Вайль,

(Вейль) Курт (Юлиан) (Weill; 2.3.1900, Дессау – 3.4.1950, Нью-Йорк). Немецкий композитор. Его отец Альберт Вайль был синагогальным кантором, сочинял духовную музыку. В 1918–1924 (с перерывом) К. Вайль учился композиции в Берлине, в том числе у известного оперного композитора и педагога Энгельберта Хумпердинка и у Бузони, который, по признанию Вайля, научил его «не бояться банальностей». Среди его ранних опусов примечательны хоровая партитура Recordare и Концерт для скрипки и духовых, отмеченные влиянием неоклассицизма Бузони и Стравинского. К середине 1920-х Вайль, подобно многим другим художникам и интеллектуалам Веймарской республики, перешел на позиции политически и социально ангажированного искусства. Поначалу не отказываясь от элементов «продвинутого» диссонантного музыкального языка, он стал все активнее применять популярные идиомы, в том числе джаз; характерны кантата Новый Орфей и одноактная пьеса с музыкой Королевский дворец на тексты поэта-экспрессиониста Ивана Голля и две оперы на либретто драматурга-экспрессиониста Георга Кайзера – Протагонист и Царь фотографируется. В 1926 году женой Вайля стала актриса и певица кабаре Лотте Ленья (наст. имя и фам. Каролине Бламауэр, 18.10.1898, Вена – 27.11.1981, Нью-Йорк); вскоре она прославилась как первая исполнительница центральных партий в его произведениях для музыкального театра, а также его песен.

В конце 1920-х Вайль сотрудничал с ведущим немецким левым драматургом Бертольтом Брехтом. На либретто Брехта написаны его самые значительные работы – Трехгрошовая опера (по мотивам знаменитой Оперы нищего на текст Джона Гея, пост. 1729, Лондон), Возвышение и падение города Махагони, Счастливый конец, Человек, говорящий «да». По замыслу авторов, вульгарный язык коммерческой музыки должен был функционировать в них как средство социальной критики. Однако сенсационный долговременный успех этих произведений был обусловлен, конечно же, не столько их «антикапиталистической» направленностью, сколько характерным для музыки Вайля элементом китча, который в восприятии широкой публики доныне служит символом «шикарной» жизни 1920-х. В сходной «китчевой» стилистике выдержаны и оперы на злобу дня, созданные Вайлем в начале 1930-х без участия Брехта (Поручительство, Серебряное озеро, последнее – вновь на либретто Кайзера).

После прихода к власти нацистов (1933) Вайль эмигрировал во Францию, где ненадолго возобновил сотрудничество с Брехтом (балет с пением Семь смертных грехов). С 1935 года он жил в Нью-Йорке и сочинял главным образом мюзиклы для бродвейских театров и прикладную музыку (в частности, написал музыкальное оформление к масштабному действу Бена Хехта Мы никогда не умрем, посвященному жертвам Холокоста и показанному во многих городах США).

