Буссотти,

Сильвано (Bussotti; р. 1.10.1931, Флоренция). Итальянский композитор, художник, сценограф, поэт, прозаик, режиссер, актер, певец. Родился в семье с художественными традициями, с детства занимался живописью и музыкой, учился во Флорентийской консерватории (в том числе у ), однако не окончил ее из-за войны. В 1949–1956 самостоятельно совершенствовался в композиции. Решающую роль в творческом становлении Буссотти сыграло пребывание в Париже (1956–1958), где он занимался у ученика Макса Дойча (Deutsch, 1892–1982), общался с и сблизился с идеологом авангарда Хайнцем-Клаусом Мецгером (Metzger, р. 1932). Последний ввел его в круг дармштадтских адептов новой музыки и познакомил с (1958). В Дармштадте Буссотти установил творческие контакты с яркими интерпретаторами авангардной музыки, пианистом Дэвидом Тюдором (Tudor, 1926–1996) и певицей Кэти Берберян (Berberian, 1925–1983). Вскоре он уверенно занял место на крайне левом фланге европейского авангарда. Активный интерес к обычным приемам из дармштадтского арсенала (таким, как изощренные формы серийной техники, различные варианты алеаторики, сколь угодно нетрадиционные способы вокального и инструментального звукоизвлечения) изначально сочетался у Буссотти со стремлением к «эстетизации» внешнего вида нотной записи; Буссотти широко пользуется разнообразными формами графической нотации, и многие его партитуры выглядят как произведения изобразительного искусства. Склонность Буссотти к демонстративному эротизму способствовала несколько скандальной известности его главных опусов 1960-х – камерной мистерии Страсти по Саду и Рара-реквиема (слово «рара» – rara, – часто встречающееся в заглавиях работ Буссотти, происходит от инициалов его многолетнего партнера и сотрудника Романо Амидеи (Romano Amidei)). Эти и многие другие произведения Буссотти почти неприкрыто автобиографичны; «эксгибиционизм», местами прямо нарушающий общепринятые этические нормы, сочетается в них с изощренностью конструктивных решений и тщательной интеллектуальной проработкой литературной основы. Для музыки Буссотти характерна густая, вязкая фактура с «вкраплениями» кантиленных мелодий и благозвучных гармоний, отчасти разряжающих общую напряженную атмосферу; нередки моменты почти старомодного романтического пафоса. Начиная с оперы Лоренцаччо (включающей Рара-реквием в качестве 4-го и 5-го актов) и балета Горный хрусталь, Буссотти последовательно воплощает в жизнь идею «тотального театра», где все компоненты сценического действа подчиняются единой художественной воле. Как правило, он сам режиссирует свои композиции и проектирует декорации и костюмы; его указания, относящиеся к режиссуре и сценографии, подробно зафиксированы в партитурах и обязательны для всех последующих постановок. Начиная с 1974 он объединяет все свои опусы под общим названием BUSSOTTIOPERABALLET (сокращенно B.O.B.). Многие из них основаны на классических сюжетах, обогащенных ассоциативными подтекстами, словно увиденных сквозь сюрреалистическую призму снов или галлюцинаций. Буссотти часто переделывает свои «оперобалеты», трансформируя их в новые звенья цикла; на материале театральных партитур он создает произведения концертных жанров и также включает их в B.O.B. (ряд таких произведений возник, например, на основе проекта Il catalogo è questo, названного по первым словам арии Лепорелло «со списком»). Таким образом цикл постоянно обогащается новыми внутренними связями, которые, по мысли Буссотти, укрепляют его цельность. С середины 1980-х внутри B.O.B. складывается цикл меньшего масштаба tredici trame – «тринадцать сюжетов», разнообразных по типу художественного воплощения и исполнительскому составу. Сам Буссотти характеризует свое творчество как совокупность фрагментов некоей утопии, которая в полном виде не может быть воссоздана и существует лишь в его сознании.

В 1975–1979 Буссотти был художественным руководителем венецианского оперного театра Ла Фениче, в 1982–1983 возглавлял фестиваль Пуччини в Торре-дель-Лаго. Преподавал композицию, анализ, историю музыкального театра в консерваториях Италии, руководил собственным фестивалем и театральной школой в Дженаццано близ Рима, ставил и оформлял оперы композиторов-классиков, выставлялся как живописец и график, публиковал стихи.

