Бéрио,

Лучано (Berio; 24.10.1925, Онелия – 27.5.2003, Рим). Итальянский композитор. Родился в музыкальной семье; его первыми учителями были отец и дед – органисты и композиторы. В 1945–1951 учился в Миланской консерватории, в том числе композиции у Джорджо Федерико Гедини (Ghedini, 1892–1965) и дирижированию у Антонино Вотто (Votto, 1896–1985) и Карло Мариа Джулини (Giulini, 1914–2005). В 1950 женился на выдающейся певице, исполнительнице новой музыки Кэти Берберян (Berberian, 1925–1983) которая стала первой исполнительницей всех его сольных вокальных опусов до Recital I (1972). В 1952 прошел курс современной музыкальной композиции в Тэнглвуде у , под влиянием которого углубил свое знакомство с серийной техникой и научился пользоваться ею свободно и артистично, сочетая ее с диатоническими пассажами и протяженной экспрессивной мелодией, при случае не избегая оборотов, заимствованных из популярной танцевальной музыки (показателен триптих Камерная музыка для женского голоса и 3 инструментов – произведение, которое принесло Берио широкую известность). Стилистическая неоднородность характерна и для последующего творчества Берио, но она редко принимает форму прямой полистилистики; для Берио более обычно деликатное соединение элементов «авангардного» языка с диатоникой (в том числе фольклорного происхождения), рельефными мелодическими линиями, благозвучными гармониями в контексте связного музыкального повествования, наделенного легко постижимой внутренней логикой.

В 1954 году Берио и основали при Итальянском радио в Милане студию электронной музыки, а в 1956-м учредили общество Incontri musicali (Музыкальные встречи), которое устраивало регулярные концерты новой музыки и издавало одноименный журнал. В середине 1950-х Берио примкнул к так называемой дармштадтской школе; в нескольких партитурах этого периода отдал дань поствеберновскому авангарду в его наиболее жестком, стилистически бескомпромиссном варианте. Однако подчеркнуто «герметический» подход к искусству музыкальной композиции, характерный для дармштадтского авангарда 1950-х, оказался в целом чужд его художественному темпераменту. Экспериментируя с техническими аспектами новой музыки, в том числе с нетрадиционными способами инструментального и вокального звукоизвлечения, а также с электроникой, Берио, как правило, заботился и о том, чтобы увлечь своего слушателя яркими тембровыми находками, неожиданными сопоставлениями и сдвигами, виртуозными или юмористическими эффектами и одновременно дать ему достаточно богатую пищу для ума. Присущее искусству Берио сочетание броской виртуозности и интеллектуальной утонченности своеобразно воплотилось в серии Секвенций (Sequenze) – театрализованных сольных этюдов, музыка которых насыщена историческими ассоциациями и глубоко, разносторонне, часто парадоксально раскрывает природу соответствующих инструментов. Берио писал Секвенции на протяжении большей части своей творческой жизни (1958–2002). На основе некоторых Секвенций, приписав к сольной партии оркестровое или ансамблевое сопровождение (своего рода комментарий), он создал ряд пьес под общим названием Chemins (Пути).

О широте и серьезности интеллектуальных интересов Берио еще красноречивее свидетельствует его музыка, связанная с текстом. Помимо литературы различных эпох и направлений, вплоть до творчества радикальных модернистов (Дж. Джойса, каммингса 1Американский поэт Эдуард Эстлин Каммингс (Cummings, 1894–1962) настаивал на том, чтобы его фамилия и инициалы писались со строчных букв. С. Беккета), в поле зрения Берио находились семиотика (ведущий итальянский семиотик Умберто Эко был его близким другом и сотрудником), структурная антропология, экзистенциальная философия и другие актуальные течения современной гуманитарной мысли. Стремление Берио к синтезу разнородных идей, объединенных гуманистической «сверхидеей», было впервые реализовано в масштабном вокально-симфоническом цикле Эпифании на тексты разноязычных поэтов и прозаиков, трактующие о духовном прозрении. Как Эпифании, так и более ранние Круги – род концертного представления для певицы и трех инструменталистов на слова каммингса – примечательны богатством вокальной фактуры, включающей кантилену, речитатив, колоратурные пассажи, речевое пение (Sprechgesang), пение non vibrato, frullato и закрытым ртом, широчайшие скачки, выкрики, смех, скороговорку, щелканье языком, шепот и т.п. Обе композиции, как и более поздние Sequenza III, Народные песни (сюита из 11 обработок песен разных народов в сопровождении камерного оркестра) и полистилистический Recital I for Cathy создавались в расчете на исключительные музыкальные, актерские и языковые способности Берберян.

