Бэббитт,

(Баббитт, Беббитт) Милтон (Байрон) (Babbitt; 10.5.1916, Филадельфия – 29.1.2011, Принстон). Американский композитор, музыкальный теоретик, педагог. Получил математическое образование, учился композиции в Нью-Йоркском университете, брал уроки у Роджера Сешнса. С 1938 года преподавал в Принстонском университете (с 1948 на постоянной основе), с 1973 – в нью-йоркской Джульярдской школе. Считается основоположником так называемой Принстонской школы 12-тоновой композиции; среди его учеников – один из пионеров компьютерной музыки Леджарен Хиллер, Жевски, Харви. Написал ряд исследований по теоретическим проблемам современной музыки, в том числе по принципиальным вопросам анализа атональной и серийной музыки; значительная часть соответствующей англоязычной терминологии была впервые введена в научный обиход именно в трудах Бэббитта. Его композиторский стиль сформировался под влиянием Веберна и, в еще большей степени, поздних серийных композиций Шёнберга, формы которых, согласно Бэббитту, определяются внутренними структурными особенностями лежащих в их основе додекафонных серий. В своих первых опубликованных произведениях (Три композиции для фп., Композиция для 12 инструментов) Бэббитт, пользуясь специально разработанным методом установления структурных аналогий между звуковысотным и другими аспектами музыки, применил принцип серийной организации к ритму и тембру; наряду с Мессианом он явился одним из пионеров многопараметрового сериализма. Более радикальные шаги в этом направлении были сделаны им позднее, когда в его распоряжении оказался такой идеальный инструмент для контроля над всеми серийно организованными параметрами музыки, как синтезатор Американской радиокорпорации (RCA). С использованием последнего написано, в частности, самое известное произведение Бэббитта – Филомела для сопрано и магнитофона на текст Дж. Холландера по мотивам греческого мифа о женщине, превращенной в соловья; сочетая «живой» голос с голосом, записанным на пленку, и синтезированными звучаниями, Бэббитт добивается любопытной игры переходов между человеческим и «нечеловеческим» пением. Методология, лежащая в основе композиций Бэббитта, как правило, подробно излагается в его теоретических работах и выглядит сложно. В своих заявлениях и статьях Бэббитт предстает не столько художником, сколько исследователем и «манипулятором», вся фантазия которого направлена на изобретение новых способов фильтрации, систематизации, преобразования и комбинирования неких абстрактных конфигураций. Значительный отклик имела статья Бэббитта, опубликованная в 1958 под заглавием Не все ли равно, слушаете ли вы? (Who Cares if You Listen?). В ней Бэббитт сравнил ситуацию современного серьезного композитора с ситуацией физика или математика: по мнению Бэббитта, сложная новая музыка, подобно современной науке, не может быть понята неспециалистом, и поэтому для подлинно современного композитора естественно стремление ограничить свою аудиторию узким кругом профессионалов. В глазах широкой публики Бэббитт олицетворял характерный для американской действительности второй половины ХХ века феномен «университетского композитора» – представителя щедро финансируемой интеллектуальной элиты, активно утверждающей свою самодостаточность. Возможно, музыке Бэббитта, особенно созданной после начала 1970-х, не совсем чужды артистизм, изящество, а иногда и юмор, однако его творческая установка оставалась крайне рациональной и конструктивистской, а его упорная приверженность сериализму и изощренной наукообразной терминологии могла произвести впечатление неизжитого инфантилизма.

Заслуги Бэббитта не ограничиваются областью музыки. В годы Второй мировой войны он служил в военно-разведывательном ведомстве США, выполнял сверхсекретные задания. Бэббитт снискал известность также как знаток развлекательного репертуара времен своей молодости, когда он безуспешно пытался сделать карьеру автора популярной музыки.

Для орк.: ранние произв.; Relata I (1965); Relata II (1968); Искусство сочетаний (Ars combinatoria), мал. орк. (1981); 1-й концерт для фп. с орк. (1985); Преображенные ноты (Transfigured Notes), стр. орк. (1986); 2-й концерт для фп. с орк. (1998); Concerti (2004).

Для 2–12 инстр.: Композиция для 4 инстр., фл., клар., скр., влч. (1948); Композиция для 12 инстр., дух. квинтет, труба, арфа, чел., стр. трио, кб. (1948, 2/1954); Композиция для альта и фп. (1950); Квинтет для дер. дух. (1953); 2-й стр. квартет (1954); All Set, джаз-бэнд (1957); Sextets, скр. и фп. (1966); 3-й стр. квартет (1970); 4-й стр. квартет (1970); Arie da capo, фл., клар., фп., скр., влч. (1973–1974); Парафразы (Paraphrases), 9 дух. и фп. (1979); Dual, влч. и фп. (1980); 5-й стр. квартет (1982); Групповое (Groupwise), фл., стр. трио, фп. (1983); Four Play, клар. и фп. трио (1984); The Joy of More Sextets, скр. и фп. (1986); Фанфара, 12 медн. дух. (1987); Ужин (Souper), чтец, фл., клар., фп. трио (1987); Взвихренная серия (Whirled Series), сакс. и фп. (1987); The Crowded Air, фл., гоб., клар., фаг., фп., мар., гит., стр. трио, кб. (1988); Consortini, фл., фп., вибр., мар., влч. (1989); Soli e Duettini, 2 гит. (1989); Soli e Duettini, скр. и альт (1990); Counterparts, квинтет медн. дух. (1992); Septet, but Equal, 3 клар., стр. трио, фп. (1992); Фанфара для всех (Fanfare for All), квинтет медн. дух. (1993); 6-й стр. квартет (1993); Речитатив с сопровождением (Accompanied Recitative), сакс. и фп. (1994); Прибытия и отбытия (Arrivals and Departures), 2 скр. (1994); Триада (Triad), клар., альт, фп. (1994); Фанфара на 250-летие (Bicenquinquagenary Fanfare), квинтет медн. дух. (1995); Фп. квинтет (1995); Квинтет для клар. и стр. (1996); Когда мы втроем встретимся вновь? (When Shall We Three Meet Again?), фл., клар., вибр. (1996); Малое долговечно (Little Goes a Long Way), скр. и фп. (2000); Первая лебединая песня (Swan Song No. 1), фл., гоб., гит., манд., скр. и влч. (2003); Бис (An Encore), скр. и фп. (2006).

