Юн,
Исан (Yun, Isang; 17.9.1917, Тхонъён, ныне Чхунму – 3.11.1995, Берлин). Корейский и немецкий композитор. Учился в Осаке и Токио, в том числе у ведущего японского композитора и педагога с европейской выучкой Томодзиро Икэнути. В годы Второй мировой войны участвовал в антияпонском сопротивлении, был арестован. После войны преподавал музыку в учебных заведениях разных городов Южной Кореи, в том числе в Сеульском университете (1953–1956), затем продолжил свое музыкальное образование в Парижской консерватории (1956–1957), Берлинской ВМШ (1958–1959), где занимался под руководством Блахера и ученика Шёнберга Йозефа Руфера, а также в Дармштадте. Работал в разных городах ФРГ, в 1964 году обосновался в Западном Берлине, откуда в 1967 был похищен агентами южнокорейской диктатуры. В Сеуле его судили как коммунистического агента и приговорили к пожизненному заключению, однако в 1969 под давлением западного общественного мнения он был освобожден и вернулся в Западный Берлин. Преподавал в Ганновере (1969–1971) и Берлинской ВМШ (1970–1985); среди его учеников – Хосокава. Был одной из самых видных фигур музыкальной жизни Западной Германии, удостоился ряда почетных наград. Будучи активистом Социалистического интернационала и поборником идеи мирного объединения Кореи, пользовался благосклонным отношением коммунистических властей Северной Кореи; в 1984 в Пхеньяне открылся Институт музыки имени Юна, а в 1987 там же состоялась премьера его патриотической кантаты Моя страна, мой народ, написанной подчеркнуто простым «демократическим» языком. Политическими идеями вдохновлены и некоторые другие его партитуры 1980-х, в том числе симфонии и Притча в память о Кванджу – отклик на расстрел студенческой демонстрации в Южной Корее. В обширном и многожанровом наследии Юна такие «популистские» опыты составляют исключение. Ощущая себя художником в равной степени азиатским и европейским, Юн считал своей задачей синтез восточного и западного начал в музыке. Сочиняя в европейских формах и для европейских инструментов, свободно используя западные (в том числе авангардные) техники и приемы, он тяготел к восточной трактовке звука как изолированного феномена, живущего собственной жизнью благодаря орнаментации и тонкому варьированию высоты, динамики, интенсивности вибрации. Значительная часть творчества Юна вдохновлена идеями даосизма, согласно которому все в мире течет и меняется в рамках неизменного единства ин и янь (отсюда – присущая Юну техника медленно сдвигающихся тональных центров, которые он именовал Haupttöne, нем. «главные тоны»). Во многих партитурах Юна заметную роль играют флейта и арфа, ассоциирующиеся с традиционным дальневосточным инструментарием. Впрочем, в отличие от другого пионера «восточно-западного» синтеза, Такэмицу, Юн не избегает остинатных фигур, резких, даже агрессивных акцентов, сильных контрастов, длительных динамических нарастаний и патетических кульминаций. О достигнутом в творчестве Юна 1960-х органическом единстве двух начал удачно свидетельствуют хотя бы трехчастный камерно-инструментальный цикл Лоян – необычайно богато и насыщенно, «ориентально» и вместе с тем авангардно звучащий опыт воссоздания образа дворцовой музыки, процветавшей в одноименном китайском городе в XI–XII веках, или «торжественное песнопение» Réak, где звуковая атмосфера экзотического ритуала реализована средствами большого оркестра с обширной группой разнообразных ударных. С начала 1970-х Юн тяготел скорее к академизму западного типа, в том числе в работах, свободных от политической или идеологической подоплеки.
Оперы: Сны (Träume), дилогия одноакт. опер: Сон Лю-Дуна (Der Traum des Liu-Tung), либр. В. Бауэрнфайнда по дидактической пьесе Ма Чиюаня, XIV век (пост. 1965, Зап. Берлин) и Вдова мотылька (Die Witwe des Schmetterlings), либр. Х. Кунца по кит. новелле XVI века (пост. 1969, Нюрнберг); Любовь духа (Geisterliebe), в 2 актах, либр. Кунца (пост. 1971, Киль); Сим Чжонг (Sim Tjong), корейская легенда в 2 актах с прологом и эпилогом, либр. Кунца (пост. 1972, Мюнхен).
Др. вок. муз.: Om mani padme hum, цикл для сопр., бар., хора и орк., сл. из бесед Будды в обр. В.Д. Рогоски, пер. К.О. Ноймана (1964); Сон мотылька (Ein Schmetterlingstraum), хор и уд., сл. Ма Чиюаня на кит. яз. (1968); Namo, 3 сопр. и орк., буддийские молитвенные формулы на санскр. (1971, ред. для сопр. и орк. 1975); Gagok, гол., гит., уд. (1972, ред. для гол. и арфы 1985); Память (Memory), 3 гол. и уд. (1974); На пороге (An der Schwelle), сонеты А. Хаусхофера для бар., жен. хора, орг. и инстр. анс. (1975); Мудрец (Der weise Mann), кантата для бар., хора и кам. орк., сл. из Екк. и Лао Цзы (1977); Ночь, будь разделена (Teile dich Nacht), 3 стихотв. Н. Закс для сопр. и кам. анс. (1980); Господь Пастырь мой (Der Herr ist mein Hirte), хор и трбн., сл. Пс. 23 и Закс (1981); О свет (O Licht), хор, скр. и уд., сл. Закс и буддийской молитвы (1981); Моя страна, мой народ (Naui Dang, Naui Minjokiyo), кантата для солистов, хора и орк., сл. южнокорейских поэтов (1987); 5-я симфония, бар. и орк., сл. Закс (1987); Эпилог (Epilog), сопр., жен. хор и 5 инстр. (1994, может исполняться с орк. произв. Ангел в пламени или отдельно).