С начала 1960-х до начала 1970-х Берио жил главным образом в США, где преподавал композицию в Миллс-колледже (Окленд, Калифорния), Гарвардском университете, Джульярдской школе (Нью-Йорк). Свою склонность к масштабному, культурологически содержательному осмыслению духовных проблем современности он за эти годы реализовал в партитурах Laborintus II на текст Э. Сангуинети по мотивам Данте, знаменитой коллажно-полистилистической Симфонии и опере Opera – своеобразном этюде на тему об упадке оперного жанра и всей западной цивилизации. Позднее фольклорно-коллажная линия была продолжена в Хоре – монументальной антологии исканий, надежд и страхов современного человечества.

Вернувшись в Европу, Берио принял участие в организации парижского Института музыкальных и акустических исследований (IRCAM) и до 1980 руководил его электроакустическим подразделением. В 1987 году основал во Флоренции аналог IRCAM – Centro Tempo Reale. Творчество Берио 1970–1990-х чрезвычайно разнообразно в жанровом и стилистическом отношениях. Его самую известную часть, помимо Секвенций и Путей, составляют камерно-ансамблевые и оркестровые пьесы, каждая из которых, как правило, основана на достаточно ясном конструктивном принципе. Благодаря привлекательному тембровому и гармоническому колориту и динамичному внутреннему «нерву» многие из этих опусов приобрели достаточно широкую популярность; среди них – Линия для 2 фп., вибрафона и маримбы (первоначально предназначенная для балетного исполнения), концертная пьеса для фп. с камерным оркестром Найти точки на кривой.., Впечатления (результат наложения двух самостоятельных оркестровых партитур: Неподвижность (Still) и Движение), концертная пьеса для виолончели с камерным оркестром Возвращение «Сновидений» (посвящена Мстиславу Ростроповичу), Requies (памяти Берберян), альтовый концерт Голоса (на основе сицилийской народной мелодии), Formazioni, Concerto II (на основе пьесы Найти точки на кривой…), Continuo, двойной концерт для кларнета и альта с оркестром Alternatim. Музыкальные достоинства опер Берио не столь бесспорны. Их либретто отличаются высоким литературным качеством и представляют собой результат активного творческого переосмысления («деконструкции») классических сюжетов (так, опера Правдивая история основана на Трубадуре Верди, опера Король слушает – на Буре Шекспира, а опера Outis (Никто) – на Одиссее Гомера), однако музыкальному воплощению этих изысканных и многослойных текстов недостает непосредственности и обаяния; лишь немногие фрагменты опер Берио наделены самодовлеющей музыкальной привлекательностью безотносительно к их интеллектуальной подоплеке. Еще одна излюбленная сфера деятельности Берио – аранжировка и «пересочинение» произведений композиторов прошлого, в том числе Монтеверди, Фрескобальди, Баха, Боккерини, Моцарта («комментарий» к неоконченному зингшпилю Заида), Шуберта (Rendering (Переложение) – опыт восстановления 10-й симфонии, где оркестрованные Берио наброски Шуберта перемежаются связками, выполненными в современной манере), Брамса, Пуччини (завершение оперы Турандот), , и . Различные аспекты творчества Берио, вплоть до пародийно-юмористического, объединены в его предсмертной работе – пятичастном вокальном цикле Комнаты на многозначные, содержательно взаимосвязанные тексты пяти близких Берио авторов.