Для фп.: Три композиции (1947); Дуэт (Duet, 1956); Полупростые вариации (Semi-Simple Variations, 1956); Partitions (1957); Post-Partitions (1966); Картины (Tableaux, 1972); Minute Waltz (3/4±1/8) (1977); Playing for Time (1) (1977); My Complements to Roger (1978); About Time (1982); Don, фп. в 4 руки (1981); Каноническая форма (Canonical Form, 1983); Playing for Time (2) (1983); It Takes Twelve to Tango (1984); Подарочек (Lagniappe, 1985); Добавочное время (Overtime, 1987); По его собственным словам (In his Own Words), чтец и фп. (1988); Эмблемы (Emblems [Ars emblematica], 1989); Посвящение (Envoi), фп. в 4 руки (1990); Прелюдии, интерлюдии и постлюдия (1991); Tutte le corde (1994); Старый порядок меняется (The Old Order Changeth, 1998); Allegro Penseroso (1999).

Для др. инстр. соло: Мои концы – мои начала (My Ends are My Beginnings), клар. (1978); Мелизмы (Melismata), скр. (1982); Sheer Pluck, гит. (1984); Проповедь (Homily), мал. барабан (1987); Проторенные дороги (Beaten Paths), мар. (1988); Сыграй это еще раз, Сэм (Play it Again Sam), альт (1989); Всего лишь одинокая флейта (None but the Lonely Flute), фл. (1991); Вокруг рога (Around the Horn), валторна (1993); Множественная музыка (Manifold Music), орг. (1995); Композиция для одного инструмента, чел. (1999); Concerto piccolino, вибр. (1999); Еще «Мелизмы» (More Melismata), влч. (2006).

Для хора a cappella: ранние произв.; Еще «Фонемены» (More Phonemena), 12 гол. (1978); Елизаветинский секстет (An Elizabethan Sextette), жен. хор (1979); Глоссы (Glosses), хор мальчиков (1988).

Для гол. с инстр.: Весенний плач вдовы (The Widows Lament in Springtime), сопр. и фп., сл. У.К. Уильямса (1950); Du, вок. цикл, сопр. и фп., сл. А. Штрамма (1951); Два сонета, бар., клар., альт, влч., сл. Дж.М. Хопкинса (1955); Звуки и слова (Sounds and Words), сопр. и фп. (1960); Композиция для тен. и 6 инстр. (фл., гоб., стр. трио, клав.) (1960); Фонемены (Phonemena), сопр. и фп. (1970); A Solo Requiem, сопр. и 2 фп., сл. Шекспира, Дж.М. Хопкинса, Дж. Мередита, А. Штрамма, Дж. Драйдена (1977); Изголовье кровати (The Head of the Bed), сопр., фл., клар., скр., влч., сл. Дж. Холландера (1982); Вёрджинельная книга (The Virginal Book), к.-тен. и фп. (1988); Четыре рыцарские песни (4 Cavalier Settings), тен. и гит., сл. Р. Херрика и Т. Кэрью (1991); MehrDu’, м.-сопр., альт, фп., сл. А. Штрамма (1991); Катрены (Quatrains), сопр., 2 клар. (1993); Дальнейшее не совсем ясно (No Longer Very Clear), сопр., фл., клар., скр., влч. (1994); Пантуны (Pantuns), сопр. и фп., сл. Дж. Холландера (2000); Из Псалтири (From the Psalter), сопр. и стр. орк., сл. Ф. Сидни (2002); Вечер за вечером (Now Evening after Evening), сопр. и фп., сл. Д. Уолкотта (2002); Вальс в доме (The Waltzer in the House), сопр. и вибр., сл. С. Куница (2003); Автобиография глаза (Autobiography of the Eye), сопр. и влч., сл. П. Остера (2004).

Для сопр. и магн.: Видение и молитва (Vision and Prayer), сл. Д. Томаса (1961); Филомела (Philomel), сл. Дж. Холландера (1964); Фонемены (Phonemena, 1975).

Для магн.: Композиция для синт. (1961); Ансамбли для синтезатора (Ensembles for Synthesizer, 1964); Вариации на случай (Occasional Variations, 1971).

Для инстр. и магн.: Соответствия (Correspondences), стр. орк., магн. (1967); Рефлексии (Reflections), фп., магн. (1975); Concerti, скр., мал. орк., магн. (1976); Образы (Images), сакс., магн. (1979).

Др. произв.: Сказочное путешествие (Fabulous Voyage), мюзикл по Одиссее Гомера (1946).

Ст. о разл. аспектах современной муз. и музыкознания, в том числе в сб.: Words about Music / Еd. by S. Dembski and J.N. Straus. Madison, WI, 1987.