Антейл,

Джордж, собств. Георг (Карл Иоганн) Антайль (Antheil; 8.7.1900, Трентон, Нью-Джерси – 12.2.1959, Нью-Йорк). Американский композитор. Учился в Филадельфии у Константина фон Штернберга (Sternberg) и в Нью-Йорке у .В 1922 году переехал в Берлин, год спустя – в Париж, где быстро приобрел известность как крайний модернист, последователь и итальянского футуризма, приверженец джаза, шумовых эффектов и механических остинатных ритмов (Авиационная соната, Дикая соната, Джазовая соната для фп., 1-я и 2-я сонаты для скрипки и фп.). Музыка Антейла удостоилась высокой оценки ряда влиятельных художников и литераторов «авангардного» направления, в том числе Дж. Джойса, П. Пикассо и жившего в Париже американского поэта и композитора-любителя Эзры Паунда (Pound, 1885–1972), который написал о молодом Антейле книгу и ряд статей. В 1926 году в Париже с большим успехом был исполнен 20-минутный Механический балет Антейла, целиком основанный на остинатных синкопированных ритмах и, в подражание Свадебке , инструментованный для ансамбля роялей или пианол и ударных и шумовых инструментов, включая электрические звонки и самолетные пропеллеры. Предвосхищая минимализм, молодой Антейл мечтал о «формах, которые будут длиться не полчаса или час, а 8 часов, 16 часов или 2 дня»; предвосхищая , он включал в свои партитуры длительные паузы, в которых «время само действует как музыка». Во второй половине 1920-х Антейл неожиданно отошел от принесшей ему славу экстравагантной манеры и создал несколько крупных оркестровых партитур в благопристойном духе французского неоклассицизма. Его последним заметным успехом стала премьера оперы Трансатлантик на собственное либретто, высмеивающее американскую политическую жизнь (1930). В 1933 Антейл вернулся в США, в 1936 поселился в Лос-Анджелесе, где стал одним из видных композиторов Голливуда. В 1940–1950-х сочинял также традиционные по музыкальному языку оперы, симфонии, камерно-инструментальную, вокальную, фортепианную музыку.

Осн. произв.: Авиационная соната (Airplane Sonata), фп. (1921); Дикая соната (Sonate sauvage), фп. (1922); 3-я соната для фп. Смерть машин (Death of Machines, 1923); 4-я соната для фп. Джазовая (Jazz Sonata, 1923); Симфония, фл., фаг., труба, трбн., альт (1923); 1-я соната для скр. и фп. (1923); 2-я соната для скр., фп. и барабанов (1923); Механический балет (Ballet mécanique), анс. фп., уд. и шумовых инстр. (1923–1925, пост. 1926, Париж); 3-я соната для скр. и фп. (1924); 1-й стр. квартет (1924); Джазовая симфония (A Jazz Symphony, 1925); Симфония in F (1926); Концерт для фп. с орк. (1926); 2-й стр. квартет (1927); Трансатлантик (Transatlantic), опера в 3 актах, либр. А. (1927–1928, пост. 1930, Франкфурт-на-Майне); Каприччо, орк. (1930); Пьеса (Креолка) (Morceau (The Creole)), орк. (1932); Женщина 100 голов (La femme 100 têtes), 44 прелюдии и ударный танец (44 Preludes and Percussion Dance), фп. (1933); 2-я симфония (1938); 3-я симфония Американская (American, 1939); 4-я симфония 1942 (1942); Сонатина для скр. и фп. (1945); 5-я симфония Трагическая (Tragic, 1946); 4-я соната для скр. и фп. (1948); 4-я соната для фп. [так!] (1948); 5-я симфония [так!] Веселая (Joyous, 1948); 6-я симфония По Делакруа (After Delacroix, 1948); Серенада, стр. орк. (1948); Песни опыта (Songs of Experience), вок. цикл для гол. с фп., сл. У. Блейка (1948); Вольпоне (Volpone), опера в 3 актах, либр. А. Перри по Б. Джонсону (1949–1952, пост. 1953, Лос-Анджелес); Столица мира (Capital of the World), балет (1952).

Автобиогр. Bad Boy of Music («Несносный мальчишка музыки»). Garden City, NY, 1945.