Скалкоттас,
Нико(лао)с (Σκαλκόττας, Skalkottas; 21.3.1904, Халкис – 20.9.1949, Афины). Греческий композитор. В 1920 году окончил Афинскую консерваторию по классу скрипки, год спустя выехал для продолжения учебы в Берлин, где вскоре решил сосредоточиться на композиции. Его берлинскими учителями были, в частности, видные композиторы Пауль Юон, воспитанник Бузони Филипп Ярнах и Вайль , но его главным наставником стал Шёнберг, под чьим руководством он занимался с 1927 по 1931. Подобно Шёнбергу берлинского периода, Скалкоттас сочетал «прогрессивные» методы организации гармонии и мелодии (в 1927 он начал пользоваться свободно-атональным языком и элементами серийной техники) с достаточно традиционным, по существу неоклассицистским подходом к тематизму и форме; среди его берлинских работ (в основном утерянных) преобладали многочастные инструментальные опусы, выполненные, судя по всему, в характерном для немецкой музыки 1920-х русле так наз. новой вещественности (нем. neue Sachlichkeit). По возвращении в Афины (1933) Скалкоттас работал оркестровым скрипачом, сочиняя музыку в свободное время. Свои самые интересные и масштабные партитуры он создал между 1935 и 1945, находясь в почти полной изоляции от общемировых художественных процессов. Широко пользуясь своеобразной «мультисерийной» техникой (предполагающей возможность чередования и комбинирования нескольких додекафонных серий в одном произведении), он сочетал ее со свободной атональностью и с аллюзиями на бытовые жанры, фольклор и джаз. Среди зрелых работ Скалкоттаса особенно примечательны Скрипичный и 3-й фортепианный концерты, 4-й струнный квартет и объемистая (продолжительностью около получаса) увертюра к ненаписанной опере Возвращение Одиссея. В них Скалкоттас, практически не выходя за рамки традиционных форм и четко акцентированной ритмики, демонстрирует высокое мастерство изобретения и обстоятельной разработки тем, а также серьезность и темперамент подлинного симфониста. Эти и другие относительно смелые опусы Скалкоттаса, созданные в Греции, остались неисполненными при его жизни. На родине он был известен преимущественно как автор оркестровых обработок греческих народных танцев (некоторые из них звучали и за пределами Греции). В послевоенные годы сочинил еще несколько оркестровых произведений в популярном общедоступном стиле, но ни одно из них не снискало успеха. Свой недолгий творческий путь завершил традиционным по языку, богато инструментованным и ярко «дансантным» балетом Море. Хотя Шёнберг в 1948 назвал Скалкоттаса в числе своих самых одаренных учеников, а посмертными премьерами опусов Скалкоттаса дирижировали такие знаменитости, как Герман Шерхен (2-й концерт для фп. с оркестром, 1953), Михаэль Гилен (Скрипичный концерт, 1962) и Антал Дорати (части 2-й оркестровой сюиты, 1962, увертюра Возвращение Одиссея, 1969), его музыка никогда не вызывала сколько-нибудь заметного общественного интереса. Такое положение дел, по-видимому, отчасти обусловлено ее эстетической компромиссностью (между атональностью, неоклассицизмом и «фольклоризмом»), которую Скалкоттас, находясь в положении маргинала, не имел возможности преодолеть.
Сохранившаяся орк. муз.: 1-й фп. концерт (1931); Концертино для 2 фп. с орк. (1935); 1-я сюита (1935); 36 греч. танцев (1931–1936, 2/1949); Девушка и смерть, балет (1938, пост. 1947, Афины); 2-й фп. концерт (1938); Скр. концерт (1938); Концерт для фп., 10 дух. и уд. (3-й фп. концерт) (1939); Концерт для скр., альта, дух. и кб. (1940); 10 эскизов, стр. (1940); Маленькая сюита, стр. (1941); Концерт для кб. с орк. (1943); Возвращение Одиссея, увертюра (1943); 2-я сюита, неоконч. (1944); Концерт для 2 скр. с орк., неоконч. (1945); Классическая симфония a, дух., 2 арфы и 8 кб. (1947); Симфониетта B (1948); Концертино для фп. с орк. C (1948); Маленькая танцевальная сюита (1949); Ноктюрн-дивертисмент, ксил. и орк. (1949); Море, балет (1949).
Др. сохранившаяся инстр. муз. (осн. произв.): Соната, скр. (1925); Сонатина, фп. (1927); 15 вариаций, фп. (1927); 1-й стр. квартет (1928); 2-я сонатина, скр. и фп. (1929); Октет, дер. дух. и стр. (1931); 3-й стр. квартет (1935); Стр. трио (1935); 3-я и 4-я сонатины, скр. и фп. (1935); 1-я сюита, фп. (1936); Фп. трио (1936); 5 пьес, скр. и фп. (1937–1938); Дуэт, скр. и альт (1938); Вариации на греч. нар. тему, фп. трио (1938); Концертино, гоб. и фп. (1939); Скерцо, фп. квартет (1939); 3 пьесы, скр. и фп. (1939–1940); 32 пьесы, фп. (1940); 2-я и 3-я сюиты, фп. (1940); 2-я соната, скр. и фп. (1940); 4-й стр. квартет (1940); 2 квартета, гоб., фаг., труба и фп. (1940–1942); 4 этюда, фп. (1941); Концертино, труба и фп. (1942); Largo, влч. и фп. (1942); Sonata concertante, фаг. и фп. (1943); Маленькая серенада, влч. и фп. (1945); Болеро, влч. и фп. (1945); Маленькая сюита № 1, скр. и фп. (1946); Дуэт, скр. и влч. (1947); Маленькая сюита № 2, скр. и фп. (1949); Сонатина, влч. и фп. (1949); Нежная мелодия (Zarte Melodie), влч. и фп. (1949).
Др. произв.: 16 песен, м.-сопр. и фп., сл. Х. Эвелпидиса (1941); музыка к его же пьесе Майское волшебство (1944); ок. 5 др. песен; обр. произв. Б. Бартока, И. Стравинского и др.