Берд,

(Бэрд) Тадеуш (Baird; 26.7.1928, Гродзиск-Мазовецки – 2.9.1981, Варшава). Польский композитор. В годы немецкой оккупации Польши брал уроки композиции у ведущих польских педагогов Болеслава Войтовича (Woytowicz) и Казимежа Сикорского (Sikorski), после войны учился в Варшавской консерватории у Петра Рытеля (Rytel) и Петра Перковского (Perkowski). До середины 1950-х писал тональную музыку, часто стилизованную в архаическом духе (характерна сюита Кола Брюньон, основанная на французских танцах XVI века); элементы стилизации, отсылающие к доклассическим эпохам истории музыки, встречаются и в более позднем творчестве Берда (Четыре любовных сонета, Песни труверов). В период «оттепели» был одним из инициаторов фестиваля современной музыки Варшавская осень. Получив возможность пользоваться новыми методами организации музыкального материала, стал писать в серийной технике, которую трактовал неортодоксально, в духе , не избегая тональных ассоциаций. Подобно Бергу был мастером сложных архитектонических форм и свободно разворачивающейся экспрессивной мелодии. В 1960-х эмоционально напряженная, ярко и разнообразно инструментованная музыка Берда пользовалась заметным успехом не только в Польше, но и за ее пределами; его партитуры (в том числе Четыре эссе, Вариации без темы, Четыре диалога) были удостоены почетных международных наград и вошли в репертуар известных исполнителей. В позднейшей музыке Берда возобладал более мрачный, суровый тон (характерны Concerto lugubre для альта с оркестром и вокальный цикл Голоса издалека – последнее произведение композитора). Для зрелого творчества Берда показательно заглавие одного из его опусов – Психодрама: как в этой, так и в ряде других его партитур запечатлены причудливые, конфликтные процессы, происходящие в глубинах надломленной, не всегда уравновешенной души.

С 1974 года Берд преподавал композицию в Варшавской академии музыки.

Вок. муз.: 3 песни на староитальянские тексты, сопр., 3 альта и влч. (1952); Лирическая сюита (Suita liryczna), 4 песни, сопр. с орк., сл. Ю. Тувима (1953); Две любовные песни (Dwie pieśni miłosne), сопр. с фп., сл. нар. (1953); Баллада о солдатской кружке (Ballada o żołnierskim kubku), кантата, сл. С. Штрумф-Войткевича (1954); 5 детских песен, жен. гол. с фп., сл. Ю. Чеховича (1955); Четыре любовных сонета (Cztery sonety miłosne), бар. с орк., сл. Шекспира в польск. пер. (1956, 2( бар., стр. орк. и клав.) /1969); Наставление (Egzorta), чтец, хор и орк., древнеевр. текст (1960); Эротики (Erotyki), 6 песен, сопр. с орк., сл. М. Хиллар (1961); Этюд (Etiuda), вок. орк., уд. и фп. (1961); Песни труверов (Pieśni truwerów), к.-а., 2 фл. и влч. (1963); Завтра (Jutro), одноакт. муз. драма, либр. Е.С. Сито по Конраду (1966, Варшава); 4 песни на сл. В. Парун, м.-сопр. и кам. орк. (1966); 5 песен на сл. Х. Посвятовской, м.-сопр. и 16 инстр. (1968); Письма Гёте (Goethe-Briefe), кантата, бар., хор и орк. (1970); Голоса издалека (Głosy z oddali), 3 песни, бар. и орк., сл. Я. Ивашкевича (1981).

Орк. муз.: Concerto grosso в старинном стиле, мал. орк. (1949); Концерт для фп. с орк. (1949); Симфониетта (1949); Увертюра в старинном стиле (Uwertura w dawnym stylu), мал. орк. (1950); 1-я симфония (1950); Кола Брюньон (Colas Breugnon), сюита в старинном стиле, фл. и стр. орк. (1951); Радостная увертюра (Uwertura giocosa, 1952); 2-я симфония Sinfonia quasi una fantasia (1952); Концерт для орк. (1953); Кассация (Cassazione, 1956); Четыре эссе (Cztery eseje, 1958); Espressioni varianti, скр. и орк. (1959); Вариации без темы (Wariacje bez tematu, 1962); Музыка на Богоявление (Muzyka epifaniczna, 1963); Четыре диалога (Cztery dialogi), гоб. и кам. орк. (1964); Четыре новеллы (Cztery nowele), кам. орк. (1967); Короткая симфония (Sinfonia breve, 1968); 3-я симфония (1969); Психодрама (Psychodrama, 1972); Концерт для гоб. с орк. (1973); Элегия (Elegeia, 1973); Скорбный концерт (Concerto lugubre) для альта с орк. (1976); Сцены: разговор, спор и примирение (Sceny: rozmowa, spór i pojednanie), влч., арфа и орк. (1977); Канцона (Canzona, 1981).

Кам.-инстр. муз.: 2 каприса, клар. и фп. (1953); 4 прелюдии, фаг. и фп. (1954); Дивертисмент, фл., гоб., клар. и фаг. (1956); Стр. квартет (1957); Игра (Play), стр. квартет (1971); Вариации в форме рондо (Wariacje w formie ronda), стр. квартет (1978).

Фп. пьесы для детей (1949–1953).

Муз. для театра, кино и ТВ.