Берио выступал и записывался как дирижер, исполняя преимущественно собственную музыку. Был художественным руководителем Израильского камерного оркестра (1975), Римской филармонической академии (1975-1976), фестиваля Флорентийский музыкальный май (1984) и других европейских музыкальных фестивалей; в 2000 был избран президентом римской Академии Санта-Чечилия. Среди его учеников – , Винко Глобокар (Globokar, р. 1934), .

В следующий ниже список не вошел ряд произведений (в том числе исполненных и опубликованных), которые Берио исключил из своего каталога.

Муз. театр: Opus Number Zoo, для детей, дух. квинтет, сл. Р. Левин (1951, 2/1970); Allez-hop!, мимический рассказ, м.-сопр., 8 актеров, танцоры, орк., сл. И. Кальвино (1959, Венеция, 2/1968, Болонья); Переход (Passaggio), сопр., 2 хора, 5 ударников и кам. орк., сл. Э. Сангуинети и Б. (1962, пост. 1963, Милан); Laborintus II, 3 жен. гол., 8 актеров, чтец, хор, инстр. анс. и магн., сл. Сангуинети (1965, Париж); Opera, опера в 3 актах, либр. В. Оттоленги и Б. по У. Эко и др. (1970, Санта-Фе, 2/1977, Флоренция); Recital I for Cathy, м.-сопр. и инстр. анс., сценарий Б., Сангуинети и А. Мозетти (1972, Венеция); Линия (Linea), балет, 2 фп., вибр., мар. (1974, Гренобль); Прекрасной памяти того дня (Per la dolce memoria di quel giorno), муз. к балету М. Бежара по Петрарке, магн. (1974, Флоренция); Воображаемый дневник (Il diario immaginario), музыка к радиопьесе по Мольеру, магн. (1975); Правдивая история (La vera storia), опера в 2 актах, либр. И. Кальвино и Б. (1978, пост. 1982, Милан); Король слушает (Un re in ascolto), опера (муз. действо) в 2 частях, либр. Б. по Кальвино, У.Х. Одену, Ф.В. Готтеру и Шекспиру (1979–1982, пост. 1984, Зальцбург); Naturale, балет на осн. сицилийских нар. мелодий, альт, уд., магн. (1985, Таормина); Дважды… (Twice upon), театр без слов для 6 дет. групп (1994, Лондон); Compass, балет-концерт, фп. и орк. (1994, пост. 1995, Цюрих); До и во время, по «Заиде» (Vor, während, nach Zaide), комментарий к неоконч. опере Моцарта (1995, Флоренция); Никто (Outis), опера (муз. действо) в 2 частях, либр. Б. и Д. Дель Корно (1996, Милан); Хроника места (Cronaca del luogo), опера (муз. действо), либр. Б. и Т. Пекер-Берио (1999, Зальцбург).