Орк. муз.: Bara, мал. орк. (1960); Симфоническая сцена (Symphonische Szene, 1960); Звуковые коллоиды (Colloïdes sonores), стр. орк. (1961); Флюктуации (Fluktuationen, 1964); Réak (1966); Измерения (Dimensionen), орг. и орк. (1971); Концертирующие фигуры (Konzertante Figuren), мал. орк. (1972); Увертюра (1973); Harmonia, 13–16 дух., арфа, уд. (1974); Концерт для влч. с орк. (1976); Концерт для фл. с мал. орк. (1977); Двойной концерт для гоб., арфы и кам. орк. (1977); Muak, танц. фантазия для орк. (1978); Фанфара и мемориал (Fanfare & Memorial), арфа и орк. (1979); Концерт для клар. с мал. орк. (1981); Притча в память о Кванджу (Exemplum in memoriam Kwangju, 1981); 1-й концерт для скр. с орк. (1981); 1-я симфония (1983); 2-й концерт для скр. с орк. (1983–1986); Gong-Hu, арфа и стр. орк. (1984); 2-я симфония (1984); 3-я симфония (1985); Впечатление (Impression), мал. орк. (1986); Mugung-Dong, заклинание для дух., уд. и кб. (1986); 4-я симфония Петь во тьме (Im Dunkeln singen, 1986); Концертный дуэт для гобоя (тж. англ. рожка), влч. и стр. орк. (1987); 1-я камерная симфония, 2 гоб., 2 влт., стр. орк. (1987); 2-я камерная симфония Погибшим за свободу (Den Opfern der Freiheit), мал. орк. (1989); Контуры (Konturen, 1989); Концерт для гобоя с орк. (1990); Silla (1992); 3-й скр. концерт (1992); Ангел в пламени (Engel in Flammen, 1994, исполняется с Эпилогом для сопр., жен. хора и 5 инстр.).
Кам.-инстр. муз. (2–13 исполн.): Музыка для 7 инструментов (Musik für sieben Instrumente), дух. квинтет, скр. и влч. (1959); 3-й стр. квартет (1959, 2/1961); Лоян (Loyang), фл., гоб., клар., фаг., арфа, уд. (4 исполн.), скр., влч. (1962); Garak, фл. и фп. (1963); Gasa, скр. и фп. (1963); Nore, влч. и фп. (1964); Образы (Images), фл., гоб., скр., влч. (1968); Riul, клар. и фп. (1968); Фп. трио (1972–1975); Трио для фл., гоб. и скр. (1973); Рондель (Rondell), гоб., клар., фаг. (1975); Дуэт для альта и фп. (1976); Концертная пьеса (Pièce concertante), фл., клар., фп., уд., скр., альт, влч., кб. (1976); Октет для клар., фаг., влт. и стр. квинтета (1978); Соната для гоб., арфы и альта или влч. (1979); Новеллетта (Novellette), фл. и арфа, скр. и влч. (или альт) ad lib. (1980); Концертино для акрд. и стр. квартета (1983); Инвенции для 2 гоб. (1983, ред. для 2 фл. 1984); Сонатина для 2 скр. (1983); 1-й квинтет для клар. и стр. (1984); Дуэт для влч. и арфы (1984); Квинтет для фл. и стр. (1986); Квартет для 4 фл. (1986); Встреча (Rencontre), клар., влч., арфа или фп. (1986); Ковер (Tapis), стр. квинтет (1987); Созерцание (Contemplation), 2 альта (1988); Расстояния (Distanzen), квинтеты дер. дух. и стр. (1988); Праздничный танец (Festlicher Tanz), дух. квинтет (1988); Интермеццо для влч. и акрд. (1988); Квартет для фл., скр., влч. и фп. (1988); Pezzo fantasioso, 2 выс. инстр. и бас ad lib. (1988); 4-й стр. квартет (1988); Кличи (Rufe), гоб. и арфа (1989); Вместе (Together), скр. и кб. (1989); 5-й стр. квартет (1990); 1-й камерный концерт, 7 дух., уд., стр. квинтет (1990); 2-й камерный концерт, гоб., трбн., фп., уд., альт, влч., кб. (1990); Соната для скр. и фп. (1991); Дух. квинтет (1991); Пространство-1 (Espace I), влч. и фп. (1992); Квартет для фп., влт., трубы и трбн. (1992); 6-й стр. квартет (1992); Трио для клар., фаг. и влт. (1992); Пространство-2 (Espace II), влч., арфа, гоб. ad lib. (1993); Дух. октет (1993); 2-й квинтет для клар. и стр. (1994); Восточно-западные миниатюры (Ost-West-Miniaturen), гоб. и влч. (1994); Квартет для гобоя и стр. (1994).
Для инстр. соло: 5 пьес для фп. (1958); Shao Yang Yin, клав. (1966); Звуковые трубы (Tuyaux sonores), орг. (1967); Глиссе (Glissées), влч. (1970); Piri, гоб. (1971); 5 этюдов для фл. (1975); Фрагмент (Fragment), орг. (1975); Королевская тема (Königliches Thema) по Музыкальному приношению Баха, скр. (1976); Соломон (Salomo), фл. (1978); Интерлюдия А (Interludium A), фп. (1982); Монолог (Monolog), бас-клар. (1983, ред. для фаг. 1984); Ли-На в саду (Li-Na im Garten), скр. (1985); В равновесии (In Balance), арфа (1987); Контрасты (Kontraste), 2 пьесы для скр. (1987); Sori, фл. (1988); Китайские картины (Chinesische Bilder), блокфл. или фл. (1993); 7 этюдов для влч. (1993).