До B.O.B. (осн. произв.): Пьесы плоти (Pièces de chair), 14 пьес для разл. исполн. (1958–1960), в том числе Пять пьес для Дэвида Тюдора (Five Pieces for David Tudor), фп. (1959); Семь листков (Sette fogli), разные исполн. (1959); Торс (Torso), чтец, гол., орк., текст А. Брабанти (1960–1963); Память (Memoria), чтец, актеры, певцы, хор, орк. (1962); Семена Грамши (I semi di Gramsci), стр. квартет и орк. (1962–1971); Страсти по Саду (La passion selon Sade), одноакт. камерная мистерия с живыми картинами, по Л. Лабé (1965; Пять фрагментов «К Италии» (Cinque frammenti allItalia), вок. секстет и хор (1968); Рара-реквием (The Rara Requiem), 4 певца-солиста, вок. секстет, хор, гит., влч., дух., фп., арфа, уд., сл. из разл. источников (1969); Лоренцаччо (Lorenzaccio), романтич. мелодрама с танцами в 5 актах, по А. де Мюссе (1969–1972, включает Рара-реквием); Горный хрусталь (Bergkristall), одноакт. балет по А. Штифтеру (1973).

B.O.B. (для театра и для конц. исполнения, осн. произв.): Syro-Sadun-Settimino, 12 гол. (1974); Любимый предмет (Oggetto amato), бар., м.-сопр. и др. гол., фп. и магн. (1975); Ночью (Nottetempo), лирич. драма по Микеланджело и Софоклу (1976); редкости, Могучий (le rarità, Potente), одноакт. лирич. представление (1978); Il catalogo è questo: I (Opus Cygne), орк. с облигатными фл. (1979); Le Racine, pianobar pour Phèdre, пролог, 3 акта и интермеццо по Расину (1980); Федра/Гелиогабал (Phaidra/Heliogabalus) в 4 балетах и 3 интермеццо (1981); Бал Миро (Le Bal Mirò), балет-пантомима, орк. (1981); Il catalogo è questo: II (Raragramma), скр. и орк. с облигатными фл. (1982); Горный хрусталь (Cristallo di Rocca), балет по А. Штифтеру, солисты, хор и орк. (1983, расширенная ред. произв. 1973 года); Il catalogo è questo: III (Intermezzo), альт и орк. (1984); In memoriam (Cathy Berberian), гол., фл., альт и фп. (1984); Il catalogo è questo: IV (I Poemi), солисты, хоры, актер и орк. (1988); Федра (Fedra), лирич. трагедия в 3 актах с «интермеццо» по Расину (1988); Вдохновение (Lispirazione), мелодрама в 3 актах по Э. Блоху (1988); Intégrale Sade, фильм-опера по произв. 1965 года, 5 гол. и 15 инстр. (1989); Сицилийский эскиз (Bozzetto siciliano), одноакт. опера для орк. с «белым» гол. по Э. Наварро делла Миралья (1990); Японский календарь (Calendario giapponese), 12 инстр. (1992); Свидетель (Tieste), трагедия в 3 актах с прологом и эпилогом по Сенеке, солисты, 2 кам. хора и 10 инстр. (1993); Неистовый (Furioso), вердиевские парафразы для м.-сопр., фп. и мал. орк. (1994); Неведомые языки (Lingue ignote), бас и 7 инстр. (1994); Родной язык (Madrelingua), муж. хор, арфа и орк. (1994); Воспоминания об Италии (Souvenirs dItalie), орк. (1996); Сатиреска (La Satiresca), маленькая опера без пения в 5 балетах с 2 бисами, 4 инстр. (1997, на осн. работ 1949–1954 годов); Бесконечность (идиллия по Дж. Леопарди) (Linfinito (idillio leopardiano)), опера-сновидение, 3 солиста и инстр. анс. (1998); Поэзия Мальдорору (Poésies à Maldoror), 8 влч. (2000); Te Deum, хор и орк. (2004); Отец скорбящий (Pater doloroso), драма в 2 частях и 5 актах (2005); Orchestre mozartiane Inel Nome, орк. (2005); Orchestre mozartiane I ‘Rebus bene gestis’, орк. и мал. труба in D (2006); Лесной Сильвано. Представление жизни (Silvano Sylvano. Rappresentazione della vita), кам. опера, сопр., тен., бас, чтец и мал. орк. (2006).

Лит. работы, в том числе: I miei teatri («Мои театры»). Palermo, 1982; Letterati ignoranti («Безграмотные умники», сб. стихов). Siena, 1986; многочисл. комментарии к собств. произв.; ст. о муз. др. комп.