Этвёш,
(Эётвёш) Петер (Eötvös; р. 2.1.1944, Секейудвархей, ныне Одорхею-Секуеск). Венгерский композитор и дирижер. Учился в Будапештской академии музыки (1958–1965). В 1966 году обосновался в Кёльне. Совершенствовался по композиции у Циммермана, сотрудничал со Штокхаузеном (в 1968–1976 играл на клавишных и ударных в ансамбле под его руководством), в 1971–1979 работал в Студии электронной музыки Западногерманского радио. В 1979 по предложению Булеза стал художественным руководителем парижского Ensemble InterContemporain (занимал эту должность до 1991). Работает и с другими коллективами, специализирующимися на новой музыке, дирижирует симфоническими и камерными оркестрами по всей Европе; в 1994–2005 возглавлял Камерный оркестр радио в Хилверсюме (Нидерланды). В 1991 основал международный институт своего имени и фонд для молодых дирижеров. Профессор ВМШ в Карлсруэ (1992–1998 и с 2002) и Кёльне (1998–2001). Известен прежде всего как компетентный интерпретатор музыки XX века от Новой венской школы и Бартока до работ современных композиторов разных направлений; первым исполнил ряд партитур Картера, Мадерны, Лигети, Хубера, Букурешлиева, Куртага, Донатони, Денисова, Бёртуисла, Ами, Лахенмана, Харви, Райча, Хёллера, Гризе, Шьяррино, Рима, Саариахо, Линдберга и др. Как композитор Этвёш декларирует отсутствие специфического интереса к проблемам музыкального языка и стремление меняться с каждым новым опусом, подчеркивает внемузыкальную природу своих творческих импульсов. Большинство его произведений имеет отношение к театру. Помимо ряда театральных миниатюр (Три мадригальные комедии (Drei Madrigalkomödien) для 12 голосов, слова Джезуальдо, 1963–1990; Харакири (Harakiri) для актеров и сякухати, текст Иштвана Балинта, 1973; Радамес (Radames) для певцов и 4 инструментов, либретто Этвёша по мотивам Аиды, 1976, 2-я ред. 1997, и др.), его перу принадлежат полномасштабные оперы Три сестры (в 3 звеньях, по Чехову, пост. (на русском языке) 1998, Лион; главные женские партии в первоначальной версии этой оперы поручены контратенорам, трактовка чеховского сюжета отмечена влиянием японского театра Кабуки; Балкон (Le balcon), по пьесе Жана Жене, пост. 2002, Экс-ан-Прованский фестиваль; Ангелы в Америке (Angels in America), в 2 частях, по пьесе Тони Кушнера, пост. 2004, Париж; Любовь и другие демоны (Love and Other Demons), в 2 актах, по Г. Гарсиа Маркесу, пост. 2008, Глайндбёрн; Леди Сарасина (Lady Sarashina), в 9 картинах, по японскому литературному памятнику XI века, 2008, Лион; Золотой дракон (Der goldene Drache), в 21 сцене, по пьесе Роланда Шиммельпфеннига, 2014, Франкфурт. В 2015 году в Кёльне была поставлена одноактная опера Этвёша Без крови (Senza sangue) по одноименному роману современного итальянского писателя Алессандро Барикко, предназначенная специально для того, чтобы исполняться в один вечер с Замком герцога Синяя Борода Бартока. Элемент театрализации присущ и многим партитурам Этвёша концертных жанров. Так, его сцены для струнного квартета Переписка (Korrespondenz, 1992) задуманы как спектакль по письмам Леопольда и Вольфганга Амадея Моцартов, где виолончель выступает персонификацией отца, а альт – сына; в партиях обоих инструментов подчеркнут элемент квазиречевой декламации. Театральная, драматическая подоплека угадывается и в таких опусах, как Психокосмос (Psychokosmos) для венгерских цимбал и оркестра (1993) и трехчастный двойной концерт для электронно усиленных флейты и кларнета с малым оркестром Тени (Shadows, 1996). Богатое тембровое воображение Этвёша, его склонность к пространственным эффектам и к соединению сложного современного языка с танцевальными ритмами и мотивами фольклорного происхождения проявились в одной из его самых известных работ – сорокаминутной трехчастной поэме Атлантида (Atlantis) для баритона, дисканта, цимбал, трех синтезаторов и оркестра (с преобладанием духовых и ударных) на слова из поэмы Шандора Веёреша Безмолвная музыка (1995). Подбор тембров и размещение исполнителей в пространстве направлены на создание ирреальной, фантастической звуковой атмосферы; последняя служит воплощению утопических коннотаций мифа об исчезнувшем континенте и «остранению» элементов фольклора.