Др. вок. муз.: 4 итал. нар. песни, жен. гол. и фп. (1947, 2/1973); Magnificat, 2 сопр., хор, дух., 2 фп., уд. (1949); Три вокализа (Tre vocalizzi), гол. и фп. (1950); El mar la mar, сопр., м.-сопр. и 7 инстр., сл. Р. Альберти (1952, 2/1969); Камерная музыка (Chamber Music), жен. гол., клар., влч. и арфа, сл. Дж. Джойса (1953); Круги (Circles), жен. гол., арфа и уд. (2 исполн.), сл. э.э. каммингса (1960); Эпифании (Epifanie), жен. гол. и орк., сл. М. Пруста, А. Мачадо, Дж. Джойса, Э. Сангуинети, К. Симона, Б. Брехта (1961, окончат. ред. 1992 под англ. назв. Epiphanies); Народные песни (Folk Songs), жен. гол. и инстр. анс. (1964, ред. с орк. 1973); Sequenza III, жен. гол., сл. М. Каттера (1966); O King, жен. гол. и 5 инстр. (1968, включено в Симфонию); Симфония (Sinfonia), 8 гол., орк., скр., эл.-орг., электрич. клав., фп., сл. К. Леви-Строса, С. Беккета, Б. и др., в 4 частях (1968, 2 (в 5 частях)/1969); Air, сопр. и орк., сл. А. Стриджо (1969, из Opera, обр. для гол. и фп. квартета 1970); Melodramma, тен. и инстр. анс. (1970, из Opera); Агнец (Agnus), 2 сопр., 3 клар., эл.-орг. (1971, включено во 2-ю ред. Opera); E vó, сицилийская колыбельная, сопр. и инстр. анс. (1972, включено во 2-ю ред. Opera); Покой (Calmo), м.-сопр. и инстр. анс., сл. Гомера, Э. Сангуинети, Саади и др. (1974, 2/1989); Крики Лондона (The Cries of London), 6 или 8 гол. (1974–1976); A-ronne, 5 или 8 гол., сл. Э. Сангуинети (1975); Хор (Coro), 40 гол. и инстр., сл. П. Неруды и нар. (1976); Duo (1982); Колеса (Ofanim), жен. гол., 2 дет. хора, 2 инстр. группы, электр., сл. из Ветхого Завета (1988, 2/1997); Песнь Новейшего Завета (Canticum Novissimi Testamenti), 8 гол., 4 клар., 4 сакс., сл. из Нового Завета и Э. Сангуинети (1989–1990); Нет мелодии (There is no tune), кам. хор, сл. Т. Пекер-Берио (1994); Шофар (Shofar), хор и орк., сл. П. Целана (1995); Слушай (Hör), хор и орк., сл. его же (1995); Другой голос (Altra voce), м.-сопр., альт. фл. и электр., сл. Т. Пекер-Берио (1999); E si fussi pisci, сицилийская песня, хор (2002); Комнаты (Stanze), бар., 3 малых муж. хора и орк., сл. П. Целана, Дж. Капрони, Э. Сангуинети, Бренделя и Д. Пагиса (2003).

Для орк.: Концертино (Concertino), клар., скр., чел., арфа, стр. (1949, 2/1970); 2 пьесы (1951, обр. произв. для скр. и фп.); Вариации (Variazioni), кам. орк. (1954); Nones (1954); Вариации на тему из «Волшебной флейты» Моцарта, 2 бассетгорна и стр. (1956); Divertimento (1957, совместно с Мадерной); Allelujah II (1958); Tempi concertati, скр., фл., 2 фп., кам. орк. (1959); Chemins I (по Sequenza II), арфа и орк. (1965); Chemins III (по Chemins II), альт, 9 инстр. и орк. (1968, 2/1973); Chemins IIb (по Sequenza VI), мал. орк. (1970); Движение (Bewegung, 1971, 2/1983); Chemins IIc (по Sequenza VI), бас-клар. и мал. орк. (1972); Концерт для 2 фп. с орк. (1973); Найти точки на кривой… (Points on the Curve to Find), фп. и 22 инстр. (1974); Впечатления (Eindrücke, 1974); Возвращение «Сновидений» (Il ritorno degli Snovidenia), влч. и кам. орк. (1976); Бис (Encore, 1978, 2/1981); Вступление (Entrata, 1980); Согласие (Accordo), 4 дух. орк. (1980); Хорал (Corale, по Sequenza VIII), скр., 2 влт. и стр. (1981); Fanfara (1982); Покой (Requies), кам. орк. (1984); Голоса (Народные песни-2)» (Voci (Folk Songs II)), альт и 2 инстр. группы (1984); Formazioni (1986); Concerto II (Echoing Curves), фп. и 2 орк. (1988, 2/1989); Праздник (Festum, 1989); Continuo (1989); Переложение (Rendering) наброска Шуберта (1989); Chemins V (по Sequenza XI), гит. и кам. орк. (1992); Ноктюрн (Notturno), стр. орк. (1995, обр. произв. для стр. квартета, 1993); Re-Call, кам. орк. (1995); Kol Od (Chemins VI, по Sequenza X), труба и кам. орк. (1996); Повествование (Récit) (Chemins VII, по Sequenza IX), альт-сакс. и орк. (1996); Ekphrasis (Continuo II) (1996); Alternatim, клар., альт и орк. (1997); SOLO, трбн. и орк. (1999).

