуковыми комплексами вводятся паузы, отдельные звуки могут украшаться мелизмами. Иными словами, формула – это своего рода «тематизированная» серия (соответственно Мантра в целом по форме аналогична свободным вариациям). Подобного рода формулы, как правило, присутствуют и в последующих произведениях Штокхаузена, генерируя их структуру на всех композиционных уровнях. Штокхаузен по-прежнему предпочитает гетерофонию и двухголосие (или даже одноголосие), но теперь у него нередко встречаются простые мелодии, складывающиеся из небольшого числа звуков (в цикле индейских песен Я странствую по небу.., цикле 12 миниатюр Зодиак, цикле Сириус, 4 части которого символизируют 4 времени года). Переход к «формульному» методу сопровождался у Штокхаузена усилением метафизической составляющей его творчества. С определенного момента Штокхаузен утвердился во мнении, что носители высшего разума с других галактик направляют в сторону Земли некие музыкальные вибрации, которые он, Штокхаузен, обязан уловить и воспроизвести для тех, кто, подобно ему, обладает чувствительностью к этому внеземному языку; по мере расширения круга «людей нового типа», воспитанных музыкой Штокхаузена, человечество будет двигаться к духовному совершенству. Духовное общение с космическим разумом Штокхаузен воплощает в театрализованных формах. Так, при исполнении Транса оркестр должен находиться за полупрозрачным покровом и освещаться фиолетовым светом; в исполнении Inori (Поклонений) участвуют два мима, священнодействующих синхронно с оркестром; Сириус разыгрывается как ритуал для 2 певцов и 2 инструменталистов в костюмах и синтезатора. Вместе с тем Штокхаузен допускал распространение всех названных опусов в виде аудиозаписей, то есть, по существу, не считал внешнее оформление их неотъемлемым компонентом.
С 1977 по 2003 год Штокхаузен работал над циклом музыкально-театральных представлений Свет: семь дней недели, части которого названы по дням недели (параллель с семью днями Творения). Это «совокупное произведение искусства», где музыкальное исполнение, сценическое оформление и движение подчинены единой творческой воле, иногда сравнивают с Кольцом нибелунга. В реализации музыкального компонента участвуют певцы, акустические инструменты (в том числе с электронным усилением) и электроника. Ориентировочная суммарная продолжительность опер – ок. 28 часов. Содержание гепталогии эзотерично, важнейшим источником выступает анонимная Книга Урантии (опубл. 1955, США), трактующая о «последних вопросах» мироздания и воспринятая приверженцами как некое откровение о Боге, Вселенной, происхождении и предназначении человека, судьбах мира и т.п. Персонажи – Михаил (Архангел), Люцифер и Ева – представляют, соответственно, божественное (созидательное), дьявольское (разрушительное) и человеческое (колеблющееся, слабое) начала. В основе музыки всех семи опер лежит одна и та же сконструированная по принципам, родственным многопараметровому сериализму, «суперформула», включающая темы Михаила, Люцифера и Евы. Партия Михаила поручена тенору, Люцифера – басу, Евы – сопрано. Каждому из персонажей соответствует свой инструмент – труба (Михаил), тромбон (Люцифер) и бассетгорн (Ева). Оперы, сочиненные и поставленные раньше других, посвящены знакомству с протагонистами – Михаилом (Четверг), Люцифером (Суббота) и Евой (Понедельник). Каждый из них обрисовывается отчасти юмористическими красками, в том числе с привлечением реалий современной жизни. В опере Вторник происходит сражение между Михаилом и Люцифером, в Пятнице – искушение Евы Люцифером, в Среде – примирение трех протагонистов, в Воскресении – духовный брак Михаила и Евы (Люцифер сходит со сцены). Отдельным дням соответствуют те или иные символические цвета, предметы, стихии, растения, животные и т.п. Завершив Свет, Штокхаузен приступил к сочинению цикла Звук, части которого соответствуют часам суток.
