Блох ,

Эрнест (Bloch; 24.7.1880, Женева – 15.7.1959, Портленд, Орегон). Швейцарский и американский композитор. Учился игре на скрипке и композиции в Женеве и Брюсселе (среди учителей – Эмиль Жак-Далькроз и Эжен Изаи), в 1899–1903 совершенствовался по композиции во Франкфурте-на-Майне и Мюнхене у авторитетных педагогов Ивана Кнорра (Knorr, 1853–1916) и Людвига Тюиля (Thuille, 1861–1907). С 1916 года жил в США (лишь 1930-е годы провел в основном в Швейцарии); в 1924 принял американское гражданство. Преподавал в Нью-Йорке (1917–1920), Кливленде (1920–1925), Сан-Франциско (1925–1930) и Беркли (1940–1952). Среди его ранних произведений выделяется опера Макбет (Macbeth, пост. 1910, Париж, Опера-комик): яркий образец французской лирической драмы, отмеченный влияниями Мусоргского, Штрауса, Дебюсси. Элементы импрессионизма заметны в гармонии и инструментальной фактуре произведений, составляющих так называемый еврейский цикл Блоха – Псалмах 137 и 114 для сопрано и оркестра (1912–1914), Трех еврейских поэмах (Three Jewish Poems) для оркестра (1913), Псалме 22 для баритона и оркестра (1914), симфонии Израиль (Israel) для 5 певцов-солистов и оркестра (1912–1916) и популярной еврейской рапсодии для виолончели с оркестром Шеломо (Schelomo, 1916). Мелодический материал этих опусов стилизован в ярко выраженной ориентальной манере, с увеличенными секундами, обильной орнаментикой и так наз. ломбардскими (обращенными пунктирными) ритмами, а в Шеломо также с микрохроматическими интервалами. Еврейскими интонациями, но уже в более «бытовом» восточноевропейском варианте, проникнуты и другие широко известные произведения Блоха – Баал Шем: три картинки из хасидской жизни (Baal Shem: Three Pictures of Chassidic Life) для скрипки и фп. (1923, оркестровая версия 1939) и Из еврейской жизни (From Jewish Life) для виолончели и фп. (1924). В ряде своих работ Блох тяготеет к неоклассицизму (1-й фортепианный квинтет, 1923; Concerto grosso для струнных и фп., 1925 и др.). Свои патриотические чувства к Швейцарии и США он выразил, соответственно, в оркестровой фреске Гельвеция (Helvetia, 1900–1929) и трехчастной эпической рапсодии Америка (America) для хора с оркестром (1926). В обеих партитурах широко цитируются фольклорные и популярные мелодии (в Америке – разнородного этнического происхождения). Самые значительные опусы Блоха 1930-х – еврейский богослужебный цикл Avodath hakodesh для баритона, хора и оркестра (1933) и Концерт для скрипки с оркестром (1938), основанный на лейтмотиве, заимствованном из индейского фольклора. В 1940–1950-х Блох продолжал сочинять в духе неоклассицизма, эпизодически возвращаясь к разработке еврейских мотивов (Еврейская сюита (Suite hébraïque) для скрипки или альта с оркестром, 1951) и позволяя себе небольшие «дерзости» в виде тем из 12 неповторяющихся звуков (Sinfonia breve (Короткая симфония), 1951; 3-й струнный квартет, 1952; Симфония Es-dur, 1955). Свой творческий путь Блох завершил серией сюит для струнных соло (3 для виолончели, 1956–1957; одна для альта и 2 для скрипки; все – 1958).