Для 2–15 исполн.: 2 пьесы, скр. и фп. (1951); Стр. квартет (1955); Серенада (Serenata), фл. и 14 инстр. (1957); Различия (Différences), 5 инстр. и магн. (1959, 2/1967); Sincronie, стр. квартет (1964); Chemins II (по Sequenza VI), альт и 9 инстр. (1967); Память (Memory), электр. фп. и электр. клав. (1970, 2/1973); Давным-давно (Каноническая колыбельная для Стравинского) (Autre fois, Berceuse canonique pour Igor Strawinsky), фл., клар., арфа (1971); Легкая музыка (Musica leggera), фл., альт, влч. (1974); Chemins IV (по Sequenza VII), гоб. или сопр.-сакс. и 11 стр. (1975, 2/2000); Дуэты (Duetti), 2 скр. (1983); Зов (Call), 5 медн. дух. (1985, 2/1987); Годовщины (Ricorrenze), фл., гоб., клар., влт., фаг. (1985–1987); Ноктюрн (Notturno (quartetto III)), стр. квартет (1993); Glosse, стр. квартет (1996); Korót, 8 влч. (1998).

Для фп.: Маленькая сюита (Petite suite, 1947); Пять вариаций (Cinque variazioni, 1953); Sequenza IV (1966, 2/1993); Rounds (1967, обр. произв. для клав., 1965); Шесть бисов (Six Encores), цикл, включает пьесы Водное фп (Wasserklavier, 1965), Земное фп. (Erdenklavier, 1969), Воздушное фп. (Luftklavier, 1985), Огненное фп. (Feuerklavier, 1989), Росток (Brin, 1990) и Лист (Leaf, 1990); Соната (2001).

Для др. инстр. соло: Sequenza I, фл. (1958); Sequenza II, арфа (1963); Rounds, клав. (1965); Sequenza V, трбн. (1966); Жесты (Gesti), альт. блокфл. (1966); Sequenza VI, альт (1967, ред. для влч. 1981); Sequenza VII, гоб. (1969, ред. для сопр.-сакс. 1993); Fa-Si, орг. (1975); Sequenza VIII, скр. (1976); Слова слетели с губ… (Les mots sont allés…), влч. (1978); Sequenza IX, клар. (1980, ред. для альт-сакс. 1981, ред. для бас-клар. 1997); Песня (Lied), клар. (1983); Sequenza X, труба с фп. резонансом (1984); Sequenza XI, гит. (1988); Psy, кб. (1989); Sequenza XII, фаг. (1995); Sequenza XIII, акрд. (1995); Sequenza XIV, влч. (2002).

Электр. муз.: Мутации (Mutazioni, 1956); Перспективы (Perspectives, 1957); Тема (в честь Джойса) (Tema (Omaggio a Joyce), 1958); Моменты (Momenti, 1960); Лицо (Visage, 1961); Параллельные песнопения (Chants parallèles, 1975).

Обр. произв. Монтеверди (Орфей, Поединок Танкреда и Клоринды), Пёрселла, Моцарта, Шуберта, Баха (последняя фуга Искусства фуги), Боккерини, Верди, Брамса (Соната соч. 120 № 2, версия для клар. с орк.), Пуччини (завершение Турандот), Малера, Фальи, Хиндемита, Вайля.