Несомненно выдающийся музыкант, генератор новаторских идей, легенда 1950–1960-х годов, Штокхаузен со временем превратился в своего рода пророка или гуру небольшой группы истовых приверженцев, обеспечивающих единственно «аутентичное» истолкование его музыки. «Меккой» для них служит дом Штокхаузена в Кюртене близ Кёльна, где функционируют электронная студия, Фонд Штокхаузена и издательство Stockhausen-Verlag. На склоне лет Штокхаузена остальной мир вспоминал о нем преимущественно либо в связи с его экстравагантными акциями (наподобие Вертолетного струнного квартета из Среды, исполненного в 1995 в Амстердаме с участием четырех вертолетов, в каждом из которых сидело по одному музыканту), либо в связи с его не менее экстравагантными высказываниями (террористическую атаку на Нью-Йорк 11 сентября 2001 года он объявил «величайшим произведением искусства»).
Театр (тексты Ш.): Дыхание дает жизнь (Atmen gibt das Leben), хор. опера с орк., вариант одноим. хор. произв. (1977); цикл опер Свет: семь дней недели (Licht: Die Sieben Tage der Woche): Четверг (Donnerstag), в 3 актах с приветствием и прощанием (1978–1981, пост. 1981, Милан), Суббота (Samstag), в 4 актах с приветствием (1981–1983, пост. 1984, там же), Понедельник (Montag), в 3 актах с приветствием и прощанием (1984–1988, пост. 1988, там же), Вторник (Dienstag), в 2 актах с приветствием (1977–1992, пост. 1993, Лейпциг), Пятница (Freitag), в 2 актах с приветствием и прощанием (1991–1994, пост. 1996, Лейпциг); Среда (Mittwoch), в 4 сценах с приветствием и прощанием (1993–1998, пост. 2012, Бирмингем); Воскресенье (Sonntag), в 5 сценах с приветствием и прощанием (1998–2003, пост. 2011, Кёльн).
Цикл Звук (Klang): 1-й час Вознесение (Himmelfahrt), орг. или синт., сопр. и тен. (2004–1905); 2-й час Радость (Freude), 2 арфы (2005); 3-й час Естественные длительности 1–24 (Natürliche Dauern 1–24), фп. (2005–2006); 4-й час Небесная дверь (Himmels-Tür), ударник и маленькая девочка (2005); 5-й час Гармонии (Harmonien), фл., бас-клар. и труба (2006); 13-й час Космические пульсации (Cosmic Pulses), электр. (2007).
Др. вок. муз.: Хоры для Дорис (Chöre für Doris), a cappella, сл. П. Верлена (1950); 3 песни, гол. и инстр. анс., сл. Ш. Бодлера и анон. (1950); Хорал (Choral), хор a cappella, сл. Ш. (1950); Каре (Carré), 4 хора и 4 орк., без сл. (1960); Моменты (Momente), сопр., 4 хор. группы, 4 трубы, 4 трбн., 2 эл.-орг., 3 ударника, сл. из Библии и др. (1962, 2/1964, 3/1972); Микрофония-2 (Mikrophonie II), 6 сопр., 6 басов, орган Хаммонда, электр. (1965); Настроение (или Настройка; Stimmung), 6 гол. с микрофонами (1968); Я странствую по небу… (Индейские песни) (Am Himmel wandre ich… Indianerlieder), сопр. и бар., сл. нар. (1972); Дыхание дает жизнь (Atmen gibt das Leben), хор a cappella, текст Ш. (1974); Сириус (Sirius), сопр., бас, труба, бас-клар., электр. (1977); фрагменты опер цикла Свет, в том числе Времена года (Jahreslauf) из Вторника, тен., бас, орк. (с электр. усилением), магн. (1977), Сон Люцифера (Luzifers Traum) из Субботы, бас и фп. (1981), Всемирный парламент (Welt-Parlament) из Среды, хор (1995).
Для орк. и больших инстр. анс.: Формула (Formel), 28 инстр. (1951); Игра (Spiel, 1952, 2/1973); Пункты (Punkte, 1952, 2/1962, последняя ред. 1966); Группы (Gruppen), 3 орк. (1957); Микстура (Mixtur), 5 орк. групп и электр. (1964, 2/1967); Стоп (Stop), 6 орк. групп (1965, ред. для 19 инстр. 1969); Гимны (Hymnen), версии для инстр. анс. и орк. с магн. (1967, 1969); Фреско (Fresco), настенная муз. для медитации, 4 орк. групп (1969); Звучание звезды (Sternklang), парковая музыка для 5 групп (1971); Транс (Trans), орк. и магн. (1971); Илем (Ylem), 19 исполн. (1972); Inori (Поклонения), орк., с пантомимой (1974); Юбилей (Jubiläum, 1977); фрагменты опер цикла Свет, в том числе Путешествие Михаила вокруг Земли (Michaels Reise um die Erde) из Четверга, труба и орк. (1978).
