Брайерс ,

(Ричард) Гэвин (Bryars; р. 16.1.1943, Гул). Английский композитор. Изучал философию в Шеффилдском университете, занимался музыкой частным образом. В 1960-х играл на контрабасе в джазовых ансамблях, некоторое время провел в Нью-Йорке, где общался с и деятелями его круга, по возвращении в Англию сотрудничал с различными экспериментальными ансамблями, в том числе со «сборным» коллективом Scratch Orchestra под руководством Корнильеса Кардью (Cardew, 1936–1981). Преподавал в Портсмутской школе искусств (где в 1970 основал экспериментальный оркестр Portsmouth Symphonia) и в Лестерском политехническом институте (основал факультет музыки и в 1986–1994 был его профессором). Самая известная работа раннего Брайерса – Гибель Титаника (The Sinking of the Titanic) для любого состава и магнитофона: своего рода фантазия на тему гимна, который играл корабельный оркестр на тонувшем Титанике, с разнообразными дополнительными звуковыми эффектами (1-я версия 1969, есть и более поздние версии, так или иначе реконструирующие и комментирующие данное историческое событие). В 1970-х Брайерс создал ряд других «концептуальных» композиций для неопределенных составов, с музыкой, меняющейся от исполнения к исполнению, часто с наложением «живого» и записанного звука и с использованием заимствованного материала. В 1979 основал ансамбль своего имени (Gavin Bryars Ensemble) для исполнения собственных произведений; состав ансамбля неоднократно менялся, сам Брайерс играет в нем на контрабасе, клавишных и ударных. С начала 1980-х пишет музыку более обычного типа – консонантную, преимущественно спокойную, ритмически простую и репетитивную. Определенным успехом пользовались оперы Брайерса Медея (Medea, по Еврипиду, пост. 1984, Лион, режиссер Роберт Уилсон) и Опыт доктора Окса (Doctor Oxs Experiment, по Жюлю Верну, пост. 1999, Лондон). Значительную часть продукции Брайерса последних десятилетий составляют образцы благозвучной религиозной новой простоты, часто стилизованной под барокко и Ренессанс, но не без явно современных оборотов, в том числе ведущих свое происхождение из поп-музыки. Таковы, в частности, опусы Брайерса, предназначенные для мужского вокального Хильярд-ансамбля и его участников, в том числе Glorious Hill для 4 мужских голосов на слова Пико делла Мирандола, XV век (1988), Incipit Vita Nova для контратенора и струнного трио на слова его же и Данте (1989), Cadman Requiem для 4 мужских голосов и струнных на тексты из латинского реквиема и Кэдмона, VII век (1989) и Четыре стихии (Four Elements) для 10 инструменталистов и контратенора, без слов (1990). Среди других партитур Брайерса, выдержанных в сходной стилистике, – масштабная кантата Война в небесах (The War in Heaven) на тексты современного американского драматурга С. Шепарда и из англосаксонской книги VII века (1993), виолончельный концерт Прощание с философией (Farewell to Philosophy, 1995), поздние мадригалы, лауды и псалмы для вокальных голосов a cappella или с инструментальным сопровождением. В 2002 году в Майнце была поставлена третья опера Брайерса, озаглавленная G (ее герой – Гутенберг). Одна из крупных работ Брайерса 2000-хгодов – концерт для контрабаса с оркестром Прощание с Петербургом (2002, с мужским хором ad libitum на использованные Глинкой слова Кукольника). Многие партитуры Брайерса первоначально создавались в качестве прикладных.