Муз. театр: Волшебная ночь (Zaubernacht), одноакт. дет. балет-пантомима, либр. В. Борича (1922, Берлин); Протагонист (Der Protagonist), одноакт. опера, либр. Г. Кайзера (1926, Дрезден); Королевский дворец (Royal Palace), одноакт. опера-балет, либр. И. Голля (Берлин, 1927); Махагони (Mahagonny), пьеса с песнями (Songspiel) в 3 частях, либр. Брехта (1927, Баден-Баден); Царь фотографируется (Der Zar läßt sich photographieren), одноакт. опера-буффа, либр. Г. Кайзера (1928, Лейпциг); Трехгрошовая опера (Die Dreigroschenoper), пьеса с муз. в 3 актах с прологом, либр. Брехта и Э. Гауптман по Опере нищего Гея (1928, Берлин); Возвышение и падение города Махагони (Aufstieg und Fall der Stadt Mahagonny), опера в 3 актах, частично на осн. Махагони (1929, пост. 1930, Лейпциг); Счастливый конец (Happy End), комедия с муз. в 3 актах, либр. Э. Гауптман и Брехта (1929, Берлин); Человек, говорящий «да» (Der Jasager), школьная опера в 2 актах, либр. Брехта по пьесе япон. театра Но (1930, там же); Поручительство (Die Bürgschaft), опера в 3 актах, либр. К. Неэра по И.Г. Гердеру (1932, там же); Серебряное озеро: зимняя сказка (Der Silbersee: ein Wintermärchen), пьеса с муз. в 3 актах, либр. Г. Кайзера (1933, Лейпциг, Эрфурт и Магдебург); Семь смертных грехов (Die sieben Todsünden), балет с пением в 8 частях, либр. Брехта (1933, Париж); Путь обетования (Der Weg der Verheissung), библ. драма в 4 актах, либр. Ф. Верфеля (1935, пост. 1999, Хемниц, сокр. англ. версия – Вечный путь (The Eternal Road), пост. 1937, Нью-Йорк); Джонни Джонсон (Johnny Johnson), мюзикл в 3 актах, либр. П. Грина (1936, там же); Праздник ньюйоркцев (Knickerboker Holiday), мюзикл, либр. М. Андерсона (1938, там же); Железные дороги на параде (Railroads on Parade), живые картины, либр. Э. Хангерфорда (1939, там же); Дама в темноте (Lady in the Dark), мюзикл в 2 актах, либр. М. Харта, текст песен А. Гершвина (1940, Бостон); Прикосновение Венеры (One Touch of Venus), муз. комедия, либр. С.Дж. Перелмана и О. Нэша (1943, Нью-Йорк); Флорентийский подстрекатель (The Firebrand of Florence), оперетта, либр. Э.Дж. Майера по Б. Челлини, текст песен А. Гершвина (1945, там же); Уличная сцена (Street Scene), амер. опера в 2 актах, либр. Э. Райса, текст песен Л. Хьюза (1946, Филадельфия); Вниз в долину (Down in the Valley), одноакт. фолк-опера, либр. А. Сунгора (1948, Блумингтон); Люби жизнь (Love Life), водевиль в 2 частях, либр А.Дж. Лернера (1948, Нью-Йорк); Потерянный в звездах (Lost in the Stars), муз. трагедия, либр. М. Андерсона (1949, там же); неоконч. произв.; муз. к фильмам, спектаклям (в том числе к действу Мы никогда не умрем (We Will Never Die), пост. 1943, Нью-Йорк, партитура частично утеряна) и радиопостановкам.

Для орк.: 1-я симфония (1921); Дивертисмент (1922); Священная симфония (Sinfonia sacra, 1922); Концерт для скр. и дух. (1924); 2-я симфония (1933–1934); сюиты из муз. к театр. произв.

Вок. муз.: Recordare, дет. и смеш. хоры, библ. текст (1923); Новый Орфей (Der neue Orpheus), сопр., скр., орк., сл. И. Голля (1925); О смерти в лесу (Vom Tod im Wald), бас, 10 дух., сл. Брехта (1927); Берлинский реквием (Das Berliner Requiem), тен., бар., муж. хор, дух., сл. его же (1928); Полет Линдберга (Der Lindberghflug), тен., бар., хор, сл. его же (1929, на осн. муз. к радиопостановке, написанной совместно с П. Хиндемитом); Легенда о мертвом солдате (Die Legende vom toten Soldaten), хор, сл. его же (1929); Киддуш (Kiddush), тен., хор, орг. (1949); песни для гол. с фп.

Кам.-инстр. муз.: 1-й стр. квартет (1918); Соната для влч. и фп. (1920); 2-й стр. квартет (1923).

Лит. работы: Musik und musikalisches Theater. Gesammelte Schriften («Музыка и музыкальный театр. Избранные работы»). Mainz, 2000.