Для 2–10 инструменталистов: Сонатина для скр. и фп. (1951); Перекрестная игра (Kreuzspiel), гоб., бас-клар., фп., 4 уд. (1951); Квартет для ударников (Schlagquartett), фп. и 6 литавр (3 исполн.) (1952); Контра-пункты (Kontra-Punkte), 10 инстр., на осн. Пунктов для орк. (1952); Меры времени (Zeitmasze), 5 дер. дух. (1956); Рефрен (Refrain), фп. (+вудблоки), чел. (+кроталы), вибр. (+колокольчики) (1959); Контакты (Kontakte), фп., уд. и магн. (1960); Микрофония-1 (Mikrophonie I), тамтам (2 исполн.) и электр. (1964); Прощай (Adieu), дух. квинтет (1966); Процессия (Prozession), тамтам, альт, фп., электр. (1967); Короткие волны (Kurzwellen), 4 инстр., электр., радиоприемники (1968); Д-р К. (Dr K.), 6 инстр. (1969); Полюса (Pole), 2 инстр., 2 радиоприемника (1970); Экспо (Expo), 3 инстр., 3 радиоприемника (1970); Мантра (Mantra), 2 фп.+вудблок+кроталы, электр. (1970); Осенняя музыка (Herbstmusik), 4 исполн. (1974); Музыка в брюхе (Musik im Bauch), 6 ударников (1975); фрагменты опер цикла Свет, в том числе Вертолетный струнный квартет (Helikopter-Streichquartett) из Среды, с 4 вертолетами, ТВ и радиооборудованием (1993).
Для 1 исполн.: пьесы для фп. (Klavierstücke) № 1–4 (1953), 5–10 (1955, 2-я ред. пьес 9 и 10 1961), 11 (1956); Цикл (Zyklus), уд. (1959); Соло (Solo), мелодич. инстр. и магн. (1966); Спираль (Spiral), 1 инстр., радиоприемник (1969); Арлекин (Harlekin), клар. (1975); Амур (Amour), 5 пьес, клар. или фл. (1976); В дружбе (In Freundschaft), дух. или стр. инстр. (1977); фрагменты опер цикла Свет, в том числе Klavierstück XIII из Субботы (1981) и Флаутина (Flautina) для фл. из Понедельника (1986).
Электр. муз. (без живых исполн.): Конкретный этюд (Konkrete Etüde, 1952); Электронный этюд № 1 (Elektronische Studie I, 1953); Электронный этюд № 2 (Elektronische Studie II, 1954); Песнь отроков (Gesang der Jünglinge), с записью дет. гол., сл. из книги пророка Даниила (1956); Контакты (Kontakte), версия без инстр. (1960); Телемузыка (Telemusik, 1966); Гимны (Hymnen, 1967, есть тж. версии с инстр. анс. и с орк.); Сириус (Sirius), 4 электр. версии произв. 1977 года; фрагменты опер цикла Свет, в том числе Октофония (Oktophonie) из Вторника (1990–1991).
Для неопред. составов: Плюс-минус (Plus-Minus, 1963); Из семи дней (Aus den sieben Tagen), 15 текстовых пьес (1968); Грядущим временам (Für kommende Zeiten), 17 текстовых пьес (1968–1970); Алфавит для Льежа (Alphabet für Liège), 13 муз. сцен для солистов и дуэтов, включает Я странствую по небу… (1972); Зодиак (Tierkreis), 12 мелодий, 1 или 2 исполн. (1975, есть и более поздние версии отд. пьес, в т. ч. с электроникой); фрагменты опер цикла Свет.
Ст. и эссе, в том числе в сб.: Texte («Тексты») 10 т., 1963–1998; Stockhausen on Music: Lectures and Interviews («Штокхаузен о музыке: статьи и интервью») / Ed. by R. Maconie. London, 1989; Towards a Cosmic Music («К космической музыке») / Ed. by T. Nevill. Shaftesbury, 1989.